Насколько прогнозы социологов совпадали с результатами президентских выборов

Читати українською

Социология наука точная, но иногда ошибается, особенно если речь идет о рейтингах кандидатов в президенты. Достаточно вспомнить последние выборы в США, когда все данные соцопросов пророчили победу Хиллари Клинтон. В некоторых случаях несколько дополнительных процентов в рейтинге политика могут существенно повлиять на электоральные настроения избирателей. «Слово и Дело» предлагает посмотреть, насколько прогнозы социологов совпадали с результатами президентских выборов в Украине.

Мы взяли рейтинги кандидатов в президенты нескольких ведущих социологических групп, начиная с президентских выборов 1999 года. Брали данные, касающиеся респондентов, которые намеревались принять участие в выборах.

В 1999 году первый тур президентских выборов проходил 31 октября. По данным августовских опросов Украинского института социальных исследований (УИСД), Фонда «Демократические инициативы» и Центра «Социальный мониторинг» лидерами рейтингов были Кучма, Симоненко, Ветренко и Марчук.

В первом туре больше всего голосов набрал Кучма (36,5% голосов), хотя рейтинги давали ему от 22 до 31% голосов респондентов, готовых идти на выборы. Вторым был Симоненко, за которого проголосовало 22,2% избирателей, при том, что социологи говорили, что его готовы поддержать от 12,6 до 13,6% опрошенных.

Результаты рейтингов ко второму туру существенно отличались от реального положения вещей: за Кучму проголосовало 56,3% избирателей, в то время как соцопросы показали, что свои голоса за него могут отдать 43,4% опрошенных, а Симоненко набрал 37,8% голосов при прогнозируемых 24,1%.

Битва рейтингов: какие технологии из прошлого могут пойти в ходМанипуляции с социологическими опросами накануне выборов начались еще в 1994 году. Их задача – подтолкнуть избирателя проголосовать за нужного кандидата.

В 2004 году основная борьба за пост президента шла между Януковичем и Ющенко. В первом туре Янукович набрал 39,2% голосов, а Ющенко 39,9%. По данным опросов, проводившихся перед первым туром (Фонд «Демократические инициативы», СОЦИС, КМИС, Центр Разумкова) оба кандидата набирали меньше голосов. Во втором туре Янукович набрал 49,4% голосов, при прогнозах социологов в 35,8%, а также 40,8% готовых голосовать респондентов. Ющенко набрал 46,6% (при прогнозированных 39,4 и 43,1%).

При переголосовании во втором туре Ющенко набрал 51,9% голосов (против 48, 51 и 55% в рейтингах), а Янукович – 44,2% (против 38,6 и 43-47%).

Когда на выборах 2010 года во втором туре сошлись Янукович и Тимошенко, то рейтинги давали Виктору Федоровичу 42,9% и 57,9%, в то время как он набрал 48,9% голосов. Юлии Владимировне прочили, что за нее проголосует 27,4% и 39,1%, хотя за нее проголосовало 45,4% явившихся на выборы украинцев.

На внеочередных выборах президента Украины 25 мая 2014 года за Порошенко проголосовало 54,7% избирателей и обошлось без второго тура. Причем, майские рейтинги показывали, что за него готовы голосовать 54,7% 9 по данным КМИС), 44,6% (совместное исследование Фонда «Демократические инициативы» и Центра Разумкова) и 53,2% (совместное исследование СОЦИС, КМИС и социологическая группа «Рейтинг»).

Подробнее – на инфографике.

О том, как соцопросы могут влиять на электоральные настроения избирателей, читайте в колонке Максима Кречетова «Битва рейтинго.

Также мы писали, кого украинцы видели будущим президентом в 2016-2018 годах.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...