На что в Украине влияет президент, а в каких сферах его полномочий недостаточно

Читати українською
В Украине сейчас действует французская политическая модель, когда президент своими полномочиями не может узурпировать власть, но, по сути, влияет на все государственные структуры.
Петр ПорошенкоСлово и Дело

Для многих украинцев выборы президента до сих пор похожи на выборы гетьмана на Вече – придет добрый хозяин и наведет порядок в стране. Есть и противоположная точка зрения о том, что президент Украины не может влиять на экономику, растущие цены на продукты, высокие тарифы и многие другие сферы жизни страны, потому что у него просто нет на это полномочий. «Слово и Дело» решило разобраться, на что все же влияет президент Украины, а в каких сферах он бессилен, и расспросило об этом эксперта по конституционному праву Александра Москалюка.

По его мнению, влияние президента зависит не только от его юридических полномочий, но и политических возможностей.

«При условии, что президент имеет большинство в парламенте, он влияет абсолютно на все. Если такого большинства нет, то возникает другая ситуация», – пояснил Москалюк.

На самом деле, диапазон реальных возможностей президента Украины чрезвычайно велик. «У нас любят говорить, что президент не влияет, например, на экономику. На самом деле, отчасти правы те, кто так утверждает, и те, кто занимает обратную позицию. Прямым образом президент действительно не влияет на экономику, но у него есть право законодательной инициативы», – отметил эксперт.

Президентские выборы в Украине: есть ли на самом деле лидер рейтинговПо состоянию на 30 января ЦИК зарегистрировала уже 23 кандидата на пост президента Украины. Есть ли среди них лидеры рейтингов, рассуждали с экспертами.

Законопроекты, которые президент определяет как неотложные, должны рассматриваться Верховной Радой: «Нынешние кандидаты в президенты, когда дают обещания, должны говорить, что для того, чтобы навести порядок в экономике, они инициируют такой-то законопроект».

Так же президент назначает генпрокурора, но в то же время для этого необходимо получить согласие Верховной Рады. По словам Москалюка, в Украине формально президенту надо получить большинство в парламенте, но практика последних лет показывает, что все кандидатуры, которые предлагались президентом, в итоге утверждались парламентом.

Юрист напомнил, что к кадровой квоте президента кроме генпрокурора также относятся глава Службы безопасности, министр иностранных дел, министр обороны.

Многие вещи, на которые влияет президент, могут быть не прописаны в Конституции, но они есть в законах. «Например, Бюджетный кодекс предусматривает, что президент, в рамках ежегодного послания Верховной Раде фактически указывает на определенные показатели, которые затем должны учитываться Министерством финансов при планировании бюджета. И таких моментов на самом деле достаточно много», – сказал он.

Влияет ли президент на энергетику? Непосредственно – нет, но он влияет на назначение в НКРЕКП и других структурных подразделениях. Конкурсная комиссия для назначения руководителя НКРЕКП формируется следующим образом: 2 человека определяет президент, 2 – Верховная Рада и 1 – Кабмин. Следовательно, нельзя сказать, что в этой ситуации президент 100-процентно самолично назначает руководство ведомства, но через формирование конкурсной комиссии он все же имеет ощутимое влияние.

Насколько прогнозы социологов совпадали с результатами президентских выборовНаши аналитики посмотрели, насколько совпадали данные ведущих социологических групп с результатами президентских выборов за последние 20 лет.

«Можно провести такую аналогию: если ситуацию рассматривать с точки зрения бизнеса, то бывает, когда у кого-то есть контрольный пакет акций предприятия или контроль распределен между всеми акционерами примерно одинаково. У нас, если мы говорим о президенте, по всем направлениям в каждой из сфер у него нет «50% + 1», но, условно говоря, где-то у него есть 25% влияния, где-то – 30%, а где-то – 40%», – пояснил Москалюк.

По словам юриста, согласно Конституции Украины, президент не только является гарантом Основного закона, но и обладает другими полномочиями. Собственно, ст. 106 Конституции определяет непосредственно его полномочия (свыше 30 пунктов). Условно все их можно разделить на три пункта.

Во-первых, это формирование органов государственной власти, прежде всего – Кабинета министров. То есть парламентская коалиция предоставляет президенту кандидатуры, а он возвращает эти предложения в парламент. То есть, при формировании правительства он принимает участие в переговорном процессе.

«Но при назначении министра обороны и министра иностранных дел его решение является решающим, так как традиционно это его квоты. Хотя в Конституции сказано, что эти кандидатуры назначаются по согласованию с Верховной Радой. То есть парламент может их заблокировать», – уточнил Москалюк.

Визит на рынок и объединение против Порошенко: пиар-темы недели кандидатов в президентыЮлия Тимошенко ездила на рынок в Чернигове. Олег Ляшко искал вакцину против кори, а Илья Кива готов голосовать за черта лысого.

Во-вторых, возможности главы государства связаны с законодательным процессом. У президента есть право первоочередной законодательной инициативы. Кроме того, он имеет право вето. И чтобы его обойти, депутаты должны собрать не менее 300 голосов в Раде.

Следовательно, возможность президента влиять на любые процессы в государстве обусловлена его законодательными возможностями и тем, что он участвует в назначении конкурсных комиссий и утверждении представителей органов власти.

В-третьих, в ведении президента находятся вопросы внешней политики и Вооруженные силы Украины.

«Но здесь следует отметить, что главнокомандующий не берет в руки оружие и не ведет бойцов в атаку. В конце концов, есть министр обороны, который осуществляет фактическое управление армией. Глобально главнокомандующий несет политическую ответственность», – подчеркнул юрист.

Еще у президента есть немалое влияние через Совет национальной безопасности и обороны, где он председательствует. СНБО – координационный орган, но при определенных условиях у президента в нем есть ощутимое влияние.

По словам Москалюка, фактически в Украине сейчас французская политическая модель, когда президент своими полномочиями не может узурпировать власть, но, по сути, влияет на все органы государственной власти.

То есть, если и президент, и парламентское большинство относятся к одной политической силе, тогда президент действительно является мощной политической фигурой. Если президент принадлежит к одной политической силе, а парламентское большинство – к другой, тогда реализация его юридических полномочий существенно уменьшается.

Как работают Порошенко и его команда, смотрите в нашем дайджесте обещаний АПУ с 4 до 31 января.

Также мы писали, на чем пиарились кандидаты в президенты этой неделе.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: