Патерналисты или новые коммунисты: куда делись «левые» партии

Читати українською
Александр Радчукполитолог

За последние 5 лет в Украине так и не появились идеологические преемники некогда мощных «левых» партий. Процесс декоммунизации и запрет КПУ сделали свое дело, и украинцы, кажется, в своем большинстве уже забыли о существовании коммунистов и социалистов.

При этом сам процесс декоммунизации, скорее, стал долгожданным катализатором забвения «левых» партий, которые за время своей политической жизни в независимой Украине так и не смогли предложить избирателям ничего нового, кроме тотальной ностальгии по советскому прошлому.

Однако есть несколько очень важных деталей, которые следует помнить, говоря о «левой» идеологии. Во-первых, идеи «левого» толка никуда не делись. В Украине до сих пор очень мощная электоральная база людей, которые еще 8-10 лет назад активно поддерживали КПУ и Социалистическую партию Украины. Речь идет о миллионах людей.

Во-вторых, кроме старшего поколения и пожилых людей, которые всегда очень дисциплинированно посещали избирательные участки, «подрастает» и новая электоральная база. Согласно актуальным данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине из-за социально-экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса и другими причинами, за чертой бедности могут оказаться более 6 миллионов человек. Это люди, требующие социальной защиты, и будут наиболее уязвимы именно перед идеями «левого» идеологического направления.

В-третьих, после ухода старых коммунистов и социалистов, их идеологическую нишу так никто и не занял. Речь идет даже не о попытках рейдерского захвата партийных структур, а о настоящем диалоге с избирателем об обновлении «левой» идеологии. Ведь «левый» идеологический спектр широко представлен во многих странах Европы и мира. Большинство из них ведут коммуникацию с избирателями не лозунгами возвращения к советскому прошлому, а об усилении социальной роли государства и защиты незащищенных слоев населения.

В любом случае для реставрации «левого» идеологического спектра в Украине созданы все необходимые условия и вполне вероятно, что ими могут воспользоваться новые политические игроки. Ключевой вопрос: появятся ли такие накануне местных выборов?

Тишина на «левом» фланге

Начиная с 2014-го две мощные партии «левого» спектра – КПУ и СПУ – находятся в упадке. КПУ по понятным причинам, хотя и имела мощную электоральную поддержку и разветвленную сеть партийных организаций, не смогла выстоять или как-то переформатироваться в период декоммунизации. Да и сама КПУ, длительное время находясь в близком союзе с бывшей «Партией регионов», давно превратилась в защитников интересов тогдашней правящей верхушки.

Шансы партий в регионах: кто будет фаворитом на местных выборах-2020В Слуге народа не видят оснований для отмены или переноса местных выборов в Украине, которые должны состояться этой осенью.

Упадок СПУ начался еще раньше. Опять же, избиратели не смогли простить социалистам резкого разворота от «помаранчевых» к союзу с той же «Партией регионов». Однако, в отличие от КПУ, у социалистов с 2014 года был один существенный козырь: их деятельность не подпадала под прямой запрет. Именно поэтому партию активно пытались «зарейдерить» ряд политических авантюристов разного масштаба. Впрочем, все эти попытки не привели к ренессансу рейтингов самой политсилы.

Наконец еще одна более-менее известная партия в «левой» идеологической ниши – «Союз левых сил», которая исповедует идеологию так называемого «демократического социализма», также не демонстрирует значительной активности.

Имитация под «левых»

Зато побороться за избирателей, используя риторику коммунистов и социалистов, попытаются несколько политических партий, которые уже представлены в действующем созыве парламента или только набирают политический вес.

Политический расклад: как изменились рейтинги и в чем наибольший риск для ЗеленскогоЕсли бы выборы президента проходили в конце апреля, то 42,6 процента респондентов, опрошенных Киевским международным институтом социологии (КМИС), проголосовали бы за действующего президента Владимира Зеленского.

Наиболее заметными на этом поприще являются две политические силы, фракции которых представлены в парламенте. Это «Оппозиционная платформа – За жизнь» и «Батькивщина». Обе партии имеют в своем арсенале ряд «левых» заготовок для улучшения своих позиции в преддверии местных выборов. Главные темы: запуск рынка земли, бедность, отсутствие прогресса в окончании войны на востоке Украины, ошибки провластной команды. ОПЗЖ также будет активно использовать тему необходимости сближения с Россией.

Похожую риторику, но еще более пророссийскую, исповедует «Партия Шария», которая набирает поддержку именно среди молодежи и людей среднего возраста. Эта виртуальная внепарламентская партия, а также «Оппозиционный блок» постараются именно за счет «левой» риторики и еще более откровенного заигрывания с Кремлем полакомиться электоратом ОПЗЖ и провластной партии «Слуга народа».

Идеологическое раздвоение партии власти

Став провластной партией, «Слуге народа» стало труднее найти общий язык со своим электоратом. С одной стороны – и президент, и пропрезидентская политсила в своих программах на выборах в 2019 году исповедовали ценности социального государства, которое обязательно позаботится об обездоленных и поможет преодолеть бедность.

Политические рейтинги: удалось ли «Слуге народа» стать самостоятельной политсилойРейтинги президента и его партии свидетельствуют о том, что Слуга народа больше не ассоциируется с Зеленским.

С другой стороны, за СН активно голосовали и избиратели, которые ожидали быстрых либеральных реформ. Поэтому сейчас команда Владимира Зеленского оказалась в неудобном шпагате: средств в бюджете слишком мало, чтобы апеллировать к образу действительно социального государства. Но и запустить быстрые реформы так и не удалось, а пандемия коронавируса и приближение избирательной кампании в местные советы лишь углубляют перечень проблем с позиционированием.

Пока рейтинги «Слуги народа» спасает еще одно, присущее украинскому избирателю явление – патернализм. Доверие и высокие ожидания к президенту Владимиру Зеленскому пока хорошо влияют на рейтинги пропрезидентской партии.

Вероятно, попытки запустить деятельность обновленной «левой» партии до начала местных выборов возникнут в начале июня текущего года. Впрочем, для того, чтобы показать хороший результат, остается слишком мало времени. К тому же, возникнут вопросы относительно источников финансирования подобных политических проектов, ведь быстрый запуск нового бренда потребует значительных медийных, организационных и финансовых ресурсов.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: