Новости о «Северном потоке-2» словно резко изменили климат над немалой частью планеты. Низкими ноябрьскими тучами повисли над летней Украиной стенания о коварном предательстве ключевых западных союзников. Серое уныние тут и там пронзают молнии отчаянных призывов не надеяться больше ни на кого, а постоять за себя самим, гордо и одиноко. Удивительная смесь мстительности с бессилием, как потрясание кулаком в небеса.
Украине привычно играть роль жертвы исторических несправедливостей и громко сетовать об этом, расчесывая раны, так что реакция на соглашение между США и Германией легко пошла по накатанной. И ничего сделать тут нельзя, опытные родители знают: обиженному надо дать сладенько выплакаться. Но уровень народного горя по поводу возможной потери поступлений от газового транзита – и от кого? от России! – не может не удручать. Неужто действительно нас так просто вогнать в депрессию?
Конечно, было бы славно, если бы немцы с американцами рубанули злополучный газопроводный проект, в который было ввалено столько российских миллиардов, и в Кремле бы ойкнули, а мы бы радостно захохотали. Но не рубанув его в корне, они тем более не стали этого делать сейчас, перед самым завершением, и посчитав, что дополнительные точки раздачи газа не помешают, и прикинув, что у трубы, как у палки, два конца. Иллюзий о России и святости ее намерений ни у кого нет, но инструмент, которым не прочь бы воспользоваться путинские, может быть использован против них. Разумеется, при желании и необходимости.
Собственно, критика соглашения основывается на отсутствии веры в то, что в нужный момент немецкие и американские гаранты европейской энергетической безопасности и национальной безопасности Украины осознают необходимость убедительно отреагировать на враждебные действия России и найдут в себе силы и желание это сделать. Будущая нерешительность и неспособность гарантировать гарантированное и критикуется авансом. Не сказать, что для критики нет оснований. Запад неприлично долго свыкался с фактом, что Путин не специфический партнер, а убежденный противник. Слава богу, Владимир Владимирович тщательно работает над тем, чтобы на этот счет рассеялись последние сомнения, и антизападничество совершенно очевидным образом положено в основу государственной политики России. Кстати, если нельзя в полной мере гарантировать решительность Запада в случае чего, то дальнейшее сползание путинского режима в параноидальное состояние наподобие лукашенковского видится неотвратимым. Россия становится все безобразней.
Оценки в терминах победы или поражения строятся на подсознательном взгляде на произошедшее будто на завершенные игровые таймы. Однако с течением времени, отказывающегося умещаться в искусственные рамки, самые очевидные победы порой видятся безусловными поражениями, и наоборот. Так, из 2021-го ошеломительный успех «зеленых человечков» в Крыму в 2014-м выглядит как катализатор необратимых процессов превращения России в международного изгоя. Наша нынешняя печаль по поводу потенциальных трубопроводных перспектив имеет шанс когда-то обернуться радостью, что страна получила толчок сдыхаться от опасной зависимости и стала двигаться в сторону современной экономики и возобновляемых источников энергии. «Нехорошее» соглашение подсказывает Украине такой путь и содержит конкретные шаги в этом направлении, включая материальную помощь. Грех не воспользоваться.
Опять же, единство Запада, проявленное в стратегическом партнерстве США и Германии, – серьезная неприятность для Кремля, а что для него неприятность, для нас приятность, как ни крути, даже если в конкретный момент горько. Так что, Україно, поплакала і стоп. Менше слів, більше діла.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»