Вместо люстрации: существует ли альтернатива закона об очищении власти

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Еще одно «ружье» Революции Достоинства – закон об очищении власти – таки выстрелило. Как и предполагали эксперты в области права, это произошло из-за несовершенства процедур и постреволюционной спешки. В общем, хорошая идея с очисткой власти от чиновников, правоохранителей и судей эпохи экс-президента Виктора Януковича, которые способствовали тогдашней власти в давлении на политических оппонентов и активистов, требует существенного пересмотра и совершенствования.

Однако негативных репутационных и экономических последствий уже не избежать. Дело в том, что на сторону «недолюстрированных» чиновников на прошлой неделе стал Европейский суд по правам человека.

При этом компетентный орган по толкованию отечественного законодательства – Конституционный суд Украины – не может принять окончательного решения, что делать с законом о люстрации.

Зато в Верховной раде уже предлагают вообще отменить данный закон - народный депутат из фракции «Слуга народа» Максим Бужанский подал законопроект №2287 «О признании утратившим силу закона «Об очистке власти». Самого текста законопроекта еще нет, однако нетрудно догадаться, что, скорее всего, в этом документе не будет изложена суть новых подходов к процессу очистки власти.

Однако оставить этот процесс на произвол судьбы тоже вряд ли удастся. К тому же, еще летом, накануне парламентских выборов, новоизбранный президент Владимир Зеленский объявил о намерении провести новую волну люстрации уже чиновников эпохи президента Петра Порошенко.

Права человека – прежде всего

Европейский суд по правам человека вынес свое решение 17 октября, а уже на следующий день в Верховной раде был зарегистрирован законопроект Максима Бужанского.

Закон об очищении власти: почему недоволен ЕСПЧ и в чем недостатки люстрации17 октября 2019 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал люстрацию нарушением гражданских прав ряда украинских чиновников.

Свое решение ЕСПЧ вынес на основании иска 5 чиновников, которых уволили в 2014 году сразу после принятия закона «Об очистке власти». Характерно, что суд стал на сторону чиновников-истцов из разных сфер. Среди них есть и представители правоохранительных органов из ГПУ, и экс-налоговик, и чиновник райгосадминистрации. Всем им ЕСПЧ обязал государство Украина выплатить компенсации из бюджета в размере от 5300 до 6500 тысяч евро морального ущерба.

Интересно, что суд принял решение на основании нарушения нарушения статьи 6 и 8 Европейской конвенции по правам человека. В первом случае речь идет о слишком длительном рассмотрение судебных дел заявителей на национальном уровне (более 4-х лет), а во втором – о нарушении права на уважение частной жизни.

Высока вероятность того, что именно из-за нарушения статьи 8 в ЕСПЧ теперь обратятся сотни чиновников, которые были уволены по закону об очищении власти. Ведь европейские судьи постановили, что «закон применялся к очень широкому кругу лиц, но совершенно не учитывал того, были ли заявители лично связаны с любой недемократической деятельностью, имевшей место в период правления Януковича».

Таким образом, восстановиться на должностях и получить компенсации смогут по меньшей мере 900 человек – чиновников разного уровня, которые были уволены с их должностей из-за того, что не проходили по условиям закона о люстрации образца 2014 года. И пока именно экономический аспект – наиболее реальное следствие несовершенства принятого в спешке революционной целесообразности закона об очищении власти. Какими будут политические и репутационные последствия, прогнозировать пока трудно, но в том, что они точно будут, сомневаться не приходится.

Очищение власти по-украински

Итак, главный недостаток закона о люстрации – невозможность найти доказательства личной роли чиновников в любой недемократической деятельности, имевшей место в период правления бывшего президента Виктора Януковича. Еще сложнее было бы доказать, были ли их действия умышленными, и если да, то как в юридическом смысле можно учесть степень их ответственности в событиях 2013-2014 годов?

Люстрация чиновников Порошенко: зачем это ЗеленскомуЗеленский предложил законопроект по расширению действия закона об очищении власти (о люстрации) на президента, депутатов, министров и других топ-чиновников, которые занимали должности с 23 февраля 2014 по 19 мая 2019 года.

Точку или, по крайней мере, разумное разъяснение по этому поводу мог бы дать Конституционный суд Украины. Этот орган пока затягивает рассмотрение соответствующего представления еще с 2015 года, однако после двух выводов Венецианской комиссии и решения ЕСПЧ тянуть дальше нельзя.

О том, что в законе об очищении власти нет юридической логики, а есть только политическая целесообразность, указывали не только юристы, но и международные партнеры Украины. При этом неоднократно отмечалось, что стоит внести коррективы, а вот сам принцип очистки власти может быть применен именно с целью наказания тех чиновников и правоохранителей, которые реально способствовали нарушению прав человека в отношении граждан во время событий Евромайдана и Революции Достоинства.

Пока КС будет выносить решение, а политики будут думать над тем, как исправить ситуацию с процессом люстрации, Украина может еще попробовать обжаловать решение ЕСПЧ. Конечно, ситуацию это не исправит, но можно выиграть время для того, чтобы сэкономить бюджетные средства, которые, по решению Европейского суда по правам человека, придется платить сотням чиновников в качестве моральной компенсации.

Возможные альтернативы

На самом деле, альтернативы системным изменениям в законе о люстрации – если действительно существует цель его юридически правильного применения – нет. И инициативы об отмене закона от 2014 года не избежать, считают эксперты. Впрочем, очень важно разработать и внести в Верховную раду альтернативный законопроект.

Это уже пытались сделать в команде президента Владимира Зеленского. Еще в июле этого года он выступил с инициативой люстрировать чиновников «эпохи Порошенко». Соответствующий законопроект №10444 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по очистке власти» был зарегистрирован в парламенте еще VIII созыва, однако в конце августа был отозван.

Юристы считают, что законопроект Зеленского о люстрации противоречит КонституцииИнициатива президента по расширению люстрации касается не только госслужащих, судей, но и тех, кто будет баллотироваться в нардепы.

Данную инициативу президента окрестили как «сведение счетов» с его политическими оппонентами, которая на волне масштабной поддержки Зеленского на президентских выборах выглядела вполне логичным шагом. Однако юристы уверены, что даже в случае положительного решения по поводу принятия подобного закона, он так же был бы обжалован в ЕСПЧ и получил бы негативную оценку юридического сообщества и международных партнеров.

Сейчас в команде президента и «Слуги народа» нет единства по поводу того, что делать с процессом очистки власти. Просто отменить предыдущий закон, означает согласиться с логикой восстановления в должностях бывших чиновников эпохи экс-президента Януковича и, скорее всего, выплату компенсаций.

Новый глава ГПУ вместе с юридическим сообществом призывают откорректировать действующий закон «Об очистке власти». При этом следует учесть рекомендации Венецианской комиссии. Одна из главных – люстрация не должна касаться выборных должностей. Еще один важный пункт – учет фактора уровня ответственности чиновника на должности и выводов специальной проверки по итогам его действий. Возможно, эту функцию на себя возьмет НАПК.

Так или иначе, процесс люстрации нужно вывести из логики применения для политической расправы над оппонентами или любым инакомыслием. Ведь цель люстрации – это защита институтов демократии от неправомерных посягательств, а не способ наказания политиков и чиновников, которые в чем-то не оправдали доверия граждан. Иными словами, люстрация не может руководствоваться исключительно политической целесообразностью, но должна применяться к тем, кто пренебрегает демократическими институтами и ценностями. Например, такими, как право на протест.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: