Коррупция или безопасность: зачем возвращать техосмотр для легковых авто

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Уже с 1 мая этого года определенным категориям автомобилистов придется проходить техосмотр транспортных средств по новым правилам. Соответствующее постановление Кабинет министров Украины принял еще 23 января. И это только первый шаг к возвращению прохождения ТО для всех категорий авто – речь пойдет о наиболее массовом сегменте легковых автомобилей категории «В» для частного использования.

Дело в том, что в соответствии с Соглашением об ассоциации, которое Украина подписала еще в 2014-м и которое вступило в силу с 1 сентября 2017 года, все без исключения транспортные средства обяжут проходить техосмотр. Возвращение техосмотра должно состояться до 2022 года. Впрочем, 2019-й должен стать «переломным» в этом вопросе, ведь проверку пригодности к эксплуатации транспортных средств должны вернуть именно для частных автомобилей. Такое решение Кабмин утвердил еще в 2015 году. Вопрос лишь в том, насколько эффективно были использованы последние 4 года для внедрения всех необходимых изменений.

Без ТО не пустят в Европу?

Январское постановление Кабмина вводит ряд изменений к прохождению ТО для транспортных средств. Прежде всего, с 1 мая кроме бумажного бланка протокола о прохождении техосмотра, водителям будет выдаваться еще и соответствующая метка (чип) радиочастотной идентификации. Ее владелец транспортного средства обязан закрепить в правой верхней части ветрового стекла с его внутренней стороны.

Техосмотр авто в Литве и Германии: как все происходит и как быть УкраинеПо Соглашению об ассоциации с ЕС Украина должна вернуть техосмотр для автомобилей. О внедрении ТО рассказали эксперты.

По замыслу, подобная метка позволит полиции и контролирующим органам (эксперты НИЭКЦ) быстрее проверять, допущено ли определенное транспортное средство к участию в дорожном движении. А также определять, не был ли сфальсифицирован протокол о техосмотре транспортного средства.

Однако самое главное нововведение заключается в том, что с выдачей меток с радиочастотной идентификацией должна быть создана база данных – реестр транспортных средств, прошедших сертифицированный техосмотр. В будущем доступ к этой базе по запросу смогут получить граждане, которые хотят проверить транспортное средство на предмет соответствия его технического состояния требованиям безопасности, и вообще получить правдивую информацию об авто. Это важный аспект и для формирования прозрачного и честного рынка продаж подержанных транспортных средств, владельцы которых часто «скручивают» показатели одометров перед продажей. Ответственности за такие действия они не несут, хотя в большинстве европейских стран подобные выходки могут дорого стоить горе-продавцам.

Еще одно новшество – процесс прохождения ТО будут фиксировать на фото и видео. Впрочем, пока что, согласно постановлению Кабмина, подобные изменения коснутся не всех автомобилей – речь идет прежде всего об автобусах, коммерческих авто, спецтранспорта, грузовиков. Обязательным будет техосмотр раз в год также для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа, получая за это прибыль. Речь идет не только об общественном транспорте и такси, но и легковых авто, которые перевозят пассажиров, но не является такси (в таком случае будет достаточно пройти ТО раз в 2 года).

Наиболее интересным в данном вопросе является то, успеют ли в МВД вовремя подготовиться к подобным нововведениям. Ведь для проверки чипов нужно иметь соответствующее оборудование, которое еще нужно закупить и научить сотрудников им пользоваться. Более того, пока не ясно, когда и каким образом будет реализована кампания по информированию водителей по поводу принятых нововведений.

Какой должна быть реформа техосмотра?

Вопрос возвращения обязательного техосмотра активизировался после 2014 года, но стоит на повестке дня еще с 2011-го – с тех пор, как он был отменен из-за высокого уровня коррупционной составляющей. Документы на техосмотр можно было приобрести, об этом знали все – и водители, и тогдашние работники МРЭО, и ГАИ. При этом на техническое состояние транспортного средства, не говоря уже о соответствии экологическим нормам, почти не обращали внимания.

Как добиться компенсации за поврежденный автомобиль на разбитой дорогеВ случае победы в суде можно получить компенсацию в размере нанесенного ущерба и даже купить новую машину. Но для этого придется правильно оформить необходимые документы.

За последние 4 года в Верховной раде были зарегистрированы несколько законопроектов, которые должны наладить систему техосмотра для транспортных средств. Конечно же, по европейским правилам и исключая коррупционную составляющую.

Так, в июле 2015 года Верховная рада в первом чтении приняла законопроект №2567 «О сервисных услугах и сервисных центрах Министерства внутренних дел Украины», в котором обязательную экспертизу авто (так называемое «экспертное исследование») предлагается отнести к платным услугам сервисных центров при МВД. У документ была непростая судьба – его 4 раза отзывали, дорабатывали, снова передавали на рассмотрение профильного комитета, но все-таки в феврале этого года окончательно сняли с рассмотрения.

Еще один законопроект – №7317 – с ноября 2017 года и до сих пор находится на ознакомлении в профильном комитете по вопросам транспорта. В частности, законопроектом предлагается имплементировать 7 актов законодательства ЕС, которые будут способствовать повышению уровня безопасности и снижению аварийности на дорогах. Например, планируется оборудовать и ввести ответственность за отсутствие соответствующего технического оборудования по ограничению скорости для автобусов, грузовых автомобилей и другого транспорта для перевозки пассажиров. Перевозчики говорят, что и сейчас транспортные средства оборудованы такими устройствами, но в реальности на украинских дорогах и автобусы, и грузовики легко преодолевают допустимый ПДД скоростной режим, что часто становится причиной смертельных аварий.

Главные изменения, которые ожидаются с принятием закона, который восстановит техосмотр, – осмотр и выводы о состоянии транспортного средства – должны производиться на независимых сертифицированных СТО. Причем, подать соответствующую заявку на получение лицензии на осуществление техосмотра могут различные частные компании, которые имеют соответствующее оборудование и способны организовать процедуру. Правда, по мнению экспертов, именно этот аспект и является главным тормозом к принятию законопроекта – слишком сильным остается желание прописать требования таким образом, чтобы сертификацию прошли далеко не все СТО.

Плюс один налог на «евробляхи»

Украинские законодатели по-своему понимают соблюдение стандартов ЕС относительно процедуры прохождения техосмотра. Многие нормы являются слишком жесткими, если не сказать абсурдными.

Так, предложенный законопроект позволяет проводить проверку в случае регистрации/перерегистрации транспортного средства, с каждой сменой его владельца и выезда транспортного средства за пределы зоны таможенного контроля Украины (с 1 января 2021 года – обязательное требование). Однако не во всех странах ЕС смена собственника означает обязательное повторное прохождение техосмотра для транспортного средства.

Комитет разрабатывает законопроект о введении техосмотра автоПрофильный парламентский комитет разрабатывает законопроект о введении обязательного техосмотра автомобилей.

В предлагаемом законопроекте №7317 есть нормы и относительно обязательного технического осмотра новых авто. Во многих странах ЕС авто до 4 лет может не проходить техосмотра, ведь все необходимые процедуры должны быть соблюдены еще на производстве.

Вопрос введения обязательного техосмотра может затронуть около 90% всех автовладельцев. Аавтопарк в Украине старый, средний возраст авто – 12 лет. К тому же в период с 2015 по 2018 годы в Украину было ввезено рекордное количество автомобилей в так называемых еврономерах. Сейчас их активно растаможивают, однако многие из этих транспортных средств потребуют существенного улучшения технического состояния, а некоторые вообще могут не пройти техосмотр по критериям безопасности.

Еще одна категория риска – автомобили с установленным газобаллонным оборудованием, которое стало популярным в последние 5 лет. Каким образом будут учитываться соответствие определенным нормам безопасности такие переоборудованные авто, должен дать ответ законодатель.

Еще неизвестно, во сколько обойдется владельцам авто процедура техосмотра. Эксперты оценивают, что его стоимость в среднем составит около 1500 гривен. Если легковой автомобиль используется в частных целях, такую сумму придется регулярно выкладывать раз в 2 года.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: