Идея о создании Консультативного совета при политической подгруппе Трехсторонней контактной группы в Минске с треском провалилась. Меньше месяца прошло с момента предварительной договоренности о якобы «прорыве» в переговорах, в котором особую роль выполнял Офис президента и, в частности, его глава Андрей Ермак.
Похоже, что очередной регресс подтвердили и в Офисе президента, и со стороны Кремля. Так, вчера президент ответил на электронную петицию «с требованием немедленно отозвать подписи представителя Украины и согласования руководителя Офиса президента Украины под протоколом заседания Трехсторонней контактной группы от 11 марта», которая собрала более 28 тысяч подписей пользователей.
В частности, президент отметил, что в рамках своих конституционных полномочий он не имеет права подписывать его или отозвать подписи, а также вынужден был признать, что создание такого совещательного органа с представителями ОРДЛО, как Консультативный совет, было предусмотрено в Минских соглашениях еще в сентябре 2014 года. Мол, нынешняя власть выполняет то, за что ответственна предыдущая. В Офисе президента также отметили, что подписанный 11 марта протокол несет декларативный характер, не является международным договором и не влечет за собой правовых последствий, а создание любых совещательных органов будет активно обсуждаться с другими представителями Нормандского формата, в частности, с Германией и Францией.
Вчера же на уровне своего Министерства иностранных дел Россия заявила о фактическом «срыве» договоренностей о создании Консультативного совета при ТКГ с представителями Донбасса. Конечно же, обвинив в «политических играх» вокруг этого вопроса представителей Украины, Германии и Франции. «К сожалению, после намеченного прорыва стали происходить странные вещи. В ходе телефонных переговоров помощники «нормандских лидеров» – Берлин и Париж – под разными предлогами избегали поддержки договоренностей Киева и Донбасса. Вслед за этим на встрече Контактной группы 26 марта от этих договоренностей отказался и Киев», – говорится в заявлении МИД РФ.
Все эти события на многих уровнях приведут к новым последствиям. Во-первых, уже сейчас понятно, что апрельский саммит в Нормандском формате скорее всего не состоится. Официальной причиной может стать карантин и борьба стран мира с пандемией коронавируса COVID-19. Действительно, всем ключевым сторонам переговорного процесса сейчас приходится принимать чрезвычайные меры для прекращения наступления болезни в своих государствах.
Во-вторых, очевидно, что вопрос конфликта на Донбассе уже не получит ожидаемого прогресса в течение этого года. В-третьих, и так отсутствующее перемирие на фронте еще мощнее заиграет усилением противостояния и новой эскалацией конфликта.
Какие сценарии развития событий на Донбассе повлечет срыв встречи в Нормандском формате? Внесет ли свои коррективы пандемия коронавируса?
Цели России
Кремль согласно Минским соглашениям продолжает осуществлять свой план по ползучей экспансии на суверенитет Украины. Благодаря Консультативному совету должны состояться предварительные договоренности о якобы «возвращении» контроля над временно оккупированными территориями так называемых «ДНР-ЛНР».
Руководство России пользовалось удобным случаем и сговорчивостью нового президента Украины и его команды. Под реализацией мирного плана Зеленского, кроме прекращения огня и разведения войск (чего фактически не произошло по обоим пунктам), осенью текущего года должны были состояться местные выборы в ОРДЛО. Конечно, формат и ход избирательной кампании еще нужно было бы согласовывать, однако очевидно, что украинская сторона была готова к такому сценарию. Почему? Возможно, объяснением этого может быть высокий рейтинг самого Владимира Зеленского, который якобы мог бы гарантировать хорошие результаты его команды во время избирательной кампании в ОРДЛО в случае объявления выборов и присутствия большого количества международных наблюдателей.
Однако при таком сценарии украинская сторона осталась бы без очень мощного фактора воздействия на Россию, а именно: поддержки западных стран в вопросе давления на верхушку Кремля. Получив карт-бланш после местных выборов, Россия достигла бы сразу двойной цели – скорее всего были бы отменены санкции, а кроме того, она бы получила легитимизированных пророссийски настроенных представителей власти на местном уровне.
