Возвращение техосмотра: цивилизованное требование ЕС или новые коррупционные вызовы?

В Мининфраструктуры сообщили о намерении вернуть техосмотр для всех транспортных средств. Данная инициатива имеет простое объяснение, однако дьявол кроется в деталях.

Не так давно в Министерстве инфраструктуры вновь сообщили о намерении на законодательном уровне вернуть технический осмотр для всех транспортных средств, зарегистрированных в Украине. Вопрос обсуждается с начала 2015 года. Соответствующий законопроект Мининфраструктуры подготовило еще в июне этого года. Проблема находится в плоскости организации самого процесса техосмотра, который был отменен в 2011 году, учитывая высокую коррупционную составляющую, ведь для решения данного вопроса автомобилистам нужно было обращаться в органы внутренних дел (МРЭО и ГАИ).

Правда, в 2011 году техосмотр отменили не для всех категорий автомобилей, а только для легковых. К тому же, для грузовиков, автобусов, такси и других категорий коммерческого автотранспорта, для которых техосмотр (который был переименован в «технический контроль») оставили, была изменена сама процедура прохождения (без участия Госавтоинспекции).

Транспортный налог и возвращение ТО: что ждет автомобилистов? СпециалистСпециалист поделился соображениями относительно целесообразности возвращения технического осмотра автомобилей.

Нынешняя правительственная инициатива имеет простое объяснение: вернуть «технический контроль» для остальных автомобильных средств требует процесс интеграции в ЕС. Речь идет о подписанном Украиной Соглашении об ассоциации и присоединении к Директиве ЕС/40/2009 об общем техосмотре. В Евросоюзе с начала 2015 года процедура техосмотра была введена на все автомобили. Подписанные документы обязывают Кабмин вернуть техосмотр на территорию Украины не позднее 1 января 2017 года.

Однако дьявол кроется в деталях. Там, где речь идет о больших деньгах (в Украине только официально насчитывается более 8 млн автовладельцев), всегда появляется пространство для противостояний. Похоже, вопрос техосмотра не станет исключением.

Старая процедура по новым правилам?

В Мининфраструктуры уже успели сообщить, что процедуру техосмотра своих транспортных средств водители легковых автомобилей будут проходить только с 2019 года. «В Украине заработает новая современная система проверки пригодности транспортных средств к эксплуатации. С момента принятия разработанного Мининфраструктуры законопроекта нововведения будут вступать в силу постепенно, в течение 2015 – 2022 гг. В первую очередь, они будут касаться коммерческих транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров», – сообщили в пресс-службе ведомства.

Новый транспортный налог: ездишь или нет – платить все равно придетсяТранспортный сбор, который Министерство финансов планирует ввести в Украине, нужно платить даже в том случае, если автовладелец ни разу за год так и не выехал на дорогу.

Эксперты прогнозируют, что в правительственном законопроекте от Мининфраструктуры еще будут внесены определенные изменения. В частности, планируется ограничить ТО для новых автомобилей до 5 лет, ведь они, как правило, уже соответствуют всем европейским экологическим стандартам и проходят регулярный ежегодный гарантийный техосмотр.

А вот владельцам старых авто процедуры техосмотра, скорее всего, не избежать. И, похоже на то, что опасность возвращения коррупционной составляющей остается. Средний возраст большинства авто в Украине – 20 лет. Эти технические средства часто не соответствуют не только требованиям безопасности движения, но и никаким экологическим стандартам. Большинство автовладельцев просто не могут себе позволить купить новый качественный автомобиль, поэтому продолжают использовать старые машины. Не исключено, что именно таким владельцам технических средств придется «договариваться» для того, чтобы пройти ТО. «Если с нового года заработает соглашение с ЕС и директива ЕС/40/2008 о введении обязательного техосмотра, то 40% автопарка Украины просто остановится», – считает президент Ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

Кто будет зарабатывать на техосмотре?

Впрочем, в правительстве обещают максимально снизить все возможные коррупционные риски при введении обязательной процедуры прохождения ТО. Для этого их планируется проводить на специально аккредитованных СТО, где оборудуют пункты технического контроля. «Заехал на СТО, сделал проверку и поехал дальше. Не надо ГАИ, МРЭО. Если на дороге остановили и проверили, будет право выборочной проверки, то водителю выдадут справку, и он спокойно несколько месяцев ездит», – пояснил будущие нововведения министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Впрочем, не все разделяют оптимизма Пивоварского. В правительстве существует и другое мнение – под чьим контролем может оказаться процедура прохождения техосмотра? Еще в июле 2015 года Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №2567 «О сервисных услугах и сервисных центрах Министерства внутренних дел Украины», в котором обязательную экспертизу авто (так называемое «экспертное исследование») предлагается отнести к платным услугам сервисных центров при МВД. Именно против коррупции в МРЭО и ГАИ в свое время было принято решение об отмене обязательного техосмотра для большинства владельцев частных легковых автомобилей. И именно подобные правительственные инициативы не находит поддержки в обществе.

Кроме полицейских, с 2016 года на дорогах Украины заработает еще одна транспортная инспекцияС 2016 года на украинских дорогах начнет работу новая транспортная инспекция «УкртрансБезпека», которая будет контролировать соблюдение норм грузоперевозок.

Идея передать процедуру техосмотра в компетенцию частных СТО уже не нова. В том же 2011 году именно из-за высоких требований к наличию соответствующего оборудования и экспертов на СТО, идея не нашла поддержки. Сейчас же Мининфраструктуры планирует наладить выдачу специальных лицензий для тех коммерческих СТО, которые готовы вместе с государством делать бизнес на введении обязательного техосмотра. Как известно, выдача каких-либо разрешительных документов – это еще одна потенциальная коррупционная лазейка. К тому же, не исключено, что необходимое оборудование и эксперты на соответствующих СТО окажутся близкими к интересам кого-то из представителей действующей власти. Ведь таким бизнесменам получить желаемые лицензии будет проще. К тому же, даже в условиях проведения прозрачных конкурсов и тендеров на проведение ТО, само оборудование стоит дорого, а значит платить за экспертную оценку состояния машины придется добросовестному потребителю. К тому же, в правительстве должны принять перечень узлов, которые будут обязательными для оценки во время техосмотра транспортного средства. Эксперты оценивают, что стоимость такого ТО в среднем будет колебаться в диапазоне от 1000 до 1500 грн в год.

Автовладельцы уже зарегистрировали электронную петицию на сайте Президента, в которой протестуют против возобновления обязательного технического осмотра автомобилей физических лиц. Опасение граждан, как и всегда, вызывает возможность узурпации оказания определенной услуги со стороны государства, и как следствие – возвращение к скрытым коррупционным платежам. Кроме того, по мнению экспертов, введение подобных изменений может иметь целью дополнительный контроль за владельцами автомобилей в контексте уплаты разного рода сборов, платежей. В качестве примера приводится схема по внедрению дополнительного налогообложения на популярное ныне переоборудование автомобилей для поездок на газу (установление так называемого ГБО). Сейчас автовладелец после переоборудования авто должен сообщить об этом в МРЭО и заплатить за переоформление документов на авто. А если чиновники решат найти дополнительные источники наполнения бюджета и предложат вместе с парламентом дополнительно облагать налогом переоборудованные авто? В успешном завершении подобных правительственных инициатив как раз и может помочь введение обязательного техосмотра.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...