Кнопкодавство и прогулы: юрист объяснил, почему законопроект придется снова отправлять в КСУ

Читати українською
Богдан Бондаренкоэксперт по конституционному праву

Конституционный суд Украины вынес решение по последнему из семи законопроектов президента Владимира Зеленского, которые предусматривают изменения в Конституцию. Речь идет о законопроекте №1027, в котором прописаны дополнительные основания досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины. КСУ постановил, что законопроект не соответствует статье 157 Конституции Украины. Это означает, что в проект закона еще можно внести изменения и снова отправить в КСУ, отметил в комментарии «Слово и Дело» эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко.

Юрист пояснил, что КСУ рассматривал законопроект на соответствие двум статьям Конституции – 157 и 158. Документ предусматривает введение дополнительных оснований для потери мандата народными депутатами, а именно из-за кнопкодавства и прогулов заседаний парламента и комитетов.

В целом КСУ признал проект закона соответствующим Конституции, но именно положения об утрате мандата за прогулы и кнопкодавство не соответствуют ч. 1 ст. 157, что сужает права и свободы гражданина.

До 2-х лет тюрьмы: нужна ли уголовная ответственность за «кнопкодавство»Парламент поддержал законопроект о штрафах нардепам за кнопкодавство. О наказании за неперсональное голосование поговорили с экспертами.

«По поводу кнопокодавства КСУ говорит, что цель преследуется легитимная, но в плане пропорциональности или соразмерности предлагаются слишком серьезные санкции против нардепов, когда предусмотрена автоматическая потеря мандата и никоим образом нельзя учитывать любые смягчающие обстоятельства», – пояснил юрист, отметив, что в отношении кнопкодавства сложно представить любые смягчающие обстоятельства.

Юрист напомнил, что есть еще новый закон, которым кнопкодавство криминализировано, что гораздо строже лишения мандата. «Когда КСУ делал вывод о кнопкодавстве на соответствие Конституции, он указал, что такая формулировка не может быть использована из-за слишком жесткого характера санкций. В то же время новое положение Уголовного кодекса как раз конкретно сформулировано, когда умышленное нажатие кнопки не за себя, или умышленное предоставление возможности нажимать кому-то кнопку наказывается как уголовное преступление. То есть депутат может потерять мандат не из-за кнопкодавства, а просто на основании приговора суда», – сказал Бондаренко.

Теперь возникает вопрос, что будет с законом об уголовной ответственности за кнопкодавство, ведь он не соответствует позиции КСУ.

В положении законопроекта Зеленского по прогулам КСУ указал на непонятность того, что считается важностью причин прогула, поскольку это оценочное понятие.

«Невозможно в Конституции учитывать все оценочные понятия. Это делается на уровне закона. Но КСУ пришел к выводу, что отсутствие нардепа на определенном количестве заседаний и автоматическая потеря мандата на основании решения Верховного суда ограничивает права и свободы человека и гражданина», – сказал Богдан Бондаренко.

Президентский законопроект также предлагал исключить из Конституции слова «избирательных блоков партий». «В целом это неплохая идея. Потому что у нас на уровне закона избирательные блоки запрещены уже давно и чрезмерная детализация конституционного урегулирования в этой части, возможно, и не нужна», – отметил конституционалист, напомнив, что формулировка относительно партий и избирательных блоков партий появилась в Конституции 2004 года, которая писали под пропорциональную систему.

«Но КСУ пришел к выводу, что если убрать из текста Конституции слова «избирательные блоки партий», это будет означать автоматический запрет избирательных блоков. Хотя это не так. Можно на уровне закона определить, что выборы проходят по пропорциональной системе, а партии участвуют в выборах как самостоятельно, так и в избирательных блоках», – отметил юрист.

Подытоживая, Богдан Бондаренко отметил, что законопроект дальше не может рассматриваться Верховной радой, поскольку КСУ признал в нем часть, которая не соответствует Конституции. «Теперь надо либо вносить в него изменения, либо подавать новый проект закона. Поскольку подавать новый в течение года нельзя, то надо в уже написанный внести изменения и снова отправить в КСУ», – пояснил он.

Ранее «Слово и Дело» разбиралось, почему законопроект Зеленского при назначении руководителей ГБР и НАБУ не прошел конституционный контроль.

Также мы разбирались с юристом, почему оппозиция получила возможность тормозить голосование законопроекта о количестве нардепов.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.