Приговор Зайцевой и Дронову. Почему это не конец и как бороться с нарушителями ПДД?

Читати українською
Борис Малышевэксперт по правовым вопросам

18 октября 2017 года в Украине произошла одна из самых резонансных аварий. В самом центре Харькова автомобиль Lexus, за рулем которого была студентка Елена Зайцева, на большой скорости столкнулся на перекрестке с Volkswagen Touareg бизнесмена Геннадия Дронова и вылетел на тротуар прямо в толпу людей. Предварительно сообщалось, что погибли пятеро, еще шесть человек получили травмы. Позже число погибших увеличилось до шести человек. С тех пор прошло два года. 26 февраля 2019 года суд огласил приговор по делу смертельного ДТП. Дронову и Зайцевой дали максимальный срок – 10 лет лишения свободы. Обвиняемых на три года лишили права управлять транспортными средствами. Отметим, что срок отбывания наказания Зайцевой суд постановил считать с 18 октября 2017 года, Дронова – с 8 ноября 2017 года.

Доктор юридических наук, эксперт Центра политико-правовых реформ Борис Малышев предположил, что дело является резонансным, но объявленный приговор – это не конец истории, будет апелляция.

«Однако и апелляция не будет точкой. У нас уже были примеры, правда, с бывшими политиками, когда даже после того, как приговор вступил в силу, через несколько лет лицо досрочно освобождали. Есть юридические инструменты, как это выкрутить», – отметил Малышев.

Даже если после апелляции приговор оставят в силе, через несколько лет снова могут вернуться к этой истории, уточнил он.

«Но не следует исключать, что решение могут и отменить, например, частично», – добавил эксперт.

По его словам, если бы это дело имело меньший резонанс, то приговор мог бы быть мягче, а возможно, и вообще бы не дошло до суда.

Резонансные ДТП в Украине: какие обещания политики дают по расследованиямИгорь Мосийчук, в частности, уже пообещал контролировать расследование по факту наезда на ребенка в Киеве.

«К сожалению, большинство таких дел и в суд не доходило раньше. Есть разные отмазки. Например, нужно провести сотни экспертиз, какая-то из них может потеряться, какую-то могут признать недействительной, затем обнаруживают какую-то болезнь, кому-то удается еще и сбежать за границу, потом дело останавливают»_, – пояснил он.

ДТП на Сумской было в очень наглой форме в виде каких-то гонок на перекрестке, резонанс не исчезал.

«Дело получило максимальную огласку, было большое внимание СМИ, активистов, поэтому есть приговор. А в остальных 90% подобных случаев вообще не найти обвинительных приговоров. Иногда и до суда не доходит», – констатировал специалист.

Наказание за нарушение ПДД, которые приводят к жертвам, особенно пешеходов, в мире не сильно отличается от нашего. Однако в Украине вопрос в другом.

«Водители, которые управляют авто в дерзком стиле, уже когда совершают смертельное преступление, как правило, замечены до этого неоднократно в административном правонарушении. Зафиксированном или незафиксированном – это уже другой вопрос. Это может быть превышение скорости, управление в нетрезвом состоянии или под действием каких-то веществ, еще что-то. И если бы эти предыдущие нарушения четко фиксировалось камерами, средствами видеофиксации, если бы патрульные, когда останавливают, все фиксировали и не отпускали за взятку, если бы за мелкое нарушение было неотвратимое наказание, то, возможно, трагических ДТП было бы меньше», – отметил он.

Уже за мелкое административное нарушение должно быть неотвратимое наказание – штраф, лишение водительских прав на определенный период, в законодательстве есть инструментарий для этого.

«Другое дело, как действуют правоохранительные органы, патрульные. Если у нас уголовные дела буксуют, то можно представить, что происходит с административными. Останавливают потенциального преступника в состоянии алкогольного опьянения, он дает 100 долларов и дальше ездит еще более вызывающе. Если бы с первого раза была жесткая санкция, не только штраф, ситуация была бы иная, возможно, трагических случаев возникало бы меньше. Потому что человек или изменил бы стиль вождения, или был бы лишен прав на годы», – добавил эксперт.

Автофиксацию у нас вводят с 2014 года, при том что законодательная возможность есть давно, напомнил он.

«Правительство регулярно собирается, обсуждает, как же это реализовать, обещает, что уже вот-вот, но в конце ничего кардинально не меняется», – подчеркнул специалист.

-«Между тем, если водитель нарушает ПДД, превышает скорость, то за день он может получить и пять штрафов. Да, для состоятельных людей это не будет проблемой сначала. Но если каждый день камеры будут фиксировать по несколько нарушений и отправлять штраф, потому что с таким стилем вождения, как правило, постоянно превышают скорость, то в итоге каждый день может стоить 5-7 тыс. Не в один момент, но даже лихачи задумаются, как ездить»_, – резюмировал Борис Малышев.

Какие обещания политики дают по расследованию резонансных ДТП – по ссылке.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: