Двойное гражданство: удастся ли урегулировать вопрос на законодательном уровне

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Совет национальной безопасности и обороны поручил Кабинету министров урегулировать вопрос двойного гражданства. Об этом сообщил секретарь СНБО Алексей Данилов. По его словам, это необходимо, чтобы избежать ситуаций, когда граждане России возглавляли СБУ, Министерство обороны, Генштаб и МВД. По его словам, Кабмин должен разработать такой законопроект, который бы позволил «четко понимать тех лиц, имеющих двойное гражданство».

Что же касается украинцев, которые получили российские паспорта на временно оккупированных территориях Донбасса и в Крыму, то, по мнению господина Данилова, они откажутся от них, как только Украина вернет себе эти территории.

Как известно, еще в декабре 2019 года президентом Украины Владимиром Зеленским как неотложный был зарегистрирован законопроект № 2590 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно вопросов гражданства». Рассмотрение данного законопроекта, который был запланирован на май 2020 года, так и не состоялось из-за пандемии коронавируса и введения карантина. Однако вскоре он был снят с рассмотрения, потому что эксперты ВР сделали вывод, что без изменений в Конституцию, просто на уровне закона, этот вопрос урегулировать невозможно.

Чем вызвано возвращение представителей власти к проблеме двойного гражданства и каковы перспективы принятия и введения такого закона, учитывая то, что изменения в Конституцию так и не были внесены?

Свои аргументы неотложности и важности этого процесса предоставил МИД Украины. Там поддерживают решение СНБО о возможности двойного или множественного гражданства для украинцев и одновременно указывают на необходимость определенных ограничений такой практики. В частности, такая практика невозможна с Россией: поскольку это государство-агрессор, не может быть и речи о предоставлении ее гражданам украинского гражданства, подчеркнул министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.

«Мы планируем разрешить двойное гражданство со странами Евросоюза, со странами мира, которые являются для нас дружественными и не представляют для нас никакой угрозы, и список этих стран ... будет зависеть от некоторых критериев. Таким образом, мы сможем держать вот этот ареал украинства в мире как одно целое, и гражданин Украины, который выехал на постоянное место жительства в, например, страны Евросоюза, в перспективе сможет стать и гражданином этой страны, и остаться при этом частью украинского пространства, сохранить украинский паспорт», ‒ подчеркнул министр.

Двойное гражданство: нардепы предлагают запретить голосовать владельцам паспортов страны-агрессораВ Раде появились три законопроекта, которые предлагают легализацию двойного гражданства, штрафы, уголовную ответственность или увольнение чиновников из-за паспорта РФ.

Сейчас в Украине сложилась ситуация, когда, как минимум сотни тысяч наших граждан, в том числе и некоторые политические игроки, имеют или могут иметь еще одно гражданство, в том числе и гражданство государства-агрессора, и гражданство стран Евросоюза, и Запада в целом. Что делать с такими случаями? Могут ли такие лица участвовать в политической деятельности? Могут ли они претендовать на государственные должности или быть участниками избирательного процесса? Могут ли они свободно заниматься агитацией в Украине? Это важные вопросы, которые надо урегулировать на законодательном уровне.

Риск или преимущество?

Лишить гражданина Украины гражданства из-за наличия у него паспорта другого государства невозможно. Но если такой человек действительно служит тому государству, чей паспорт получил в дополнение к украинскому? Что с этим делать? А если это государство-агрессор? Пока нет четких законодательных ответов. Но мы должны установить, что человек, связанный с другим государством, должен соответственно восприниматься и украинским государством. Этот вопрос будет прорабатываться совместно парламентом, правительством и Офисом президента.

Все эксперты, которых спрашивали об их видении проблемы множественного гражданства в Украине, сходятся во мнении, что эта проблема неоднозначная, противоречивая и сложная, а следовательно, такой ключевой вопрос для государства нужно решать путем референдума.

К тому же, на сегодня нет «свежих» объективных социологических исследований, которые наглядно показали бы позицию украинцев. Ближайшие по времени социологические данные по этому вопросу касаются 2010 и 2014 годов: так в 2010-м, по данным опроса Центра Разумкова, 49% граждан нашего государства хотели бы иметь гражданство еще одной страны при сохранении украинского гражданства. А 41% граждан не хотели бы иметь двойное гражданство ни при каких обстоятельствах. В 2014 году, по данным опроса КМИС, желающих узаконить лиц с двойным гражданством в Украине было всего 30% в целом по стране, а против «двойного гражданства» уже высказалось 45%.

По мнению экспертов, такая тенденция в украинском социуме не соответствует мировой тенденции, хотя в современных условиях пандемических угроз все может измениться: 75% стран позволяют множественное гражданство и до недавнего времени их количество увеличивалось. Не так давно двойное гражданство признали в Норвегии, где долгое время не воспринимали этого явления. В Италии после внесения изменений в Конституцию в 1996 году, не только сохраняется двойное гражданство итальянцев, но и вводится право на восстановление гражданства для тех, кто его потерял по каким-то причинам. Поэтому количество лиц, которые за 10 лет восстановили свое итальянское гражданство выросло почти до 1 миллиона.

Однако, по мнению юристов, перенести опыт определенной страны на ситуацию в Украине невозможно. Любая европейская страна, которая имеет институт множественного гражданства, сформировала отношение к нему в конкретных политических международных условиях. В условиях, в которых находится теперь Украина, наверное, не было после Второй мировой войны ни у одной из европейских стран. Кроме того, примеров принятия законодательства о двойном гражданстве в условиях военного конфликта в мире не существует.

