Люстрация – тема благодатная. Это же просто мечта, прописать списки супостатов, которым следует навсегда запретить доступ к государственной власти. Зуб у народа на всех, кто прикасался к госуправлению, огромный, поэтому заслужить горячую поддержку избирателей на этой теме несложно, чем нынче и занимается президент, у него очередные выборы на носу. И да, это самый что ни на есть неприкрытый популизм.
При всей простоте идеи, запустить люстрацию в действие совсем непросто. Во-первых, там множество вопросов правового характера. Например, коллективная ответственность по неким общим признакам противоречит принципу персонального наказания за индивидуальную меру вины. Рыжие, может быть, и провинились, но все ли рыжие провинились? И такие ли рыжие те, кого называют рыжими? И так ли чрезвычайна ситуация, чтобы размыть границы справедливости, чтобы утвердить ее дух? Кстати, послы Большой семерки именно на это обстоятельство обратили особое внимание в своем заявлении: «Нынешняя ситуация в Украине не сравнима с той, что имела место после Революции достоинства».
Отдельный аспект – что делать с уже назначенными или теми, кто вот-вот ждет назначения. Может, было бы и очень неплохо, чтобы кто-то из них назначения не дождался, но к чему тогда было город городить про «не допустим, не простим»?
Но и это, на самом деле, неважно. Проблема-то в чем? В качестве государственного управления. Убрать оттуда или не допустить туда людей, которые не обеспечивают нужного качества, это только одна часть работы. Вторая – найти, а в идеале – подготовить и продвинуть правильных людей на правильные позиции. Не встроить их в старую систему, а выстроить из них новую. И тут не обойтись каким-то одним законом или указом, необходимо налаживать процесс непрерывного кадрового давления, который бы выталкивал наверх дерзких и толковых. Причем не за несколько месяцев, полгода или год до следующих выборов, когда уже поздно метаться.
Пока нет налаженных социальных лифтов, хотя каждая новая власть грозится их соорудить, никто не мешает осуществлять отбор перспективных кадров вручную, перебирая человеческую руду в поисках самородков, но уже сейчас очевидно, что назначения и выдвижения на выборные должности – самая слабая сторона работы команды Зе! Хоть проводи закон, что люстрации подлежат все те, кто был назначен в первые месяцы работы нового президента.
И это не только и не столько претензия к Владимиру Зеленскому и его ближнему и дальнему кругу, которые определяют кадровые решения, хотя определяют они действительно скверно. Это ключевая проблема страны: нет людей. И в том смысле, что те, кто есть, тонким, буквально микронным слоем размазаны по нескольким политпроектам, а другие отказываются играть в эти игры, и в том, что, в самом деле, подготовленных и мотивированных людей в принципе не хватает.
Собственно, об этом говорилось уже не раз: слаженная в совсем других условиях и для других задач команда «Квартала 95» потому и оказалась сверхуспешной, что в политическом поле ни одной толковой и современной команды-оппонента не оказалось. Кто посмел, тот и съел. Другие предложения оказались слишком робкими, пресными, чересчур традиционными и неинтересными, иногда откровенно неумными – вот как раз из-за отсутствия людей нужного качества.
Пока почти идеальным образом работает гражданская самолюстрация: уважающие себя и других люди в своем подавляющем большинстве не идут во власть. Тем легче туда попадают другие. И важно не новую люстрацию вводить, а что-то делать с этой беспощадной старой.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»