Гречка-stop: как будут агитировать за кандидатов на местных выборах-2020

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Накануне летних каникул Верховная рада проголосовала за изменения в Избирательный кодекс. А уже на этой неделе глава государства подписал закон по совершенствованию избирательного законодательства. Это означает, что местные выборы, которые состоятся этой осенью, будут существенно отличаться от всех предыдущих избирательных кампаний. Особенно заметной разница будет с местными выборами 2015 года.

Стоит отдельно отметить, что нынешние изменения также коснутся и вопросов усиления ответственности за подкуп избирателей. В целом же, нынешняя агитационная кампания будет очень интересной, ведь местные политики за последние годы также овладели инструментами современной коммуникации с избирателями с помощью соцсетей и видеоблогов, некоторым даже удалось аккумулировать большую аудиторию благодаря новейшим технологиям.

Политики стали чаще общаться с избирателями напрямую - и, похоже, этот тренд будет главным еще длительное время. А вот чем именно будут привлекать граждан голосовать именно за них, как заставят прийти на избирательные участки?

Пока с уверенностью можно сказать, что предстоящие местные выборы могут стать первыми в украинской истории, когда за подкуп избирателей и другие нарушения избирательного законодательства может наступить даже уголовная ответственность. Готовы ли к этому избиратели и сами политики? Будут ли изобретены новые способы «подпольного» подкупа, или - во что верится с трудом - попытаются честно бороться за голоса граждан в округах?

Преступление и наказание

Законопроект №3485 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования избирательного законодательства» вносит ряд изменений относительно усиления ответственности за подкуп избирателей. В частности, соответствующие статьи будут закреплены в законе о ЦИК и Уголовном кодексе.

Выборы близко: как выбирают депутатов разных уровней в Европе и как это будут делать в УкраинеВ Украине с 1 января вступил в силу новый Избирательный кодекс, и теперь процесс выбора депутатов всех уровней будет совершенно другим.

При этом перечень действий кандидатов, которые могут подпасть под категорию «подкуп» существенно расширяется. «Предвыборная агитация, агитация референдума, которая сопровождается предоставлением избирателям, участникам референдума, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от их подчинения и форм собственности денег, товаров, услуг, работ, льгот, преимуществ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных и нематериальных активов и других материальных ценностей при условии, что их стоимость не превышает трех процентов прожиточного минимума для трудоспособных лиц - влекут за собой наложение штрафа от двухсот до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан», - говорится в предложенных изменениях в Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Интересное ограничение в новом законе предусмотрено по распространению сувенирной продукции как одного из способов агитации. Во-первых, расходы на эти материалы должны четко совпадать с выделенным финансированием из избирательного фонда политической партии или кандидата. Во-вторых, их стоимость не должна превышать 3% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

А вот предоставление избирателям, предприятиям, учреждениям, организациям продуктов питания, спиртных напитков и табачных изделий влечет за собой уже уголовную ответственность по статье 160 Уголовного кодекса Украины.

На этот раз соблюдение законодательства о подкупе избирателей во многом будет зависеть от позиции правоохранительных органов и судов. Действительно, за многие годы в Украине было крайне мало наказаний за нарушения избирательного законодательства. Большинство из них - это, в основном, штрафы за нарушение условий агитации. К слову, новые изменения в законодательство также предусматривают ответственность за подделку документов или попытки зарегистрироваться так называемым «двойникам».

Клуб находчивых и креативных

Поскольку методы прямого подкупа избирателей реализовывать все сложнее, штабам партий и кандидатов потребуется незаурядная смекалка, чтобы не только проагитировать за себя, но и получить необходимые голоса в бюллетенях.

Изменения в Избирательный кодекс: соответствуют ли инициативы КонституцииИзменения в Избирательный кодекс, которые планирует рассмотреть Верховная рада, не отвечают в полной мере требованиям Конституции, считает эксперт.

До сих пор остаются «свободными» два способа, благодаря которым штабы могут попробовать все же предложить определенное вознаграждение на выборах. Это создание так называемых «сеток» и использованиея благотворительных фондов. Оба способа - очень сомнительные как в направлении реализации, так и гарантированного результата. Однако больше «лазеек» для подкупа избирателей почти не остается.

В более выгодном положении будут кандидаты на местных выборах, которые обладают определенным административным или бизнесовым ресурсом. Например, большим предприятием. Так, ранее некоторые кандидаты на местах осуществляли нестандартные шаги - организовывали экскурсии для детей якобы с целью просвещения по своему предприятию или заводу, а на самом деле - во время этого мероприятия раздают свою продукцию или организуют целые шоу-программы. Сейчас даже таким методам могут помешать карантинные меры, которые не позволяют массовых мероприятий.

Вообще тема агитации во время карантина - потребует особого внимания. Ведь даже классические методы агитации в таких условиях - также находятся вне закона.

Изменения, которых заждались

Все вышеприведенные ситуации и примеры еще раз порождают дискуссию о равенстве доступа к агитации для всех кандидатов на местных выборах.

В условиях, когда более простые и дешевые способы агитации «от двери до двери» недоступны, львиная доля избирательных бюджетов будет направлена на различные рекламные кампании. Билборды, партийные газета и печатная агитационная продукция, сюжеты и материалы в СМИ, реклама в соцсетях - все это себе могут позволить только крупные партийные бренды и «денежные» кандидаты на местах. Для остальных - достучаться до своего избирателя будет крайне непросто.

Уже много лет длится дискуссия об ограничении расходов избирательных бюджетов на рекламу и агитацию в СМИ, ведь в большинстве случаев эта ситуация ставит в неравное положение кандидатов, которые не имеют значительных финансовых ресурсов. Зато в изменениях в Избирательный кодекс пока подобные нормы отсутствуют.

Подкуп избирателей работает в обществах с низкими стандартами жизни. Граждане разочаровываются в институтах демократии, и тогда выборы становятся больше похожими на очень недешевый перфоманс.

С другой стороны авторам различных хитростей в поиске лазеек в пренебрежении норм избирательного законодательства следует помнить и о весьма существенной угрозе - радикализации общества. Ведь часть людей всегда будет остро реагировать на обман и несправедливость, при этом в случае пренебрежения законными правами - могут прибегнуть к различным акциям протестов и движений. Украина уже проходила много таких этапов - поэтому стоит все-таки обратить внимание на усовершенствование и соблюдение избирательного законодательства, чтобы уберечь государство от очередных социальных потрясений.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться: