Объединение раздора: зачем в «Слуге народа» задумали изменить закон о языке

Читати українською
Богдан Машайжурналист

Верховная рада может изменить принятый 25 апреля 2019 года закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». На это недвусмысленно намекнул председатель парламента Дмитрий Разумков. «Если мы говорим о том, как должен выглядеть тот или иной закон, то он должен устраивать всех граждан Украины независимо от того, где они проживают и на каком языке говорят», – объяснил необходимость изменений спикер в недавнем интервью. Спикер уточнил, что соответствующие законопроекты уже зарегистрированы, впрочем, не включены в повестку дня пленарных заседаний на ближайшие недели.

О необходимости ревизии отдельных положений «языкового» законодательства говорит и Владимир Зеленский. Еще в качестве кандидата он обещал провести анализ принятого Радой VIII созыва решения на предмет соблюдения «конституционных прав и интересов всех граждан». Две недели назад, во время пресс-конференции по итогам года работы в должности, президент заявил, что пересмотра, по его мнению, требуют нормы о квотном принципе распределения объемов использования украинского и языков национальных меньшинств в медиасфере.

Понять более, что конкретно имеет в виду Разумков или Зеленский, когда говорят о необходимости корректировки языковой политики государства, пока сложно. Сейчас ясно лишь, что председатель парламента имеет общую с президентом позицию о необходимости пересмотра квот ради предоставления большего пространства для языков национальных меньшинств, в частности русского. По крайней мере, об этом свидетельствует позиция Зеленского-кандидата о необходимости содействовать развитию государственного языка путем создания стимулов и положительных примеров, а не запретов и наказаний. При этом оба политика отмечают, что о каких-либо изменениях статуса украинского как государственного или введении двуязычия речь не идет.

В самой фракции «Слуга народа» активно языковой вопрос педалирует депутат Максим Бужанский. В ноябре 2019 года он зарегистрировал законопроект, целью которого было продлить возможность преподавания в средней школе на русском до сентября 2023 года (вместо предусмотренного 2020-го). Уже в декабре нардеп пошел еще дальше и предложил приостановить действующий закон до наработки полностью нового документа. Коллега Бужанского по партии, председатель парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко тогда поспешил заявить, что персональные инициативы отдельных депутатов не обязательно тождественны позиции фракции. В конце концов ни одна из упомянутых законотворческих инициатив Бужанского в сессионный зал не дошла.

Если депутаты в ближайшее время таки возьмутся пересмотреть нормы законодательства о языке, то простым перераспределением квот дело не закончится. Тот же Ткаченко обещал разработать решение на основе рекомендаций Венецианской комиссии (ВК). В декабре прошлого года ВК опубликовала вывод о необходимости приостановить действие некоторых положений действующего закона до принятия закона о нацменьшинствах.

Эксперты Венецианки также пришли к выводу, что депутаты так и не смогли установить необходимый в обществе баланс между популяризацией украинского языка и должным уровнем защиты интересов меньшинств. Простыми словами это означает, что профильное законодательство в нынешнем виде требует существенных изменений и доработок.

Существует риск, что такие изменения именно сейчас будут продиктованы, в первую очередь, политической целесообразностью, а не рационализмом. Ведь несмотря на все попытки убедить общество в непохожести нынешних политических элит на своих предшественников, власть осторожно прощупывает любимую со времен обретения независимости почву для политических спекуляций на языковом вопросе аккурат перед выборами. На этот раз – местными, проведение которых запланировано на 25 октября.

По прогнозам экспертов, в ближайшие (предвыборные) месяцы Украину ожидает пик безработицы и падение экономики на фоне потерь бизнеса от пандемии коронавируса. Эмоциональная и чувствительная для украинского общества тема языка – проверенный десятилетиями способ отвлечь внимание граждан от социальных проблем и неудачных решений. С другой стороны, идея, способная мобилизовать избирателей перед голосованием – всегда дополнительный козырь в рукавах оппозиции. Именно поэтому за последние 30 лет язык стал практически идеальным для украинских политиков всех уровней инструментом агитации.

Зеленский и Разумков уверяют: если изменения в языковой закон и будут внесены, то исключительно в интересах всех граждан. Таким образом, власть декларирует продолжение курса на объединение страны общими идеями, который взяла перед прошлыми президентскими и парламентскими выборами. Вот только как показывает история, любые попытки депутатов повлиять на языковую политику только обостряют и без того серьезные мировоззренческие противоречия между украинцами. И в конце концов, не надо забывать, что необходимость принятия закона Кивалова-Колесниченко ради создания «комфортных условий для людей всех национальностей» беглый президент Виктор Янукович обосновывал еще в далеком (предвыборном) 2009 году.

Богдан Машай, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: