Сила «партий мэров»: чем удивят местные выборы-2020

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В истории партийной жизни независимой Украины крайне мало случаев, когда правящая партия показывалf низкий результат на местных выборах. Похоже, на местных выборах в конце этого года пропрезидентская партия «Слуга народа» впервые с начала своего стремительного электорального подъема встретит настоящее сопротивление региональных элит.

Ситуация с пандемией коронавируса в Украине показала очень интересную тенденцию - несмотря на слаженную работу пропрезидентской команды, на региональном уровне им противостояли многочисленные региональные элиты, которые порой конкурировали с центральной властью с целью показать гражданам более качественный результат борьбы с болезнью. Процесс децентрализации, который длится уже 5 лет, несмотря на свои недостатки, позволил укрепить уверенность в собственных силах даже тем региональным элитам, которые раньше и не имели особых политических амбиций.

Усиление региональных политических элит уже заметили на центральном уровне. В пропрезидентской силе, которая составляет монобольшинство в Верховной раде, намекнули на необходимости изменений в Избирательном кодексе, чтобы немного обуздать политические амбиции региональных «партий мэров».

Действительно ли местные политические силы смогут полакомиться рейтингами пропрезидентской команды уже осенью текущего года? И чего больше всего боятся в «Слуге народа»?

Сила местных элит

Попытки сплотиться ради похода в Верховную раду общим фронтом региональные элиты продемонстрировали накануне досрочных парламентских выборов в 2019 году. Тогда «драйверами» создания условной «партии мэров» были двое градоначальников крупных городов-миллионников, которые длительное время находились в оппозиции к тогдашнему президенту и его команде - Геннадий Кернес из Харькова и его тезка Геннадий Труханов из Одессы.

Насколько мэры крупных городов справились с выполнением своих предвыборных программБольшинство мэров областных центров находились на должностях более четырех лет и имели достаточно времени, чтобы реализовать обещания из своих предвыборных программ. Мы посмотрели, кто из них справился лучше, а кто оказался среди аутсайдеров.

И Труханов, и Кернес свое время поняли, что лучше некоторое время придержать свои амбиции и переждать. А уже весной 2019-го, после победы Владимира Зеленского на президентских выборах, оба мэра решили сотрудничать с командой «Зе», при этом не уменьшая своего регионального влияния.

Отдельно выделяется еще один мощный противник пропрезидентской команды, которого несмотря на все попытки, так и не смогли устранить от дел соратники Зеленского. Речь идет о мэре Киева Виталии Кличко, который сейчас не только укрепил свои электоральные позиции в столице, но и строит собственные политические комбинации. С реанимированной партией «УДАР» и с мощной «Ассоциацией городов Украины» Кличко бросил вызов Офису президента и не собирается сдаваться без боя. Похоже, на выборах в столице будет жарко, ведь от Кличко попытаются избавиться любой ценой. Интересно, что проблемы с поиском рейтингового кандидата имеют не только пропрезидентская политическая сила, но и остальные политические игроки.

Недавно информацию о влиятельности Кличко среди региональных элит в масштабах всей Украины подтвердил другой рейтинговый политик - мэр Днепра Борис Филатов. Мол, сейчас глава столицы объединяет мэров других городов вокруг себя как председатель «Ассоциации городов Украины», и представляет их интересы в Офисе президента.

Избирательный кодекс vs «партии мэров»

Поняв, что электоральное усиление местных элит может существенно повлиять на рейтинговые позиции правящей партии, в «Слуге народа» решили несколько скорректировать ход событий в пользу крупных партийных брендов.

Новый Избирательный кодекс: как будут проводить местные выборыМестные выборы в Украине состоятся осенью 2020 года. Слово и Дело разобралось, как они будут проходить после вступления в силу Избирательного кодекса.

Главным коммуникатором от партии власти в вопросе изменений в Избирательный кодекс является ее председатель и первый заместитель главы фракции «Слуга народа» в парламенте Александр Корниенко. В одном из своих недавних интервью он объяснил логику действий пропрезидентской политической силы относительно изменений в избирательное законодательство, которые существенно ударят по электоральным перспективам региональных партийных проектов. По мнению Корниенко, гораздо справедливее было бы, если бы условные «партии мэров» объединились в одну партию национального масштаба и честно конкурировали бы с большими партийными брендами.

Именно поэтому в парламенте сейчас зарегистрирован проект закона об изменениях в Избирательный кодекс, в котором предусмотрено не только уменьшение залоговых сумм для участия кандидатов в мэры на местных выборах, но и норма о введении пятипроцентного барьера для партий, которые не попадут в местный совет, если в целом по стране не возьмут более 5%. Еще одна ограничительная норма - чтобы выдвигать своих кандидатов, партии нужно будет охватить своими ячейками не менее 2/3 страны.

Таким образом в «Слуге народа» хотят снизить активность региональных партий и уменьшить шансы прохождения их кандидатов в местные советы и в мэры крупных городов. Параллельно «слуги» активизировали кадровую работу среди будущих кандидатов в мэры, которым предлагают выдвигаться от пропрезидентской политической силы. Главное условие - отличная репутация и отсутствие «скандального прошлого». «Мы должны выдвигать сильных кандидатов в каждом населенном пункте. Если человек действительно верит в свою победу, хороший специалист, мы поддержим такого кандидата, если он сильный и изъявил желание конкурировать с мэром, который находится на своем посту хоть 15 лет», - пояснил тонкости вербовочного процесса нардеп от «Слуги народа» Александр Качура.

Смещение партийных акцентов

В чем основные причины роста влияния местных элит? Их можно выделить три.

Во-первых, вполне естественно, что с процессом децентрализации, благодаря которому увеличились поступления в местные бюджеты, появились и местные управленческие кадры, которые быстро поняли возможности для построения политической карьеры. Те же мэры в пределах бюджетов своих городов, могут значительно больше вкладывать в инфраструктуру, в проекты, результаты которых будут достаточно быстро заметны для местных жителей.

Зачем «Слуге народа» собственный канал и газета?Президентская партия «Слуга народа» решила запустить собственный интернет-телеканал и всеукраинскую газету.

Во-вторых, после пикового периода 2019 года, рейтинги «Слуги народа» постепенно снижаются, что является вполне закономерным процессом в реалиях украинской политики. А поскольку правящая партия строилась на бренде Владимира Зеленского и до лета прошлого года почти не вела деятельности по развитию партийных ячеек на местах, ее кадровое позиционирование в регионах остается крайне неудовлетворительным.

В-третьих, результаты работы на местах граждане замечают быстрее, чем решения, принимаемые в общенациональном контексте. Эффект от действий власти, даже если он есть, чувствуется не сразу. На фоне периода «правительственной нестабильности», который в пропрезидентской команде продолжается с начала 2020 года, неожиданного сценария с пандемией коронавируса и введением длительного карантина, - действия местных элит выглядят для граждан значительно убедительнее.

Еще один вызов, который придется преодолевать власти - приближение экономических последствий после карантина и вообще от мирового финансового кризиса. Похоже, не избежать непопулярных решений, а их, как известно, украинцы воспринимают скептически. Учитывая нагромождение всех перечисленных обстоятельств, региональным элитам и действительно может улыбнуться фортуна на местных выборах осенью текущего года.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться: