Находясь на посту президента Украины, Петр Порошенко одновременно остается и мощным фундаментом для парламентского большинства. Именно на его работу ориентируется и пропрезидентская фракция БПП, и действующий глава Кабмина, и самый крупный по численности партнер по коалиции – фракция «Народного фронта».
Впрочем, теряя влияние и фактически имея очень невысокие шансы на переизбрание, до сих пор прочная конструкция власти пошатнулась. Собственные группы влияния есть и в БПП, и у «Народного фронта». Кроме того, действующий премьер-министр существенно дистанцировался от Петра Порошенко и довольно успешно пытается создать себе имидж некоего «арбитра».
Но уже через несколько недель новый глава государства может внести существенные изменения в нынешнюю властную конструкцию. Несмотря на то, что Украина – парламентско-президентская республика, полномочия у главы государства остаются достаточно существенными. И именно этот факт может либо помочь ему набрать политический вес, либо, наоборот, разрушить такие высокие рейтинги.
Даже если Владимиру Зеленскому и его команде удастся быстро определиться с основными кадровыми заменами, на их пути встанут Верховная рада и Кабмин. Единственный способ быстро изменить это обстоятельство – распустить парламент до 27 мая. Или попытаться договориться с основными влиятельными игроками в действующем созыве Верховной Рады.
Удастся это или нет, узнаем уже скоро. А пока было бы интересно смоделировать поведение ключевых провластных субъектов, которые бок о бок стояли с действующим президентом и помогали формировать провластную вертикаль. Как поведут себя основные игроки из пропрезидентской команды? Что будут делать их партнеры?
Центры влияния «Народного фронта»
Фракция «Народного фронта» демонстрировала сплоченность в течение последних 4,5 лет нынешнего созыва Верховной рады. Именно эта фракция была едва ли не самым преданным партнером пропрезидентского БПП в парламенте. Впрочем, ни для кого не секрет, что и в партии, и во фракции политсилы есть несколько групп влияния, которые могут обнаружить совершенно противоположные векторы сотрудничества в Верховной раде в случае победы Владимира Зеленского на президентских выборах.
Правда, именно в действующем созыве парламента у НФ пока остается хотя бы какое-то влияние. Ведь по данным социологических опросов, рейтинг партии уже который год подряд стабильно колеблется в пределах 1-2%. И пока единственный способ хоть как-то увеличить шансы на следующих парламентских выборах – найти новых политических союзников после 21 апреля. Вероятно, сделать это в полном составе нынешней фракции НФ не удастся.
Пока наиболее активно в публичной плоскости ведут себя двое политиков из «Народного фронта». Экс-премьер и лидер «Народного фронта» Арсений Яценюк пытается участвовать в большинстве публичных мероприятий, организованных общественным сектором. Очевидно, на него ориентируется значительная часть нардепов фракции НФ в парламенте. Вероятно, Яценюк до сих пор не потерял надежды на ребрендинг и рестарт своей политической силы на парламентских выборах. К тому же остается высокой вероятность, что к совместным усилиям на пути к собственной фракции в следующей Верховной раде присоединится и действующий премьер-министр Владимир Гройсман. По крайней мере его участие в обновленном проекте вместе с НФ могло бы несколько сцементировать эту политсилу и уберечь от возможной фрагментации.
Еще один политик из НФ – действующий глава МВД Арсен Аваков – ведет активную публичную кампанию в статусе «силы, которая находится над схваткой». Сейчас он как минимум не принял сторону ни одного из кандидатов-финалистов второго тура президентских выборов. Впрочем, в своем желании сохранить место в правительстве Арсен Аваков может пойти на ситуативные союзы даже с конкурентами нынешних партнеров НФ – речь идет о командах Владимира Зеленского и Юлии Тимошенко.
Еще двое сильных действующих лиц из «Народного фронта», на которых ориентировано определенное количество депутатов этой политсилы, – спикер Андрей Парубий и секретарь СНБО Александр Турчинов – пока сохраняют тесные партнерские отношения как с пропрезидентской командой, так и со своими соратниками из «Народного фронта». Впрочем, можно предположить, что оба политика больше склоняются к участию в проекте на поход в Раду 9-го созыва в составе ребрендированного БПП.
Гигант БПП
Интересная ситуация с пропрезидентской фракцией БПП. Сейчас она является крупнейшей и насчитывает 135 народных депутатов, из которых 90 нардепов-мажоритарщики. При этом 69 стали депутатами на мажоритарных округах от БПП, а еще 21 – самовыдвиженцы, которые присоединились к крупнейшей провластной фракции уже после выборов 2014 года.
Именно большой процент самовыдвиженцев и общее значительное количество мажоритарщиков в пропрезидентской фракции может стать причиной тектонических изменений в раскладе сил в парламенте после второго тура выборов. До сих пор продолжается дискуссия, кто может возглавить политсилу на парламентских выборах.
Несмотря на значительный антирейтинг, именно Петр Порошенко мог бы возглавить партию в будущей парламентской кампании. Однако звучат еще две фамилии, которые предположительно могут возглавить БПП в продвижении к новому созыву Верховной рады.
Ожидается, что ключевой фигурой в этом раскладе сил может стать Владимир Гройсман. Если он после вероятного поражения Петра Порошенко таки поддержит его, то, скорее всего, получит основную квоту на формирование списка БПП. Другой харизматичный политик – действующий генпрокурор Юрий Луценко – также рассматривается как один из вероятных претендентов на лидерство в БПП.
А вот еще один партнер пока еще действующего президента – мэр Киева Виталий Кличко – может сыграть в свою игру, реанимировав партию УДАР. Сейчас эта политсила вполне реально рассматривает возможность своего участия в парламентской кампании осенью 2019-го. В 2014 году квота УДАРа в списках БПП насчитывала 21 нардепа в первой сотне списка. Более половины из них попали в парламент 8-го созыва, а некоторые – ушли работать в правительство и Администрацию президента. Сам Кличко одно время даже возглавлял БПП. А эпопея со сложением им полномочий длилась с 2016 года, пока, наконец, в пропрезидентской партии не переизбрали руководство.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»