Пять лет борьбы с акцизом: разрешит ли Рада дешевое растаможивание авто

Читати українською
Александр Радчукполитолог

На этой неделе народные депутаты предпримут еще одну попытку решить вопрос дешевого растаможивания авто из Европы. Этим безуспешно занимаются уже около 5-ти лет ‒ с самого появления на дорогах Украины так называемых «евроблях». Ситуация должна была кардинально измениться после избрания президентом Владимира Зеленского и переизбрания нового состава парламента в 2019 году. Однако решение проблемы уже несколько раз откладывалось.

Похоже, на этот раз противостояния парламента с представителями общественных организаций, которые борются за дешевое растаможивание авто в Украине, не избежать. Именно 18-го февраля Верховная рада должна рассмотреть 2 законопроекта, которые, как обещают парламентарии, позволят существенно уменьшить стоимость оформления, но с определенными ограничениями и процедурами.

Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев пообещал, что уже в четверг Верховная рада рассмотрит законопроект, предлагающий дать возможность разовой доступной растаможки авто за 1000 евро. «Человек платит эту сумму, это ‒ разовая акция, и мы больше вообще не возвращаемся к этому вопросу», ‒ отметил Даниил Гетманцев. Но все ли так просто?

Растаможат всех?

По поводу растаможивания авто за 1000 евро ‒ это действительно возможно, но учитывая некоторые «но». В законопроектах № 4643-д и 4644-д, благодаря которым украинцы и должны наконец растаможить свои авто на еврономерах, речь идет прежде всего о транспортных средствах с иностранной регистрацией, которые ввозились до 31 декабря 2020 года с нарушением таможенных правил.

Растаможка «евроблях»: какие нужны изменения и что делать с экостандартамиВ Украине увеличилось количество подержанных авто из-за границы до 27 тысяч. Это максимальный результат, не считая первые три месяца года, когда по льготным ставкам активно легализировались евробляхи.

Во-вторых, придется заплатить штраф ‒ причем дается выбор: или можно вывезти авто обратно за границу, не растаможивая его, и оплатить 8500 гривен штрафа; или же продолжить процедуру растаможивания, заплатив все те же 8500 гривен административного наказания.

В-третьих, оформить можно автомобиль одной категории на одного человека. К тому же, транспортное средство должно соответствовать экологическим стандартам не менее «Евро-2».

В-четвертых, льготный режим для растаможивания авто составит 180 дней с момента подписания президентом закона. Важно, что закон не будет распространяться на транспортные средства, которые имеют «происхождение из страны, признанной государством-оккупантом по закону Украины и/или признанной государством-агрессором по отношению к Украине согласно законодательству, или ввозятся с территории такого государства-оккупанта (агрессора) и/или оккупированной территории Украины, определенной такой по закону Украины».

Наконец, законопроект предусматривает формулу, по которой будут растамаживать авто ‒ общая сумма имеет определенные коэффициенты, которые будут рассчитываться исходя из возраста машины, объема и типа двигателя. Причем, что касается возраста авто («ставка базовая») придется уплатить от 25 евро, если машина старше 10 лет за каждый год (до 10 лет ‒ владелец не платит ни одного евро по этому параметру), до 150 евро, если транспортному средству 15 и более лет.

Еще 100 евро придется заплатить владельцам авто с дизельными двигателями, тогда как для бензиновых, электрических или «гибридных» не придется платить ничего.

А вот по параметру объема двигателя «вилка» коэффициентов интереснее: от 0,25 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя ‒ для транспортного средства с объемом двигателя внутреннего сгорания до 2000 куб. см (включительно), до 0,5 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя ‒ для транспортного средства с объемом двигателя внутреннего сгорания более 5000 куб. см.

То есть, за авто 2011 года с бензиновым двигателем с объемом в 1500 куб. см придется заплатить всего 625 евро за растаможку (375 евро за объем двигателя + 250 евро за возраст авто). За такое же авто, только с дизельным двигателем, придется заплатить на 100 евро больше (725 евро). Старые автомобили с большим объемом двигателя соответственно будут стоить дороже. Впрочем, если учитывать параметры по максимальным критериям стоимость растаможивания может превышать обещанные разработчиками законопроектов 1000 евро.

Кстати, полученные от растаможивания авто на еврономерах средства, в соответствии с предложенными в законопроекте нормами, предлагается в полном объеме направить на вакцинацию украинцев от коронавирусной инфекции, доплаты медикам и приобретение медицинского оборудования.

Льготные условия ‒ навсегда!

Нововведения предложенных законопроектов заключаются в том, что в процессе формирования цены растаможивания не учитывается начальная стоимость авто. Однако именно в общественных организациях, которые борются за введение новых правил растаможивания, уже давно настаивают на рассмотрении законопроекта №3704, в котором говорится об упорядочении структуры акцизного налога. Кроме пониженной фиксированной ставки акциза, законопроект не предусматривает каких-либо сроков растаможивания, то есть, в случае его принятия должен действовать для всех граждан бессрочно. Таким образом, документ не предусматривает никаких льготных условий, на которых настаивают во фракции «Слуга народа». А это значит, что кроме уже указанного штрафа в 8500 гривен, другие санкции не должны быть применены.

Растаможивание «евроблях»: почему проблема опять обостриласьПроблема «евроблях» будет обостряться, потому что сейчас в бюджете наблюдается значительный дефицит и отсрочку на год могут отменить, считает эксперт.

Представители ОО «АвтоЕвроСила» призывают к очередному пикетированию Верховной рады в день голосования, 18 февраля, и настаивают на внесении на рассмотрение законопроекта №3704. Союзниками активистов в продвижении этого документа в ВР выступила депутатская группа партии «За майбутнє».

Пока ясно, что ни предложенные профильным комитетом законопроекты, ни альтернативный №3704, не имеют достаточной поддержки в зале парламента. Конечно, шансов на принятие предложенных депутатами фракции монобольшинства законопроектов больше, однако и в этом случае могут быть сюрпризы.

Так или иначе, украинцы продолжают ввозить из-за границы рекордное количество подержанных авто. В целом, рынок таких авто за последние годы растет: в 2019 году в Украине было зарегистрировано 408 тысяч подержанных легковых автомобилей, что в 3,5 раза больше, чем годом ранее. А в 2020 году 4 из 5 зарегистрированных в Украине авто были куплены на рынке б/у.

Статистика по производству авто в Украине на фоне цифр с ввозимыми и растаможенными бывшими в употреблении авто вообще выглядит крайне печальной: в прошлом году было произведено 4952 единицы автотранспортных средств, что на 32% меньше, чем в 2019-м.

Поэтому видим, что защищать отечественный автопром вскоре будет просто ни к чему ‒ за государство все решит рынок. Сейчас вопрос заключается в том, как урегулировать существующий рынок и запустить цивилизованные правила игры, которые бы позволили уже иностранным инвесторам вкладывать средства в новейшей автопром именно на территории нашего государства. Вероятно, эти времена придут нескоро, и еще более вероятно, что к тому времени в мире сверхвысокими темпами начнет развиваться совсем другая отрасль производства авто с электродвигателями.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: