Порядок на дорогах: как изменится жизнь автомобилистов в 2018 году

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В прошлом году народные депутаты приняли несколько законопроектов, которые усиливают ответственность водителей и владельцев авто. Прежде всего речь идет об увеличении штрафов за нарушение правил дорожного движения и законодательное решение проблемы с парковкой.

Ожидается, что уже в ближайшие месяцы парламент может рассмотреть и законопроекты, которые решат судьбу авто на иностранной регистрации. Очевидно, проблема «евроблях», которые заполонили улицы украинских городов, касается не только поступлений в госбюджет, но и безопасности на дорогах.

В целом же и парламент, и правительство очень медленно и неохотно осуществляют реформы в сфере безопасности дорожного движения. В последние годы руководство МВД не раз заявляло о необходимости создания системы автоматической видеофиксации нарушений ПДД по всей стране. Мол, такая новация изменит отношение водителей к безопасности, а «письма счастья» со штрафами будут поступать всем без исключения правонарушителям. Впрочем, все дедлайны по внедрению этой системы были сорваны – ни в 2016-м, ни в 2017-м система не начала работать.

Зато, именно по инициативе главы МВД Арсена Авакова для водителей были значительно повышены штрафы. Парламент принял соответствующие изменения и теперь в случае нарушения ПДД водителям придется выложить немалые деньги.

Действовать жестко в вопросе нарушения ПДД правоохранителей заставляет ситуация на дорогах. За последние несколько лет количество погибших в ДТП граждан значительно увеличилось. Речь идет прежде всего о трех основных категориях нарушений: превышение скорости, управление в состоянии алкогольного опьянения и грубое нарушение правил маневрирования.

Безопасность или пробки: почему норма об ограничении скорости движения не сработаетПравительство внесло изменения в Правила дорожного движения. Среди главных нововведений – ограничение скорости движения в населенных пунктах с 1 января с 60 километров в час до 50. Действенна ли такая норма без полного запуска видеофиксации, разбирались эксперты.

По последним данным, которые есть на сайте Управления безопасности дорожного движения, за первые 8 месяцев 2017 года количество ДТП превышает аналогичный показатель 2016-го на 8,5 тысяч (или почти 9%). Возросло и количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими – это почти 17 тысяч случаев. Погибли 1996 человек и почти 22 тысячи были травмированы. Статистика не учитывает последних 4 месяцев 2017 года, но можем предположить, что ситуация не стала намного лучше. Вспомнить только о трагическом ДТП в Харькове в октябре прошлого года, в результате которого погибли сразу 6 пешеходов.

Противостояние с «евробляхами»

Наиболее политизированным вопросом относительно безопасности на дорогах является решение проблемы с водителями за рулем авто на иностранной регистрации. Этот вопрос уже расколол общество на два противоположных лагеря: часть граждан поддерживают жесткие меры в отношении «евроблях», предусматривающие растаможку по всем процедурам (т. е. зарегистрировать такое авто будет очень дорого) и штрафования. Другая часть водителей и владельцев авто поддерживают движение «евробляхеров», ведь речь идет не только о безопасности на дорогах, но и о либерализации правил растаможивания авто, предусматривающих уменьшение налоговых выплат в бюджет для б/у авто из Европы.

Интрига заключается в том, что и в правительстве, и в парламенте настроены жестко решить вопрос с авто на иностранной регистрации. Тогда как сами «евробляхеры» объединились в общественные инициативы и требуют существенно упростить растаможку пригнанных авто с ЕС. С такими требованиями они уже несколько раз устраивали протесты в столице, которые парализовали автомобильное движение.

В правительстве считают, что машины на еврономерах нужно регистрировать и правильно администрировать. «Я считаю, что все должны быть в равных условиях. И думаю, что все должны растамаживать автомобили по правилам, которые являются для всех одинаковыми», – заявил премьер-министр Владимир Гройсман. Впрочем, и он, и парламентарии допускают возможность пересмотра ввозных ставок для б/у авто именно из стран Евросоюза. Соответствующие законодательные изменения готовятся в профильном комитете Верховной Рады, который возглавляет представительница БПП Нина Южанина.

Будут ли предложенные законодательные изменения действительно компромиссными? В парламенте отмечают, что все проблемные вопросы будут предварительно обсуждены с представителями общественных организаций, представляющих интересы водителей-владельцев авто на иностранной регистрации. Чем закончится данная эпопея, сказать трудно, ведь на горизонте замаячил еще и фактор президентских и парламентских выборов. Поэтому и президенту, и правительству, и провластным политикам в парламенте ссориться с потенциальными избирателями сейчас не на руку.

Оштрафуют всех?

В свою очередь вопрос о наказании нарушителей ПДД очень актуален в обществе. Многие из автомобилистов поддерживают законодательные изменения по увеличению штрафов за опасное вождение транспортными средствами.

Что планируют изменить в правилах дорожного движения в 2018 годуНедавно правительство одобрило постановление, которое внесло изменения в правила дорожного движения. Аналитики Слова и Дела выяснили, что нового придумали для водителей в 2018 году.

По инициативе МВД в конце 2017 года парламент одобрил изменения в законодательство, которые предусматривают значительное увеличение штрафов за безответственное вождение авто и других транспортных средств. Превышение максимальной разрешенной скорости движения (более чем на 50 км/ч) теперь будет стоить 3400 гривен (до изменений было 510 гривен). За управление авто в нетрезвом состоянии – при обнаружении алкоголя в крови в первый раз нарушителя ждет штраф в 10200 гривен и лишение водительских прав на 1 год. За повторный случай – 20400 гривен и лишение водительских прав на 2 года. В случае третьего такого же нарушения грозит штраф в 40800 гривен и невозможность управлять транспортными средствами на срок до 10 лет. Жестче штрафовать будут водителей и за отсутствие водительских прав – от 10200 гривен в первый раз и 40800 гривен в случае повторного нарушения.

Особенно беспокоит водителей изменения скоростного режима в населенных пунктах – с 60 км/ч до 50 км/ч. Соответственно, уменьшается и максимальная допустимая граница превышение скорости в +20 км/ч. По мнению владельцев транспортных средств, подобные новации должны касаться не всех без исключения участков автомобильных дорог, ведь это будет создавать искусственные проблемы в пропускной способности путепроводов. По мнению некоторых экспертов, уменьшение предельной скорости в населенных пунктах мало повлияет на безопасность движения для всех его участников.

Еще одна интересная новация, которую приняли на законодательном уровне, заключается в том, что с 2018 года первое водительское удостоверение будут выдавать на два года. Водитель имеет право обменять удостоверение на постоянное, если в течение двух лет с момента его получения он не будет иметь трех или более административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Если же такие нарушения были, обменять удостоверение на постоянное можно будет после составления практического и теоретического экзаменов в сервисном центре МВД. В ведомстве считают, что такие изменения заставят водителей более ответственно относиться к безопасности движения, кроме того сделают невозможным со временем банальную покупку водительских удостоверений как услугу через автошколы.

Сами водители считают, что без введения эффективной системы привлечения к ответственности повышение штрафов мало повлияет на безопасность движения. В парламенте до сих пор остается не рассмотренным законопроект №5184, который предусматривает и ряд других новаций в правилах безопасности на дорогах. В частности, документ предусматривает усиление ответственности за нарушение для всех участников дорожного движения – велосипедистов, пешеходов. Также законопроект может вернуть практику техосмотра авто, что является далеко не самой плохой идеей.

Парковочный коллапс

Наконец, в 2018 году должны серьезно измениться правила парковки и ответственность за их нарушение. В конце декабря народные депутаты приняли закон, который должен серьезно реформировать сферу парковки. Документ должен подписать президент, после чего он может начать действовать со второго полугодия нынешнего года.

Ограничение скорости движения: будут ли штрафовать за 60 километров в часСогласно нововведениям в ПДД, в Украине уже с 1 января 2018-го водителям разрешено двигаться в городах со скоростью до 50 км/ч. На сколько допускается превышение скорости, рассказал эксперт.

Документ значительно совершенствует сам механизм привлечения к ответственности владельцев авто за нарушение правил парковки. Он предусматривает непосредственный контакт инспектора по парковке с владельцем авто для предупреждения и наложения штрафных баллов и штрафа. Кроме того, вводится возможность автоматической видеофиксации нарушения правил парковки, а также такие понятия, как режим съемки и записи в «ручном режиме». Что это значит? Полицейские и уполномоченные инспекторы по парковке с помощью камер со специально защищенной программой, которая автоматически отображает дату и время нарушения, GPS-координаты авто, смогут сразу накладывать штрафы на автовладельцев, которые сознательно нарушили правила парковки.

Закон очень четко определяет 17 случаев, согласно которым автомобиль может быть эвакуирован. Большинство из них связаны с препятствием движению других транспортных средств.

По мнению авторов закона, новый документ значительно усилит ответственность за нарушение правил парковки, введет «заочное» привлечения к ответственности. А уплаченные средства за парковку и штрафы вскоре можно будет направить на развитие транспортной и парковочной инфраструктуры. Так или иначе, вопрос легальной парковки в больших городах остается актуальным как никогда. И прежде чем штрафовать водителей за неправильную парковку, следовало бы предусмотреть хоть какую-то альтернативу. Или по крайней мере обеспечить единые правила для всех без исключения – например, запрет въезда крупногабаритного транспорта в центр города или вообще ограничение автомобильного движения в исторических частях крупных городов.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: