Бюджет простоя: какой будет главная смета государства на 2021-й год

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Уже сегодня народные депутаты получат подготовленный ко второму чтению проект государственного бюджета на 2021-й год. У парламента будет две пленарные недели до конца года, чтобы рассмотреть и принять главную смету страны.

Правительство оказалось сразу между 4-х огней. С одной стороны - правки народных депутатов, с другой - необходимость сохранения сотрудничества с МВФ. С третьей стороны - желание сохранить расходы и доходы хотя бы на уровне 2020-го года, ну и «вишенка» на бюджетном торте – невероятное количество возможных рисков для экономики, которые несет в себе пандемия коронавируса в следующем году, и последствия которых с высокой вероятностью не возьмет на себя прогнозировать ни один эксперт или чиновник.

Однако, несмотря на опасения о том, что Кабмин и Верховная рада не успеют уже в этом году принять проект бюджета-2021, формально сроки процесса пока что соблюдены.

Впрочем, остается вероятность того, что принятие документа может затянуться - традиционно при голосовании за главную смету страны между депутатами возникают длительные дискуссии. И даже во фракции монобольшинства пока не существует единого консенсусного решения относительно принятия госбюджета в нынешнем виде.

По какому бюджетному кодексу будет жить государство в следующем году? Почему будет трудно соблюсти главные показатели сметы? Смогут ли чиновники и парламентарии учесть весь спектр проблем, с которыми столкнется экономика Украины?

Сложные подсчеты

В первом чтении госбюджет на 2021-й год Верховная рада приняла 5 ноября. Как и ожидалось, в документ будут внесены многочисленные поправки до его последующего рассмотрения во втором чтении. Во время обсуждения народные депутаты внесли в проект 2,5 тысячи предложений и поправок, что равно было еще одному бюджету. Однако профильный комитет ограничил депутатские прихоти, увеличив доходную часть на 20,2 миллиарда гривен, а также предложил перераспределить расходы.

Какие же ключевые показатели бюджета на 2021-й год и о каких проблемных моментах они свидетельствуют?

Доходы госбюджета на следующий год предусмотрены на уровне 1 триллиона 92 миллиардов гривен. Сумма расходов планируется значительно выше доходов и составит 1 триллион 328 миллиардов гривен. Дефицит заложен на уровне 236 миллиардов гривен, что составляет 5,5% ВВП. Буквально за неделю в Кабмине нашли возможность сократить дефицит более чем на 34 миллиарда гривен.

Проект бюджета-2021 с правками: нашлись ли средства на обещания ЗеленскогоПрезидент Владимир Зеленский дает много обещаний, на которые нужны бюджетные деньги. Мы посмотрели, есть ли средства в проекте на 2021 год.

ВВП закладывают на уровне 4,5 триллиона гривен. Госдолг в соотношении к ВВП составит 64,6%. Планируется, что среднемесячная зарплата составит 13,6 тысячи гривен, а потребительская инфляция достигнет 7,3%. Среднегодовой курс закладывают на уровне 29,1 гривны за доллар.

Планируется незначительное увеличение расходов на безопасность и оборону, образование, медицину, в частности, около 19,5 миллиардов планируют потратить на борьбу с коронавирусом, из них расходы на вакцинацию составят до 2,6 миллиарда гривен.

На социальную защиту населения потратят 324 миллиарда гривен, что на 7,5 миллиарда гривен больше по сравнению с расходами в текущем году.

На развитие дорожной инфраструктуры предусмотрено 150 миллиардов гривен, что также на 20,7 миллиарда больше, чем в 2020 году. Для поддержки малого и среднего бизнеса в бюджете закладывают 120 миллиардов гривен. Трижды планируется поднимать минимальную заработную плату - по состоянию на 1 грудня 2021 она должна составлять 6,5 тысяч гривен. Соответственно вырастут прожиточный минимум (до 2393 гривен) и минимальная пенсия (до 1934 гривен).

Из каких источников предлагают увеличить бюджетные поступления?

Во-первых, за счет увеличения налогообложения: в частности, от налога на прибыль предприятий дополнительно должно поступить 1 миллиард гривен, а от от ввозной пошлины еще 240 миллиардов.

Во-вторых, государственные предприятия должны будут отчислять в бюджет не 30%, а 90% своей чистой прибыли. Ко второму чтению в спецфонд должны быть зачислены поступления от легализованных в этом году азартных игр и распределены на реализацию мероприятий в сфере спорта, культуры, медицины, образования и науки по соответствующим бюджетным программам.

В-третьих, 12 миллиардов гривен правительство планирует получить от приватизации.

Но анализ проекта бюджета на следующий год показывает нереалистичность многих источников доходов или их завышения. Также вызывают вопросы и некоторые бюджетные расходы. Поэтому большинство экспертов сходятся во мнении, что выполнить эту смету будет трудно. И причин этому несколько. Так, в проекте не до конца учли возможность и последствия второй волны коронавируса. По мнению экономистов, прогнозируется слишком оптимистичный прогноз по росту экономики, в то время как уже в этом году наблюдается уменьшение капитальных инвестиций, отток прямых иностранных инвестиций и фактическое уменьшение кредитования. Уровень прогнозируемой инфляции также выглядит не слишком реалистично.