Сразу после этих шагов Кремль приступил бы к реализации своей заветной мечты – плану по федерализации Украины. Поэтому нынешняя ситуация с прекращением переговоров о создании Консультативного совета – очередной подарок судьбы для украинской стороны, которая может воспользоваться выигранным временем для возвращения своих территорий на других условиях. Но предусмотрен ли альтернативный план действий у представителей нынешней власти?
Очередной тупик
О реализации «плана Б» по дальнейшему решению проблемы Донбасса президент Владимир Зеленский и его команда уже неоднократно высказывались. Кроме сценария с продолжением реализации Минских соглашений, в Офисе президента рассматривают две возможности: международный миротворческий контингент и условный проект «Стена».
И первый, и второй сценарии имеют свои риски и преимущества. Впрочем, именно в апреле текущего года становится все более понятным, что выполнение Минских соглашений без зеркальных шагов со стороны Кремля – очевидная угроза национальным интересам Украины. А еще одним мощным мотивирующим фактором является то, что нерешенность ситуации на Донбассе грозит рейтингам действующей власти.
Так, по результатам проведенного в конце марта социологического опроса КМИС, около 70% опрошенных респондентов не видят успехов новой власти во главе с Владимиром Зеленским в вопросе решения конфликта в Донбассе. Конечно, на первый взгляд может показаться, что это всего лишь проблема коммуникаций политиков и управленцев с народом, однако при более детальном анализе ситуации заметно, что Кремль существенно переигрывает нынешнюю украинскую политическую верхушку.
Сейчас очевидно, что по состоянию на май 2020-го без проведения саммита в Нормандском формате и даже при отсутствии новой даты его возможного проведения украинская власть окажется в ситуации цейтнота. Ведь в ближайшее время будут отсутствовать любые механизмы по урегулированию ситуации в Донбассе. Мир борется с коронавирусом, последствия которого будут ощутимыми и в экономике. И эти два фактора также существенно повлияют на Украину. Поэтому пропрезидентской команде нужно заново придумать, в каком контексте нужно осуществлять план по возврату неподконтрольных территорий Донбасса и Крыма. Возможно, придется существенно пересмотреть концепции и планы. Ведь дело не только в ресурсах и возможностях нашего государства, но и более существенных вызовах, в частности, как противостоять мощному врагу в новую эру антиглобалистских тенденций.
5 основных сценариев развития событий на Донбассе
При нынешних обстоятельствах надеяться на хоть какой-либо прогресс в вопросе по Донбассу в текущем году не приходится.
Впрочем, эксперты отмечают, что период после эпидемии коронавируса и последующего экономического кризиса заставит Украину существенно пересмотреть свою стратегию по возврату утраченных территорий и в борьбе за умы граждан, которые остаются в ОРДЛО и Крыму.
Наиболее вероятный сценарий – так называемое «замораживание» конфликта. Это не лучший вариант для Украины, однако в условиях экономического кризиса, который коснется в том числе и России, может стать наиболее благоприятной стратегией на ближайшие годы.
Второй сценарий – активизация на международном уровне и воплощение плана по введению международного миротворческого контингента. Это очень не простой для реализации и слишком финансово затратный проект для Запада. Поэтому в настоящее время тотальной борьбы с пандемией и ее последствиями представляется не слишком реалистичным.
Третий сценарий – принятие решений украинской стороной, которые обусловят так называемый эффект «стены», то есть Украина фактически отгораживается от любых контактов с ОРДЛО и Крымом, изолируя их и оставляя один на один с дальнейшими планами агрессора.
Четвертый сценарий – оживление боевых действий со стороны Кремля и поддерживаемых им отрядов боевиков. При таком сценарии очень трудно предсказать последствия – они могут быть локальными или перерасти в масштабное наступление российских войск, а также закончиться контрнаступлением украинских войск с последующим возвращением утраченных территорий.
Наконец пятый сценарий – выход Украины из Минских соглашений и попытка найти другую формулу переговоров о возвращении утраченных территорий. Это наиболее сложный путь, который вряд ли удастся реализовать без поддержки западных партнеров и желания России. Однако такой сценарий возможен в случае, если очередная военная эскалация закончится в пользу украинской стороны или условной «ничьей». Так или иначе, решение вопроса Донбасса станет намного острее на повестке дня для нынешней власти уже в конце этого года.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»