Некоторые эксперты считают (и с этим трудно не согласиться), что Украина опоздала с вопросом легализации двойного гражданства, так как, начиная с 2010-х годов ряд соседних государств применили норму упрощенного получения гражданства, и этим воспользовались сотни тысяч граждан Украины. Однако государство Украина не воспользовалось возможностью сделать прозрачным и взять под контроль процесс паспортизации своих граждан. Ведь взять под контроль можно было не только запретом множественного гражданства, но и разрешив его, подписав соответствующие соглашения с другими странами. Итак, реалии таковы: очень многие граждане Украины испытывают определенный дискомфорт из-за неурегулированности вопроса.

Двойное гражданство кандидатов: в чем риски для интересов страныПрава и обязанности, которые лицо имеет в другом государстве, могут противоречить защите интересов избирателей, считает юрист Александр Москалюк.

По разным неофициальным данным, в Украине российские паспорта имеют от 350 тысяч до 2,5 миллионов украинцев. Большинство из них проживает в оккупированных ныне Крыму и в ОРДЛО. Есть сведения, что количество украинцев, получивших гражданство Венгрии, достигает 130 тысяч человек, румынского ‒ до 100 тысяч. По другим данным, неофициально от 5% до 10% украинцев уже имеют паспорт другого государства, а около 5 миллионов человек находятся на заработках за рубежом, и в перспективе могут получить там гражданство.

Итак, сегодня можно констатировать, что и в вопросе множественного гражданства сложилась классическая ситуация тупика: «ввести нельзя отменить» ‒ где уместнее поставить запятую?

Вопрос паспортизации Крыма и Донбасса

Из-за российской агрессии и оккупации части украинской территории, непростым будет и решение проблемы гражданства для тех, кто был вынужден получить российские паспорта на оккупированной территории. Если паспорт оккупанта был просто условием выживания и человек не служил оккупантам, то это одно дело. Такие люди просто лишатся российского «аусвайса» после деоккупации. Но если люди получили эти паспорта добровольно по убеждениям и служат оккупантам, то как мы, как государство, должны решить вопрос предоставления украинского гражданства таким людям. И здесь на законодательном уровне должны быть предусмотрены очень непростые и справедливые решения, потому что таких людей много, и у каждого будет своя история.

Так, по данным Минреинтеграции на конец 2020 года, около 300 тысяч украинцев прошли через принудительную российскую паспортизацию. В общем паспортизация РФ коснулась 90% населения оккупированных Крыму и части Донбасса. Только в оккупированном Россией Крыму это около 2,5 миллионов граждан Украины. Еще около 400 тысяч жителей временно оккупированных районов Донбасса получили российские паспорта. И паспорта этих людей в перспективе более опасны, чем сами боевики незаконных вооруженных формирований так называемых «ДНР-ЛНР». И вот почему.

Во-первых, четкая фиксация молодых людей призывного возраста, которая сейчас происходит в ОРДЛО, дает РФ абсолютное право требовать от них прохождения службы в рядах уже официальной армии, а в случае нового обострения на Востоке, использовать аргумент «убийства граждан РФ» для официального введения своего военного контингента на Донбасс. С другой стороны, позволяет и в дальнейшем распространять информационный бред о «геноциде своих граждан Украины».

Вторая причина ‒ политическая. Она более реальна и угрожающая, и касается того, за кого в перспективе могли бы проголосовать 300 тысяч граждан России на украинском Донбассе, которые сознательно сделали выбор в сторону России как «своего государства»? Ведь такие «избиратели» лишь номинально будут принадлежать к украинскому электорату, тогда как на самом деле будут рычагом влияния на политическую жизнь Украины со стороны РФ.

Какой выход в этой ситуации?

Это некий институт «негражданства», который существует, к примеру, в Эстонии и Латвии. То есть, жителям оккупированных территорий в короткий срок предлагается отказаться от гражданства РФ.

Двойное гражданство: какие плюсы и минусы будут для УкраиныИдея с двойным гражданством должна пройти широкое обсуждение, чтобы не была использована против Украины, считает эксперт.

Например, если человек сознательно делает выбор в пользу России, он лишается гражданства украинского государства. А дальше ему предлагают два варианта: либо находиться на территории Украины в статусе иностранного (в данном случае ‒ российского) гражданина или получить паспорт негражданина Украины, который, по опыту Балтийских стран, дает те же права, что и гражданину, кроме права избирать и быть избранным на государственные должности. То есть, такой человек может спокойно участвовать в экономической жизни страны, платить налоги и рассчитывать на социальные и экономические выплаты от государства, но никоим образом не сможет влиять на ее политическую жизнь.

Таким образом, государство Украина может не предлагать позволить любое двойное гражданство на уровне закона. Предлагается урегулировать, что именно делать с теми случаями наличия двойного гражданства, которые уже зафиксированы, а также с тем объективным желанием некоторых наших граждан иметь еще один паспорт. Таким образом, парламент и правительство смогли бы ввести ситуацию, которая уже сложилась, в правовое поле.

В любом случае, вопрос двойного гражданства, кроме аспекта защиты национальных интересов, имеет еще один важный момент, на котором еще в начале своей президентской каденции подчеркивал Владимир Зеленский ‒ предоставить возможность получить украинское гражданство украинцам в многочисленной диаспоре за рубежом. Безусловно, в данном случае также следует предусмотреть соответствующие правовые меры предосторожности, однако в таком контексте двойное гражданство становится не только вызовом, но и возможностью для нашего государства.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: