Согласование в ЕС поправок в газовую директиву устанавливает правовые рамки функционирования Nord Stream 2 по нормам ЕС, однако не снимает риски в сфере безопасности и может сделать поведение РФ еще более агрессивным.
Как пишет «Слово и Дело», об этом написала в Facebok заместитель министра иностранных дел по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Елена Зеркаль.
«Первое и главное - на газопроводы из третьих стран, в том числе на Северный поток-2, будет распространено право ЕС. Это было и остается ключевым положением предложенных изменений. Именно ему противились Германия, Австрия и ряд других государств-членов. И они же наконец согласились с этим ... Однако львиная доля изменений касается того, как обеспечить это соответствие требованиям законодательства ЕС для газопроводов, которые начинаются в другой юрисдикции, то есть за пределами ЕС», - отметила Зеркаль.
Она пояснила, что директива определяет, как оператор газопровода и регулятор должны действовать, чтобы обеспечить соответствие Северного потока-2 требованиям энергетического права ЕС. В частности, регулятор государства-члена может консультироваться с органами власти России, откуда происходит Северный поток-2, и только в виде исключения Германия может получить разрешение заключить межправительственное соглашение с РФ.
Зеркаль акцентировала, что речь здесь идет только и исключительно о регулировании экономических аспектов работы газопровода. «Государства и дальше решают самостоятельно все другие вопросы, касающиеся Северного потока-2. Например, вопросы защиты окружающей среды или безопасности. Это особенно важно для Дании, которой еще предстоит принять решение - разрешать или запрещать строительство Северного потока-2 в своих территориальных водах. И Дания имеет достаточно аргументов для того, чтобы отказать», - отметила замминистра.
Она также акцентировала, что в рамках триалога было решено, как Комиссия может обеспечить эффективный контроль за соблюдением права ЕС газопроводами, происходящими из третьих стран.
«Итак, мы имеем правовые рамки, в которых функционирование Северного потока-2 возможно только при условии его соответствия нормам права ЕС. Это то, чего требовала Украина. Мы постоянно подчеркивали, что Северный поток-2 не должен иметь конкурентное преимущество от того, что может не соблюдать права ЕС. Следующая задача - обеспечить имплементацию этих изменений», - подчеркнула Зеркаль.
В то же время она отметила, что принятие этих изменений само по себе не снимает рисков в сфере безопасности Северного потока-2. В этом контексте дипломат напомнила об очень агрессивной реакции со стороны РФ на попытки регулировать Северный поток-2 до того, что «достроим Северный поток и разберемся с Украиной».
«Есть риск того, что распространение требований ЕС на Северный поток-2 сделает поведение РФ еще более агрессивным. Это требует усиления давления на Россию, включая возможные санкции», - считает Зеркаль.
В завершение она отметила, что французско-немецкий консенсус относительно изменений в директивы многие восприняли как предательство, хотя на самом деле это шаг к новому консенсусу в ЕС в целом, что Северный поток-2 не имеет политических привилегий и должен быть строго оценен со всех сторон - регуляторной, экономической и, конечно, в сфере безопасности.
Ранее канцлер Германии Ангела Меркель заявила о том, что страны Европейского Союза договорились по поводу регулирования проекта Северный поток-2. Как отмечается, одним из согласованных предложений стало то, что ответственность за газопроводы с третьими странами, вроде Россией, лежит на стране, где газопровод впервые встречается с европейской сетью.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»