«Северный поток-2»: что будет с ГТС Украины после 2019 года

Читати українською
Сергей Дяченкоэнергетический эксперт
Михаил Гончарэксперт по вопросам энергетики

США еще могут изменить ситуацию, если захотят, до конца лета еще есть время. Украине тем временем нужно бороться за транзитный статус.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по энергетическим вопросам Сергей Дяченко, оценивая строительство «Северного потока-2» и риски для ГТС Украины.

«Да, если запустят «Северный поток-2» и «Турецкий поток», то могут обнулить нашу трубу. Будет полная возможность обойтись без нашей ГТС. Но нужно понимать, что опыт «Северного потока-1» говорит о том, что нужно, наверное, еще будет год на пусконаладочные работы, проект не заработает сразу на полную мощность», – отметил Дяченко.

Поэтому паниковать не стоит, тем более ФРГ давит на то, чтобы НАК и «Газпром» договаривались относительно нового транзитного соглашения, добавил он.

Хотя, по его словам, Германия должна была лоббировать третий энергетический пакет, но, видимо, вопросы системного развития уступают место отраслевому лобби. Они уже заняли позицию, противостоят критике, здесь уже ничего не сделать.

«Нам нужно только бороться за транзитный статус. Минимум нужно 50 млрд куб. м в трубе. Это то, что позволит при определенном уровне тарифов получать прибыль. Точка минимум – 40 млрд куб. м. Это тот объем, который позволяет спокойно эксплуатировать трубу в транзитном статусе. Ведь труба используется еще и для доставки газа по территории Украины», – пояснил энергетик.

Пропускная способность «Северного потока-2» – 55 млрд куб. м, в Европе есть понимание, что без ГТС Украины не обойтись, констатировал он.

«У Украины есть объективные преимущества нашей ГТС. Попытки боевиков срывать наши трубы ни к чему не привели. В течение недели делается ремонт. Транзит не останавливается, так как есть много входных участков, она диверсифицирована. Да, взорвали, да убыток, но на транзит это не повлияет. С «Северным потоком-2» такое не пройдет. Это подводный газопровод. В случае чего ремонту либо не подлежит, либо слишком дорого, затраты колоссальные», – уточнил эксперт.

У Путина не рациональное и не экономическое мышление преобладает в данном случае, они воюют, все идет на дожимание Украины. Но европейцы должны думать в рациональном русле. Они понимают, что ГТС Украины нужна.

По его словам, ГТС дает возможность регулировать перепады давления благодаря хранилищам.

«Поэтому даже если построят проект, запустят его, есть масса доводов за нашу ГТС. Хочется надеяться, что европейцы отстоят эту позицию», – подчеркнул Сергей Дяченко.

В свою очередь президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар отметил, что речь пока не может идти о том, что с 1 января 2020 года «Северный поток-2» заработает на свои проектные 55 млрд куб. м.

По его словам, максимум, что могут успеть, – проложить трубу, поэтому ситуация для нас пока не выглядит обнадеживающей, но не выглядит и катастрофической.

«Быстро ничего не будет. Поэтому и «Газпром» настроен на то, чтобы вести переговоры о новом транзитном контракте. Хотя понятно, что они будут исходить из того, что эти договоры должны быть краткосрочными. Чтобы потом, когда выведут проект на мощность, отказаться от ГТС совсем», – пояснил Гончар.

Отметим, Коболев заявил, что РФ делает все для того, чтобы прекратить транзит газа по территории Украины, и поэтому планирует запустить газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

Что обещали украинские политики по поводу газа – в нашем обзоре.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: