Автольготы: когда стоит ожидать новой волны «евроблях»

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В 2019 году новоизбранные президент и Верховная рада так и не смогли поставить точку в дискуссионном вопросе льготного растаможивания подержанных авто из Европы. Похоже, что на системный подход в данном вопросе не стоит надеяться и в начале 2020 года.

Пока все, что смогла сделать команда Владимира Зеленского и фракция «Слуги народа», – это отсрочить введение штрафов на нерастаможенные «евробляхи», таким образом увеличив сроки их легального оформления.

По логике действий их предшественников во власти штрафы должны были заработать после того, как все владельцы авто на еврономерах воспользуются льготным периодом растаможки и заплатят акциз в бюджет за ввозимые б/у авто из Европы. В правительстве Владимира Гройсмана отчитывались о том, что бюджет действительно начал наполняться дополнительными деньгами от льготного растаможивания. Речь шла о 13,6 миллиардах гривен поступлений, которые непосредственно шли в Пенсионный фонд.

После своей победы на президентских выборах еще летом 2019-го Владимир Зеленский попросил Верховную раду отсрочить введение штрафов для владельцев авто на еврономерах якобы из-за того, что многие из них не успели воспользоваться льготным периодом растаможки. После этого Верховная рада еще несколько раз откладывала введение штрафов. Последний период был пролонгирован до 1 января 2020 года.

Впрочем, в конце декабря 2019-го активисты за льготное растаможивание договорились с Кабмином о том, что штрафовать авто на еврономерах не будут до окончательного решения вопроса о новых льготах, которое должны рассмотреть народные депутаты в Верховной раде. Вопрос в очередной раз застыл в воздухе. Что делать с растаможкой подержанных авто, точно не знают ни в Кабмине, ни в Верховной раде. Ситуацию должны как-то сдвинуть с места в Офисе президента. Но пока вопрос «евроблях» там не на повестке дня основных приоритетов.

Льготы не для всех

Позиция у сторонников дешевого растаможивания авто очень понятная: убрать как можно больше барьеров для рядовых украинцев, чтобы быть в состоянии приобрести дешевый подержанный автомобиль из Европы. Прежде всего речь идет об акцизе, который «привязан» к возрасту авто.

В Украину в этом году завезли почти в 4 раза больше подержанных автомобилейВ Украину за январь-сентябрь завезли 347,5 тысяч подержанных автомобилей. Больше всего – из Германии, Польши и Литвы.

Позиция государства противоположная: нужно наполнять бюджет и хоть немного позаботиться о том, чтобы Украина не превратилась в территорию, заполненную автохламом.

Впрочем, параллельно народные депутаты пытаются придумать дополнительные инструменты, как сохранить рейтинги своей политической команды и одновременно попытаться угодить избирателям. Один из таких примеров – законопроект № 2277 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно социальной защиты участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы». Им законодатели предлагают разрешить льготное растаможивание и пользование подержанными авто ликвидаторам Чернобыльской аварии, которые имеют первую и вторую группы инвалидности.

Законопроект, кроме льготного режима растаможивания б/у авто для «чернобыльцев», вводит и существенные ограничения по пользованию приобретенным таким образом транспортным средством. Например, такое авто нельзя будет продавать в течение 5 последующих лет со дня растаможки. Однако можно будет передавать в пользование членам семьи. «Главной целью является уменьшение финансовой нагрузки на инвалидов из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенных к 1 и 2 категории, при приобретении транспортных средств из-за рубежа. Поскольку на сегодня государство не имеет возможности обеспечить полноценно выполнения взятых на себя обязательств перед всеми указанными лицами, то предлагается освободить от обложения таможенными платежами ввоза (пересылке) на таможенную территорию Украины транспортных средств, которое осуществляется указанной категорией лиц», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Возникает резонный вопрос к законотворцам – как объяснить разницу между ожиданиями и требованиями владельцев авто на «еврономерах» и другими льготными категориями граждан? Почему об одних государство должно заботиться, а о других – нет? И за счет кого тогда вообще будут наполняться и перераспределяться средства государственного бюджета?

Нерешенная проблема «евроблях»

В Кабмине считают, что вопрос авто на европейских номерах должна решать Верховная рада. Сейчас в парламенте зарегистрировано несколько законопроектов, ожидающих рассмотрения. Речь идет о законопроектах № 2342, который должен внести изменения в Налоговый кодекс относительно налогообложения подержанных авто из ЕС, № 2345 – изменения в Таможенный кодекс, которые должны временно остановить применение штрафных санкций в отношении ввозимых б/у авто, и № 2132 – «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно создания благоприятных условий на авторынке».

Растаможка «евроблях»: какие нужны изменения и что делать с экостандартамиВ Украине увеличилось количество подержанных авто из-за границы до 27 тысяч. Это максимальный результат, не считая первые три месяца года, когда по льготным ставкам активно легализировались евробляхи.

Все необходимые законопроекты о решении проблемы с растаможкой авто на европейских номерах уже внесены в парламент. Однако и в Верховной раде, и в правительстве четко понимают: отменив акциз, нужно будет придумать новые способы наполнения государственного бюджета. А для этого придется пойти на ряд непопулярных шагов для остальных автомобилистов.

К тому же, оттягивая с решением проблемы «евроблях», новая власть также рискует потерять доверие и других категорий граждан – тех самых владельцев авто на европейских номерах, которые уже растаможили авто раньше. То есть, отсрочка штрафных санкций для тех, «кто не успел», на фоне намерений вообще отменить акцизы заставят десятки, а то и сотни тысяч владельцев уже растаможенных авто чувствовать себя обманутыми. Ведь кроме заплаченных налогов и таможенных платежей, они еще и потеряют в стоимости своих транспортных средств, которые могут еще более существенно подешеветь на внутреннем отечественном рынке б/у авто.

Когда ждать дешевых б/у авто?

Отсутствие четкой стратегии государства в вопросе растаможивания подержанных авто и откровенная «игра в поддавки» с определенными категориями населения способствует росту нервной атмосферы в обществе. Ведь среди избирателей нынешней правящей команды было достаточно как тех, кто хотел и хочет дешевых б/у авто из ЕС, так и тех, кто готов честно платить налоги ради восстановления мощностей отечественного автопрома. Или, по крайней мере, привлечении инвесторов и развития автомобильной индустрии под эгидой мировых автогигантов на территории нашего государства.

Техосмотр и растаможка авто: что делать с «евробляхами»Автомобилисты, которые собрались на акцию За доступную растаможку под Верховной радой в среду, 2 октября, ждут встречи с премьером Алексеем Гончаруком.

Например, в мире динамично развиваются сферы производства и обслуживания электрокаров. Рост настолько мощный, что уже через 10-15 лет эксперты прогнозируют 50% замещение в мире всех транспортных средств на авто с электродвигателями. Не воспользоваться такими возможностями для привлечения потенциальных инвесторов было бы глупо, однако именно такой путь пока выбрала Украину.

Зато из-за «заигрывания» с льготными категориями граждан могут заплатить все автомобилисты. Ведь снижение стоимости или отмена акцизов для подержанных авто из ЕС нужно как-то компенсировать другими налогами или сборами. Так, в правительстве уже давно задумываются над возвращением печально известного техосмотра. В случае упрощения акциза на б/у транспортные средства из ЕС, такой шаг будет выглядеть вполне логичным. Правда, в таком случае за техосмотр будут платить все автовладельцы, а не только те, кто решил купить и растаможить себе авто с ЕС уже на льготных условиях.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.