Кроме того, проект бюджета-2021 уже учел прибыли, касающиеся налоговых изменений, но еще не проголосованные ВР: повышение акцизов, рентной платы, экологического налога, то есть правительство и парламент вновь вернулись к практике, когда вместе с принятием бюджета меняется и налоговая система страны, что нарушает налоговое законодательство, по которому любые изменения не могут происходить раньше, чем за полгода до начала нового бюджетного периода.

Бюджет-2021: почему депутаты не успеют проголосовать до конца годаЗатягивание рассмотрения бюджета связано с рядом причин, среди которых уменьшение заложенных ресурсов, и последствия будут ощутимы в следующем году, считает эксперт.

Указанный в проекте дефицит бюджета на уровне около 6% - вдвое больше, чем предусмотрено в бюджетном кодексе, а, как известно, будет покрываться он преимущественно заимствованиями, что означает рост долгового давления в последующие годы. Сомнения вызывают и планы по приватизации, поскольку, как показывает многолетний опыт, это очень ненадежная статья доходов.

Жизнь без бюджета?

В соответствии с нормами бюджетного кодекса, парламент должен до 1 декабря принять госсмету на следующий год в целом как закон.

Есть риск, что Верховная рада не успеет принять госбюджет в декабре. «Мы, очевидно, не уложимся в установленный кодексом срок. Это уже очевидно, к сожалению. Мы должны извиниться перед людьми, что не придерживаемся этого срока... К сожалению, мы не сможем этого сделать, очевидно, в этом году», - заявил председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, нардеп от фракции «Слуга народа» Даниил Гетманцев.

Было ли уже такое в истории независимой Украины? Да, было - бюджет голосовали «под елочку» и в 2015-м, и в 2016-м, и в 2017-м.

Что это означает для украинцев? Государство в таком случае сможет тратить на расходы не более 78% от объема расходов 2020 года. Не произойдет запланированного повышения минимальной заработной платы, финансирования расходов бюджета в каждом месяце не сможет превышать 1/12 объема расходов нынешнего госбюджета, нельзя будет финансировать значительную часть капитальных расходов; занимать средства можно будет только для того, чтобы погашать существующий госдолг.

А еще - в случае несвоевременного принятия бюджета-2021, средства на вакцинацию выделять нельзя, потому что в этом году такой статьи в бюджете не было. Впрочем, даже при таком сценарии, уровень социальных расходов не изменятся - бюджетный кодекс предусматривает, что субсидии и дотации местным бюджетам должны предоставляться в размерах, определенных в законе о госбюджете-2020.

Основные угрозы для выполнения бюджета

Представители аналитических центров сходятся на том, что необходимо существенно доработать проект документа, приведя его к реалистическим показателям, потому что в условиях кризиса необходимо опираться на консервативный макроэкономический сценарий, особенно, если это касается государственных доходов.

Дефицит бюджета: как остановка финансирования «незащищенных» расходов скажется на украинцахЭто действительно свидетельствует о большом дефиците бюджета, однако на социальных выплатах не отразится и может ускорить переговоры с МВФ, считает эксперт.

Также эксперты указывают на возможные риски для выполнения бюджета. Как было уже отмечено, самой большой угрозой являются слишком завышенные и оптимистичные ожидания правительства от доходной части бюджета. Больше вреда, чем пользы для экономики страны могут привести шаги по повышению минимальной заработной платы. Это приведет к увеличению нагрузки на плательщиков единого налога, создаст существенные риски для тенизации экономики и искажений экономических стимулов: увеличатся расходы бюджета, а стимулы к инвестициям уменьшатся в пользу потребления.

Вторая существенная угроза - дефицит почти в 240 миллиардов гривен. Его финансирование будет означать наращивание государственного долга, обслуживание которого, при отсутствии сотрудничества с МВФ, будет дорогим и уменьшит доступность кредитов для частного сектора. Есть риски, что инфляционные ожидания бюджета связаны с тем, что планируется осуществить дополнительную эмиссию гривны, чтобы покрыть дефицит бюджета.

Инфляционный прогноз превышает фактическую инфляцию, которая наблюдается в этом году. То есть не исключено, что она искусственно завышена с целью увеличения доходов, чего может и не произойти. На фоне повышения инфляции с высокой вероятностью приведет к повышению Нацбанком учетной ставки, что в свою очередь приведет к удорожанию кредитов и негативно скажется на экономическом росте.

Задержка с доработкой главной сметы государства связана со стремлениями как можно скорее наладить сотрудничество с МВФ, без которого выполнение бюджета будет крайне сложным. Именно с этим связаны последние промедления с подготовкой документа ко второму чтению. Вероятно, уменьшение дефицита до 5,5% позволит улучшить ситуацию в вопросе выделения следующего транша кредита, и в случае принятия бюджета-2021 уже в первом месяце следующего года Фонд выделит не менее 1 миллиарда долларов займа.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: