Реанимация Минска: чего ожидать от изменений в представительстве ТКГ

Читати українською
Александр Радчукполитолог

На прошлой неделе президент своим указом утвердил состав делегации Украины для участия в Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации на Донбассе. В Офисе президента считают, что этот шаг сможет перезагрузить Минские соглашения и восстановить мирные переговоры по возвращению временно оккупированных территорий Донбасса.

Украинскую делегацию усилили вице-премьер-министром по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексеем Резниковым, сразу тремя председателями комитетов Верховной рады – по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества, по вопросам правовой политики и по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов, а также двумя заместителями министров – Минэкономразвития, торговли и сельского хозяйства, а также Минобороны.

В Офисе президента ожидают, что такой шаг украинской стороны заставит Россию также повысить статус переговорщиков со своей стороны. В команде Владимира Зеленского считают, что повышение уровня делегации Украины в ТКГ является четким сигналом для России, ОБСЕ и международных партнеров о серьезности намерений Украины урегулировать ситуацию на Донбассе.

Но так ли это на самом деле? Какие мотивы преследует украинская власть, делая существенный шаг навстречу в переговорах в Минске? Действительно ли это может изменить ситуацию в пользу Украины, или это очередная ловушка, которой может удачно воспользоваться Кремль?

Риски перезагрузки ТКГ

Повышая статус украинского представительства в ТКГ, стоит упомянуть о двух основных рисках.

Война на Донбассе: что изменит идея Офиса президента об усилении «Минска»Усиление Минского формата не приблизит Украину к урегулированию конфликта с РФ из-за того, что сама его идея заключается в том, чтобы легитимизировать агрессию.

Первый связан с тем, что пока что этот шаг был сделан только в одностороннем порядке и никаких гарантий того, что со стороны России произойдут подобные изменения, нет. Скорее всего, в Кремле будут делать все возможное, чтобы любым доступным способом легитимизировать статус представителей псевдореспублик «ЛНР-ДНР» в качестве якобы единственной реальной стороны переговоров о возвращении оккупированных территорий ОРДЛО.

Второй риск – поскольку украинскую сторону будут представлять народные депутаты, министры и заместители министров – это будет побуждать Россию оказывать более системное давление на Украину в контексте выполнения Минских соглашений в одностороннем порядке. Мол, если уж в украинскую делегацию входят представители власти, то поводов для «пробуксовки» Минских соглашений все меньше. Таким образом, уровень политической ответственности в мирных переговорах на украинской стороне отныне будет еще выше.

Сомнительные возможности

Позицию власти, кроме заявлений с Офиса президента, озвучил и глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. По его словам, изменения в составе украинской делегации в Трехсторонней контактной группе в Минске были осуществлены, чтобы привлечь к работе больше специалистов в различных направлениях. Таким образом, отметил Арахамия, этот шаг позволит «быстрым темпом продвигаться и идти к миру».

Усиление Минского формата: чего ждать от РоссииУсиление Минского формата Россия использует для того, чтобы подорвать санкционную политику, считает эксперт.

На самом деле украинская сторона не может не понимать рисков, возникающих из-за повышения статуса украинского представительства в ТКГ. Однако может рассчитывать на несколько сомнительных возможностей, которые могут появиться в результате этих действий.

Прежде всего Украина демонстрирует западным партнерам свою проактивную позицию по вопросу мирного урегулирования ситуации на Донбассе. Демонстрируя представителям Франции и Германии в «нормандской четверке» свое стремление к скорейшему урегулированию конфликта, Украина заставляет и лидеров этих стран повышать ставки в переговорах. Другими словами, это еще одна попытка увеличить давление на Россию в переговорном процессе.

Во-вторых, украинская сторона пытается улучшить переговорные позиции с помощью добавления к переговорам внутренних переселенцев, проживающих на подконтрольной территории. Позиция Украины: именно переселенцы должны представлять отдельные районы Донецкой и Луганской областей, и они могут быть приглашены для работы в каждой подгруппе ТКГ.

Этот шаг – достаточно смелая попытка Офиса президента заранее позаботиться о дополнительном козыре в ходе дальнейших переговоров. Но не придется ли в таком случае идти и на более сомнительные компромиссы, которые могут предложить при таком развитии событий в Кремле? Например, таки включить в прямые переговоры представителей самопровозглашенных образований «ДНР-ЛНР» не только как сторонних «экспертов», а как полноценных субъектов переговоров?

Сладкий мираж местных выборов

Спешка украинской стороны в вопросе мирного урегулирования в Донбассе может быть связана с темой местных выборов.

Так, глава правящей партии «Слуга народа» Александр Корниенко выразил надежду, что местные выборы на неподконтрольных Украины территориях пройдут в тот же самый день, что и на всей территории страны – то есть 25 октября текущего года.

Местные выборы: получит ли ОРДЛО легитимных представителейВ условиях существования псевдореспублик на территории ОРДЛО проведение местных выборов и избрание легитимных представителей невозможно, считает эксперт.

Об этом заявила нардеп, представитель Украины в подгруппе ТКГ по гуманитарным вопросам Галина Третьякова. Она отметила, что переговорный процесс в Минске необходимо будет пересмотреть, если осенью местные выборы в ОРДЛО так и не состоятся. «Нам бы хотелось, чтобы местные выборы осенью проходили одновременно на всей территории: на подконтрольной и неподконтрольной. Если нам это не удастся, мы будем просить главу нашей делегации Леонида Кучму, Андрея Ермака, Алексея Резникова переводить Минский формат в какой-то другой формат», – подчеркнула Третьякова.

Успеть до осени хоть как-то сдвинуть с места пункты выполнения Минских соглашений Кремлем с помощью усилий переговорщиков ТКГ – слишком амбициозная задача. И к осени кардинально изменить ситуацию для того, чтобы провести местные выборы в ОРДЛО, вряд ли удастся. Ведь не выполнены даже требования безопасности, не говоря уже о восстановлении украинской стороной контроля над границей с Россией.

К тому же, эксперты по избирательному законодательству отмечают, что подготовить и провести выборы с соблюдением всех требований украинского законодательства и международных стандартов в ближайшие 6 месяцев невозможно. Речь идет не только о выполнении пунктов по «безопасности» Минских соглашений, но и создания полноценных условий для политической конкуренции и свободного волеизъявления граждан.

Остается только догадываться, на что рассчитывают в пропрезидентской команде, говоря о необходимости проведения местных выборов в ОРДЛО одновременно с выборами на подконтрольных территориях Украины. Или же это продуманный сценарий, или, наоборот, сомнительная авантюра, которая приведет к еще более печальным последствиям.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: