«Слово и Дело» продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят средства из государственного бюджета и как отчитываются о своих расходах. В предыдущих публикациях журналистка Любовь Величко писала о расходах наших с вами денег «Оппозиционным блоком», БПП «Солидарностью» и «Радикальной партией Олега Ляшко». На этот раз исследуем, на что идут деньги «Народного фронта».
Низкий старт
Если верить финансовым отчетам, без государственной поддержки политическая партия «Народный фронт» жила бедно и официально отчиталась в Национальное бюро по предотвращению коррупции о том, что для обеспечения своей работы ей нужно только оплатить аренду офисов и приобрести канцтоваров на несколько тысяч гривен.
Так, во втором квартале 2016 года «Народный фронт» показал в финотчете только три статьи расходов: 99% средств шло на аренду помещений, остальная сумма – тратились на товары и услуги.
И тогда, и теперь партия пользовалась 402-мя офисами во всех уголках Украины. Их общая площадь – более 12 тысяч квадратных метров. Крупнейшие офисы расположены в Ужгороде (463 кв. м) и Харькове (964 кв. м). Также есть несколько помещений в Киеве.
При этом, сотни работников трудились исключительно за идею и не получали ни копейки. Какими средствами на радио и телевидении появлялась дорогущие реклама – тоже загадка.
Поэтому и получалось, что, согласно документам, на один год работы партии официально тратилось всего четыре миллиона гривен. Такая сумма набежала бы, если бы каждый из 16 тысяч членов партии «Народный фронт» заплатил по 250 гривен партийных взносов в год. Но партийная дисциплина, очевидно, хромает, ведь финансовые отчеты говорят о том, что в течение года за счет благотворительных и спонсорских взносов удается наскрести в лучшем случае 500 тысяч гривен.
В бедной партии не было даже собственной недвижимости. Единственный видимый материальный актив – MERCEDES BENZ VITO 2013 выпуска – появился на балансе «Народного фронта» в начале 2016-го.
Зато политическая сила очень тщательно подошла к защите своего бренда. «Народный фронт» потратил по 4 тысячи 208 гривен на 1) эмблему в форме желто-голубого щита, 2) желтый флаг со щитом, 3) девиз «Сильная команда для сложных времен».
Чтобы конкуренты не скопировали.
Первые 25 млн гривен государственного финансирования партия получила лишь в июле 2016 года. Несколько месяцев эти средства не использовались – партия в это время продолжала оплачивать счета из своего основного банковского счета.
Лишь осенью НФ начал использовать государственные средства на полную катушку – и потратил на три месяца уставной деятельности в 38 раз больше, чем обычно – до 46 млн гривен.
Всего же с момента начала государственного финансирования партия получила 220 млн гривен из госбюджета.
Как же «Народный фронт» распорядился этими средствами?
Партийная жизнь
«Народный фронт» официально не зарегистрировал ни одного регионального отделения, хотя более четырехсот офисов этой партии работают во всех уголках Украины. Правда, чтобы найти помещение, где трудятся партийцы, рядовому столичному избирателю надо немного постараться. Ведь больших вывесок (как в партии «Солидарность») и даже скромных табличек (которые есть в «Радикальной партии Олега Ляшко») «Народный фронт» на видном месте не вешает. Зато рядом с входом часто ведется видеонаблюдение, а офис в течение дня изнутри закрыт на ключ.
Политическая партия «Народный фронт» зарегистрирована на левом берегу Днепра в Дарницком районе столицы на улице Вербицкого, 30. В небольшом офисном центре за углом супермаркет.
У входа в здание – десятки ярких вывесок, и обычный прохожий никогда не узнает о том, что здесь работает Деснянская районная партийная ячейка «Народного фронта». Аскетическая вывеска есть только у входа до самого офиса на втором этаже.
Офис рассчитан на целую команду людей, но мы застали в нем лишь секретаршу Татьяну Пидчибий, которая в штатном расписании записана как «специалист по организационной работе».
– На самом деле я здесь работаю не одна, – уверяет Татьяна. – У нас еще работает юрист, которого нанял наш мажоритарщик – народный депутат Виталий Сташук. Также приходят помощники этого нардепа. Из городского штаба приезжают люди – с ними вместе работаем над обращениями, которые получает депутат. А прием граждан происходит в Дарницкой администрации. Я веду запись людей, чтобы не было очередей.
Так же тихо в Киевской областной организации партии на ул. Ивана Кудри, 30 Офис расположен на первом этаже многоквартирного дома. Раньше это была двухкомнатная квартира площадью 52 квадратных метра. За нее партия ежемесячно платит 28,5 тысяч гривен бюджетных средств.
В штате офиса зарплату от государства получает только руководитель орготдела Виктор Махновец. За соседним столом сидит Лариса Гребнева, которая отвечает за общение с прессой, и при этом работает на платной основе помощницей народного депутата Хвичи Мепаришвили. Для него оборудовано еще одно рабочее место.
В офисе нет партийной символики: флагов, календарей и фото лидеров. Виктор объясняет: все раздали в 37 районных и городских организаций еще осенью 2017 года во время местных выборов.
– Нам из центрального штаба передали флаги – по одному на районный центр. Также дали палатки и более десяти тысяч экземпляров газеты. Поэтому сейчас в этом офисе нет ничего. А оно нам и не нужно, – говорит он.
Виктор пришел работать в партию на волне Революции Достоинства. До этого был инженером в автопарке.
– Меня пригласили в партию, и я не отказался. Кто пригласил – не скажу, – рассказывает он, загадочно улыбаясь.
Виктор работает за ноутбуком, который партия приобрела государственный счет. Всего за два года финансирование НФ купил 483 ноутбука, потратив при этом более 1,5 миллиона гривен.
Также для сотрудников партия приобрела ряд компьютерных программ: «M.E.Doc» для представления отчетности в контролирующие органы и обмена документами, cистему мониторинга социальных сетей YouScan – чтобы быстро отследить негативные публикации в социальных медиа и онлайн-СМИ. А вот на установке лицензионного антивируса, операционной системе Windows 10 Professional партия сэкономила – установив их лишь на 100 компьютеров. Получается, что остальные 383 ноутбуки перебиваются на пиратских программах?
Виктор говорит, что раз в месяц ездит в один из районных центров на проверку. При этом стоимость горючего партия не оплачивает. Виктор уверяет, что из центрального штаба также ездят с проверкой в районы и смотрят, как работают их подчиненные.
– Перед выборами еженедельно в течение двух месяцев руководителей областных офисов собирают и объясняют политику партии. Если бы все делали как задумано, было бы вообще супер, – вздыхает Виктор. – Люди на местах не очень верят и не очень идут навстречу. Пытаемся достучаться все равно.
В штате партии на постоянной основе официально работает около 655 работников. Львиная доля работников офиса «Народного фронта» получают минимальную зарплату. Есть значительная когорта коллег, которые получают 4,2 тысячи гривен. Такую же сумму дополнительно выплачивают в виде премий. Например, в декабре 2017 года партия потратила на премии почти три миллиона гривен.
– В райцентрах 4 тысячи гривен – это нормальная зарплата. Поэтому никто не жалуется. Потому что работы не так много. Сколько получает санитарка, продавец? Есть люди в «Народном фронте», заядлые партийцы, которые еще со времен «Фронта перемен» работают, – говорит Лариса Гребнева.
Но даже в Киеве за свою работу на полный рабочий день специалист по организационной работе Татьяна получает мизер – 4,5 тысячи гривен «белой» зарплаты.
В «Народном фронте» говорят, что оплата работы штатных сотрудников партийной структуры из расчета средней заработной платы в регионе. Может, партии пора приобрести калькулятор? По данным Минфина, в 2018 году средняя заработная плата составляет 13 тысяч гривен.
Недавно Татьяну приглашали на аналогичную должность на предприятие на правом берегу Киева и предлагали 10 тысяч зарплаты, но она отказалась, потому что, оказывается, работа в партии имеет ряд преимуществ:
– Здесь тихая обстановка, почти что нет людей. Сейчас вообще работы мало. Но даже во время выборов мне не очень трудно. К тому же, я живу рядом с офисом, и экономлю время и деньги на проезд. После шести меня никто не задерживает, и я могу уделять достаточно времени семье. Для меня это важно. Я понимаю, что зарплата у меня маленькая, но у меня еще муж работает, и живем мы у родителей.
А руководитель орготдела партийной ячейки Киевской области Виктор радуется зарплате в 9 тысяч.
– Вам достаточно такой зарплаты?
– А вы знаете, где платят больше?
– Он работает на идее! – вмешивается Лариса.
– Да. Меня предупреждали, и я верю в светлое будущее, – смеется мужчина.
Партийная реклама
На зарплатах сотрудников партия сильно экономит, но от рекламы в СМИ отказаться не может. Впрочем, «Народный фронт» заказывает рекламу в СМИ нестабильно. Например, в четвертом квартале 2016 года партия потратила на публикацию материалов на телевидении, радио и в печати 33 миллиона гривен, в первом квартале 2017 года на рекламу не было потрачено ни копейки, а в третьем квартале НФ потратил только 151 тысячу гривен на печать собственной газеты .
Обычно партия оплачивает рекламу газетам и телеканалам направления: таких договоров в финансовых отчетах НФ сотни. Но львиную долю средств на рекламу получает всего три компании-посредники.
Наиболее понятно выбор компании «Старлайт бренд контент», которая хоть и зарегистрирована на кипрский оффшор «Люфемер инвестментс Лтд.» И скрывает имя своего владельца, но, по крайней мере имеет известного в рекламном мире руководителя – Андрея Партику.
Больше всего денег за услуги посредника получила ООО «Медиапартнерство». Эта компания размещала рекламу на телеканале «Украина» и обогатилась на 11 млн 334 тысяч гривен. Владелец – известный украинский олигарх Ринат Ахметов.
Но немало вопросов к компании ООО «Глобал Медиа Групп», которая за два года получила 11 миллионов 226 тысяч гривен за посредничество для размещения рекламы на телеканалах «1+1» и «2+2».
Основателем компании является британская оффшорная фирма Спинтрекс Холдингз Лтд. Имя конечного владельца в документах не указано. Зато точно известно, что ООО «Глобал Медиа Групп» фигурирует в уголовном деле как фирма, которая принимала участие в финансовых операциях, преступной схеме по отмыванию 25 млн гривен, полученных преступным путем.
Следствие установило, что эта фирма выполняла фиктивные работы, за что получала вознаграждение. А потом денежные средства от компаний были перечислены на карточные счета физических лиц.
«То есть, финансово-хозяйственные операции компании не имели реального товарного характера, из-за отсутствия у предприятия трудовых ресурсов, отсутствие управленческого и технического персонала, основных средств, транспортных средств, что свидетельствует о невозможности необходимых условий для реального наступления результатов финансово-хозяйственной деятельности», – говорится в решении Днепровского районного суда города Киева.
Но для партии, похоже, это не имеет никакого значения.
Рекордные цены
На аренду офисов, в которых работают сотрудники территориальных и местных партийных организаций и общественных приемных, партия тратит каждую пятую гривну, полученную из госбюджета.
«При поиске помещения для аренды под офисы территориальных и местных организаций партии принимаются во внимание предложения, которые предоставляют лучшие условия по соотношению цены, метража и расположения объекта», – рассказывают в пресс-службе партии.
Кому же повезло предложить такие идеальные условия для «Народного фронта»?
Руководители областных и районных ячеек партии пытаются как можно больше сэкономить, и находят очень выгодные варианты для партии. Аренда одного офиса обычно составляет от одной до трех тысяч гривен.
А некоторые партийцы умудряются договориться за пользование помещением и за совсем смешные суммы. В пресс-службе НФ говорят, что «в случаях, когда цена аренды ниже рыночной, арендодателями являются члены партии, в том числе главы местных партийных организаций».
Также партия часто арендует помещения в коммунальных предприятий и местных советов. Например, за аренду офиса в пгт. Зачепиловка (Харьковская область) в сентябре 2017 года партия заплатила в бюджет местного совета всего 13 гривен 83 копейки, в октябре – 61 гривну 85 копеек, в ноябре – 3 гривны 24 копеек.
А Горностаевский поселковый совет (Херсон) в августе 2017 года сдал помещение за 33 гривны 94 копейки. В то же время в соседних населенных пунктах аренда в негосударственных структур стоила 1,5-2,5 тысячи гривен.
«Это помещение поликлиники, оно старое. Оценку имущества мы не проводили. В договоре предусмотрели пункт, что после независимой оценки условия арендной платы пересмотрят. Взяли мы сумму с остаточной стоимости имущества. Поэтому и получилась такая маленькая сумма. Но мы планировали после проведения оценки имущества стоимость поднять», – пояснил заместитель поселкового головы Анатолий Сизонець.
В отличие от экономных региональных руководителей, на аренде центрального офиса партия не экономит. Офис занимает более тысячи квадратных метров и расположен в элитном районе Киева – в многоэтажном бизнес-центре на Печерске на ул. Кловский спуск, 7.
Шестнадцать помещениям принадлежат Яценко Дарьи Владимировне – сестре внефракционного народного депутата Антона Яценко. Она сдавала 375 квадратных метров площади еще в 2016 году за 254 тысячи гривен в месяц.
Во втором квартале 2017 года офис увеличился в три раза. Новым арендатором выступил еще один нардеп – Писаренко Валерий Владимирович. В 2012-м он приобрел 750 квадратных метров в этом же офисном центре по 12 млн гривен в британской оффшорной фирмы Бристол Юнион Корп. А теперь сдает его по 522-532 тысяч гривен в месяц.
Таким образом, благодаря прочной сотрудничества с «Народным фронтом» депутат отобьет стоимость дорогой покупки менее чем за два года.
Валерий Писаренко сдает помещения за 709 гривен/кв. м., Дарья Яценко – по 677 гривен/кв. м. Но на сайтах объявлений можно найти десятки офисов в этом же здании, которые кажутся почти вдвое дешевле: от 370 до 500 гривен за квадратный метр.
Что же получается? В партии игнорируют другие предложения и арендуют офисы в знакомых? А как же задекларированные пресс-службой «лучшие условия по соотношению цены, метража и расположения объекта»?
Мы хотели воочию увидеть, в каких условиях работает центральный аппарат партии «Народный фронт». Возможно, партия особые требования к оформлению помещения? Кроме того, во время встречи с председателем партии Александром Турчиновым и подчиненными, можно было бы узнать о главных задачах и принципах формирования бюджета партии за средства, которые поступают из карманов миллионов налогоплательщиков.
Впрочем, в ответ на наш запрос центральный аппарат отказался встречаться, ссылаясь на занятость Турчинова на посту руководителя Совета по безопасности и обороны Украины. Подчиненные руководителя партии также оказались слишком занятыми для общения с журналистом о расходовании государственных средств.
Поэтому, оперируем фактами и цифрами без комментариев. И они говорят сами за себя.
Любовь Величко, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»