Верховная рада может изменить принятый 25 апреля 2019 года закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». На это недвусмысленно намекнул председатель парламента Дмитрий Разумков. «Если мы говорим о том, как должен выглядеть тот или иной закон, то он должен устраивать всех граждан Украины независимо от того, где они проживают и на каком языке говорят», – объяснил необходимость изменений спикер в недавнем интервью. Спикер уточнил, что соответствующие законопроекты уже зарегистрированы, впрочем, не включены в повестку дня пленарных заседаний на ближайшие недели.
О необходимости ревизии отдельных положений «языкового» законодательства говорит и Владимир Зеленский. Еще в качестве кандидата он обещал провести анализ принятого Радой VIII созыва решения на предмет соблюдения «конституционных прав и интересов всех граждан». Две недели назад, во время пресс-конференции по итогам года работы в должности, президент заявил, что пересмотра, по его мнению, требуют нормы о квотном принципе распределения объемов использования украинского и языков национальных меньшинств в медиасфере.
Понять более, что конкретно имеет в виду Разумков или Зеленский, когда говорят о необходимости корректировки языковой политики государства, пока сложно. Сейчас ясно лишь, что председатель парламента имеет общую с президентом позицию о необходимости пересмотра квот ради предоставления большего пространства для языков национальных меньшинств, в частности русского. По крайней мере, об этом свидетельствует позиция Зеленского-кандидата о необходимости содействовать развитию государственного языка путем создания стимулов и положительных примеров, а не запретов и наказаний. При этом оба политика отмечают, что о каких-либо изменениях статуса украинского как государственного или введении двуязычия речь не идет.
В самой фракции «Слуга народа» активно языковой вопрос педалирует депутат Максим Бужанский. В ноябре 2019 года он зарегистрировал законопроект, целью которого было продлить возможность преподавания в средней школе на русском до сентября 2023 года (вместо предусмотренного 2020-го). Уже в декабре нардеп пошел еще дальше и предложил приостановить действующий закон до наработки полностью нового документа. Коллега Бужанского по партии, председатель парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко тогда поспешил заявить, что персональные инициативы отдельных депутатов не обязательно тождественны позиции фракции. В конце концов ни одна из упомянутых законотворческих инициатив Бужанского в сессионный зал не дошла.
Если депутаты в ближайшее время таки возьмутся пересмотреть нормы законодательства о языке, то простым перераспределением квот дело не закончится. Тот же Ткаченко обещал разработать решение на основе рекомендаций Венецианской комиссии (ВК). В декабре прошлого года ВК опубликовала вывод о необходимости приостановить действие некоторых положений действующего закона до принятия закона о нацменьшинствах.
Эксперты Венецианки также пришли к выводу, что депутаты так и не смогли установить необходимый в обществе баланс между популяризацией украинского языка и должным уровнем защиты интересов меньшинств. Простыми словами это означает, что профильное законодательство в нынешнем виде требует существенных изменений и доработок.
Существует риск, что такие изменения именно сейчас будут продиктованы, в первую очередь, политической целесообразностью, а не рационализмом. Ведь несмотря на все попытки убедить общество в непохожести нынешних политических элит на своих предшественников, власть осторожно прощупывает любимую со времен обретения независимости почву для политических спекуляций на языковом вопросе аккурат перед выборами. На этот раз – местными, проведение которых запланировано на 25 октября.
По прогнозам экспертов, в ближайшие (предвыборные) месяцы Украину ожидает пик безработицы и падение экономики на фоне потерь бизнеса от пандемии коронавируса. Эмоциональная и чувствительная для украинского общества тема языка – проверенный десятилетиями способ отвлечь внимание граждан от социальных проблем и неудачных решений. С другой стороны, идея, способная мобилизовать избирателей перед голосованием – всегда дополнительный козырь в рукавах оппозиции. Именно поэтому за последние 30 лет язык стал практически идеальным для украинских политиков всех уровней инструментом агитации.
Зеленский и Разумков уверяют: если изменения в языковой закон и будут внесены, то исключительно в интересах всех граждан. Таким образом, власть декларирует продолжение курса на объединение страны общими идеями, который взяла перед прошлыми президентскими и парламентскими выборами. Вот только как показывает история, любые попытки депутатов повлиять на языковую политику только обостряют и без того серьезные мировоззренческие противоречия между украинцами. И в конце концов, не надо забывать, что необходимость принятия закона Кивалова-Колесниченко ради создания «комфортных условий для людей всех национальностей» беглый президент Виктор Янукович обосновывал еще в далеком (предвыборном) 2009 году.
Богдан Машай, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»