Юристы считают, что законопроект Зеленского о люстрации противоречит Конституции

Читати українською
Инициатива президента по расширению люстрации касается не только госслужащих, судей, но и тех, кто будет баллотироваться в нардепы.
Слово и Дело

В последний день работы Верховной рады VIII созыва президент Владимир Зеленский внес проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по очищению власти». Почему этот законопроект противоречит Конституции, является нежизнеспособным и может быть рассмотрен только Радой нового созыва, «Слово и Дело» спросило юристов.

По мнению эксперта по конституционному праву Богдана Бондаренко, тема о расширении люстрации всплыла именно сейчас по нескольким причинам. «Это хайп, это перебивание обсуждения Избирательного кодекса и, собственно, это попытка вернуть тот протестный антиэлитарний электорат, который был весной, но по разным причинам мог отколоться», – считает он.

С другой стороны, есть предположение, что такое решение возникло после того, как Конституционный суд Украины не стал отменять люстрационный закон. Ведь Зеленский предлагает внести в него такие изменения, которые касаются всех, кто был у власти с 2014 по 2019 год, косвенно включая судей.

Заработают ли предлагаемые Зеленским изменения в люстрационный законСам закон об очищении власти в любое время может быть отменен КСУ, а предложение Зеленского люстрировать нардепов противоречит Конституции.

Собственно, Зеленский предлагает внести изменения в действующий закон «Об очищении власти», который сейчас рассматривает КСУ и может признать неконституционным. По словам Бондаренко, все замечания Венецианской комиссии о том, что люстрация 2014 года является автоматической и распространяется на очень широкий круг лиц, в законопроекте Зеленского только повторяются и углубляются.

Зеленский расширяет должности, которые подпадают под люстрацию, добавив еще и выборные.

«Раньше под люстрацию подпадал, условно говоря, Азаров, который не мог быть премьером или госслужащим, но мог идти на выборы президента, нардепов и местных депутатов. Теперь по законопроекту Зеленского эта возможность ограничивается», – пояснил юрист.

В перечень должностей, на которые не могут баллотироваться те, кто подпадает под люстрацию, добавились президент Украины, народные депутаты (2014-2019 годы). «Это не соответствует Конституции. Должности президента, нардепов и депутатов местных уровней не подпадают под люстрацию. Даже в 2014 году это понимали и не включили такую норму в законопроект», – добавил Бондаренко.

Он пояснил, что законопроект Зеленского расширяет люстрационные критерии для тех, кто подпадает под очищение власти. «Дублируются должности, которые были в 2010-2014 годах с периодом в 2014-2019 годах. Плюс добавляются президент и народные депутаты последнего созыва», – сказал он, добавив, что депутатов на должностях с 2010 по 2014 год это не касается.

К тому же, по словам Бондаренко, лица, подпадающие под люстрационные критерии, не могут заниматься адвокатской деятельностью.

Инициатива президента также затронет судей, которые выносили решения, признанные Европейским судом по правам человека нарушающими конвенцию. То есть за ошибку или за то, что судья отказал люстрированному в восстановлении в должности, сам судья также подпадает под люстрацию.

В Минюсте отреагировали на законопроект Зеленского о люстрацииВ Министерстве юстиции Украины считают законопроект Владимира Зеленского о люстрации чиновников времен президента Петра Порошенко популистским и реваншистским.

По этому поводу юрист Андрей Вигиринский заметил, что у Зеленского акцентируют внимание на решениях Европейского суда по правам человека, но не считаются с тем, что также есть решение этого же суда, котрое устанавливает, что нормы закона об очищении власти нарушают права тех людей, которые попали под люстрацию в 2015 году.

«С одной стороны, судью, который отклонил иск в части восстановления в должности, нужно направить под люстрацию, но самого человека не нужно восстанавливать на работе. В этом законопроекте сплошные противоречия, которые сложно вписать в юридическую логику. Не хватало еще ввести ответственность депутатов за голосование. Такого нет нигде в мире», – сказал он.

Вигиринский также склоняется к тому, что законпроерокт Зеленского появился ради пиара за неделю до выборов и не будет принят.

«Верховная Рада сегодня закончила свою работу. И президент явно понимал, что она не сможет рассмотреть этот законопроект даже на уровне комитета, чтобы сформировать заключение по этому документу. Не говоря уже о голосовании в первом, втором чтении, рассмотрении поправок и отклонений. Он это понимал? Очевидно», – уверен юрист.

По его словам, практически все законопроекты, вносящиеся в Верховную раду, которая переизбирается, обнуляются. «Эти документы нужно будет вносить заново, когда будет сформирована новая Верховная рада, новая коалиция, новое правительство. Ценность этого документа, который был внесен президентом, кроме медийного обсуждения, равна нулю», – сказал он.

Конечно, есть небольшая вероятность, что законопроект снова будет подан уже в новую Раду, но на фоне того, что КСУ рано или поздно признает закон «Об очищении власти» неконституционным, в этом нет никакой необходимости. К тому же, по мнению юристов, сейчас в обществе нет такого острого запроса на смену всех чиновников периода 2014-2019 годов.

По словам Бондаренко, люстрация сама по себе достаточно сложная категория: «Когда люстрация вводилась в 2014 году, тогда были предпосылки, в частности Майдан. В 2019 году мы говорим о мирном переходе власти демократическим путем. Продолжается охота на ведьм, которая была при Порошенко».

«Люстрация – это не правовой инструмент, она имеет временный характер. Это тот вариант, когда у общества вообще не возникает сомнений относительно преступного характера деятельности предыдущего режима. По большому счету, люстрацию нужно было проводить в 1991 году, а в 2014-м это было уже нецелесообразно», – убежден юрист.

Андрей Вигиринский подчеркивает, что закон «Об очищении власти» появился именно на фоне общественного запроса. «При этом он нарушает не только Конституцию Украины, но и ряд международных документов о защите прав и свобод граждан в части права на труд и возможности применения к людям санкций или наказаний без доказательства их вины», – считает эксперт.

Инициатива Зеленского, по словам Вигиринского, ограничивает избирательное право и требует внесения изменений в новый Избирательный кодекс, который еще не подписан президентом.

Решение президента Зеленского о расширении люстрационных критериев уже добавлено в Про-100 Матрицу. Напомним, в рамках этого проекта Открытый Университет Майдана совместно с аналитическим порталом «Слово и Дело» анализирует резонансные решения первых 100 дней президента Зеленского на предмет их законности и популярности.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: