Лучше не врать. Как тратит государственные деньги БПП «Солидарность»

Читати українською

Слово и Дело продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят деньги из государственного бюджета. Сегодня разбираемся с расходами Блока Петра Порошенко.
Слово и Дело

«Слово и Дело» продолжает цикл расследований о том, как парламентские партии тратят средства из государственного бюджета и как отчитываются о своих расходах. Иными словами, помогаем НАПК замечать нарушения, которые Агентство не всегда видит во время собственных проверок. В предыдущей публикации журналистка Любовь Величко писала о расходах наших с вами денег «Оппозиционным блоком», сегодня очередь дошла до партии БПП «Солидарность».

Очень надежный банк

В начале 2018 года главный секретариат партии БПП «Солидарность» пригласил журналистов и общественных активистов на презентацию отчета партии за предыдущий год. Так политическая сила продемонстрировала свою открытость. Целый час партийное руководство докладывало, какие зарплаты получают работники, сколько денег ушло на общественную деятельность и как партия инвестирует деньги в развитие сети общественных приемных. Идеальную картинку, которая сформировалась после этого отчета, дополняют выводы Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) – мол, проанализировав сотни килограммов финотчетности БПП, никаких нарушений не обнаружено, сообщений от граждан о финансовых злоупотреблениях не было.

Накануне конференции мы заглянули в финансовый отчет партии за 2017 год и увидели, что все платежи (зарплаты, коммунальные услуги, арендная плата и т. п.) партия осуществляет через «Международный инвестиционный банк». И каждый раз банк берет комиссию за свои услуги. Все средства из госбюджета на счет партии поступают также на счета МИБ.

Почему партия пользуется услугами «Международного инвестиционного банка»? – спросила я во время публичной отчетности БПП «Солидарность».

Просто это удобно. Его офис находится рядом с нашим центральным офисом, – ответил руководитель центрального секретариата партии Максим Саврасов.

Действительно, новый прозрачный офис партии «Солидарность» – это соседнее здание банка с идентичным адресом, улица Лаврская, 16. Но услугами этого финучреждения партия пользовалась и ранее, до переезда в новое помещение.

Настоящая причина, почему БПП доверяет все средства именно «Международному инвестиционному банку», кроется в структуре собственности банка. 14,92% акций банка принадлежат Игорю Кононенко, первому заместителю главы фракции партии БПП; 9,9% – Петру Порошенко, еще 50,08% – компании ПАО ЗНКИФ «Прайм Эссетс Кэпитал», которая на 99,98% принадлежит Петру Порошенко.

И это не секрет. Девять тысяч акций банка МИБ стоимостью 16 миллионов гривен указаны в ежегодной декларации Порошенко. У президента самого есть деньги на счетах этого банка, и он получает проценты по вкладу в этом банке.

Для чего же тогда врать прессе, отвечая на такой простой вопрос? И гораздо ли честнее с общественностью остальные работники партийного аппарата? Давайте разберемся.

Зарплаты и взносы

В 2017 году БПП «Солидарность» получил 112 миллионов гривен из государственного бюджета, а в 2018-м на счетах партии появится еще 130 милионов. Большинство денег тратится на зарплаты, аренду офисов и издательскую деятельность.

Мы не платим за акции, среди наших приоритетов нет максимальной рекламы в СМИ, как это делают другие партии. Мы ставили перед собой задачу построить партийную структуру, – подчеркнул Саврасов.

В 2017 году в регионах Украины работали 26 территориальных организаций партии и 345 общественных приемных. Для их работы партия арендовала 403 помещения и платила зарплату 692 штатным работникам.

Гораздо проще стало после начала финансирования государством. Люди более добросовестно выполняют работу. Есть возможность удерживать приемные – они раньше не работали, потому что денег не хватало. Содержание общественных приемных – это наиболее эффективная инвестиция в партию, – считает Александр Яковенко, специалист по связям с общественностью Черниговского секретариата партии БПП «Солидарность».

Нам Киев перечисляет зачисления – на аренду и зарплату. Также раз в год приходят средства на канцтовары. Девушки расписывают для центрального офиса, сколько чего купить. Тендеров мы не устраиваем. Наш региональный бухгалтер ищет подходящую фирму и затем перечисляет ей средства, – объясняет схему финансирования организации партии Ирина Михайловна Медведь, заместитель руководителя секретариата БПП «Солидарность» в городе Чернигове.

Базовый штат территориального офиса таков: руководитель, заместитель руководителя, юрист, пресс-секретарь, офис-администратор, бухгалтер. Средняя зарплата партийного работника в регионах – 5497 гривен. Но партийцы считают, что заслуживают большего денежного вознаграждения.

У нас мизерные зарплаты. У меня – 5 тысяч гривен, – вздыхает администратор офиса и ответственная за молодежное крыло партии Алена Дмитренко, упорядочивая сертификаты участника тренинга «Децентрализация и местное самоуправление».

А руководство обещает поднять зарплаты?

В этом году повышения зарплат точно не будет. Так в центральном секретариате решили.

Вы расстроились?

Да. Честно. Потому что цены растут вокруг, а зарплаты – нет. И цены меня пугают.

Пока люди работают на перспективу и надеются, что невысокие зарплаты впоследствии можно будет компенсировать высокими должностями.

Я не контролирую, имеют ли люди дополнительное место работы. У нас в Киеве занятость – полный рабочий день. Большинство людей имеют какую-то цель. Они не просто за зарплату ходят, – говорит Борис Белый, руководитель секретариата столичной организации БПП «Солидарность».

Чтобы поддержать партию, ее члены платят ежемесячно 20 гривен партийного взноса. 20% членских взносов региональные организации направляют в центральный аппарат. Эти деньги расходуются на изготовление партийных билетов и администрирование учета членов партии.

В феврале 2018 года в партии официально было 38 тысяч 490 членов, и если бы каждый из них исправно платил взносы, то в год это дало бы дополнительных 9,2 миллиона гривен дохода – сумма, которой хватает на год финансирование двух областных ячеек. Но поскольку сейчас эти взносы не являются обязательными, регулярно их платит только незначительный процент членов партии.

Пример для подражания – Харьковская территориальная организация, которая за год собрала 1,2 миллиона гривен. Членские взносы потом можно тратить на партийные мероприятия. Имея на счетах областной организации кругленькую сумму, харьковские партийцы могут себе позволить заказать региональные бренд-луки и оформления.

Я член партии и в прошлом году заплатил 240 гривен. Потому что считаю, что это правильно и так все должны делать. Плачу по месту регистрации – такой у нас порядок, – говорит Борис Сиклицкий, руководитель юридического отдела главного секретариата.

Время от времени партия проводит перерегистрацию членов партии, чтобы знать, какой реальный актив у нее есть. Ведь есть люди, которые меняют свои политические взгляды, но не пишут заявление о выходе из партии. Чтобы отсеять «мертвые души», руководитель местной организации созывает людей в офис, и те, кто не является или по телефону не сообщает о том, что до сих пор является сторонником партии, автоматически исключаются из ее рядов.

Так или иначе, руководитель секретариата БПП «Солидарность» Максим Саврасов уже анонсировал внесение изменений в устав, чтобы сделать обязательной ежемесячную благотворительную помощь в пользу партии.

Партийный «аквариум»

Центральный офис партии БПП «Солидарность» напоминает огромный аквариум: все стены здесь абсолютно прозрачны, в них 8-16 часов в сутки проводят 42 работника. Идя по коридору, видно, как фотограф Саша работает на кухне, пьет чай, а в это время руководитель секретариата вдумчиво смотрит в монитор компьютера.

Борис Сиклицкий, руководитель юридического отдела главного секретариата БПП «Солидарность» имеет собственный кабинет, но со стеклянными дверями и стенами.

Концепция офиса – прозрачность и открытость для новых контактов. Мы хотим усилить работу с общественными организациями, программа которых похожа на нашу. Поэтому мы бесплатно предоставляем свои конференц-залы для конференций и тренингов общественных активистов. Площадь у нас 1,5 тысячи квадратных метров: есть и комната для переговоров, а также амфитеатр – для выставок и концертов, – рассказывает Людмила Обертинская, начальник отдела идеологической работы и медийного обеспечения главного офиса БПП.

Офис разделен на отделы, основные из которых: международный (который занимается сотрудничеством с международными организациями), молодежный (развитие молодежного крыла партии), организационный (финансовые вопросы), контрольно-ревизионный (внутренняя проверка работы офисов в регионах), IT-сектор (кибербезопасность), пиар-отдел (сотрудничество с медиа, общественными организациями). В каждом работают от двух до пяти человек. Зарплаты достойные – в среднем 18,4 тысячи гривен.

Когда речь идет о финансировании из госбюджета, философия БПП такова: нужно до копейки (!) потратить деньги, которые дало государство (то есть налогоплательщики).

Была ситуация, когда нам средства поступили в конце квартала, и мы хотели потратить их на один интересный проект, но не успели. Тогда мы решили потратить эти средства на сувенирную продукцию: ручки, блокноты. У нас до сих пор они есть, – говорит Саврасов.

Сейчас у БПП есть 463 районных и 151 городская партийная ячейка. В конце каждого года каждая из них направляет в центральный офис свои предложения – какие активности провести в следующем году. Потому что без получения согласия «сверху» территориальной организации придется искать финансы местах.

Как правило, средства распределяются по региональным ячейкам политической силы по принципу «где больше проектов и мероприятий, там больше денег».

У нас есть смета партии, состоящая из смет региональных ячеек. Мы в начале года видим, на что они хотят потратить средства. Все расчеты безналичные. Бывает, наши региональные ячейки предлагают идеи на грани фола. Например, в одной из областей предлагали проводить физкультуру на свежем воздухе для популяризации здорового образа жизни. Но для этого нужно было купить спортивные коврики. А вы представьте, как бы общественность восприняла то, что партия за бюджетные средства коврики покупает? – представляет партийный армагеддон Борис Сиклицкий, руководитель юридического отдела.

Регионы все время держат «в тонусе». Время от времени партийцам звонят из колл-центра и проводят анонимные опросы: как они относятся к руководителю местной ячейки, получают ли партийную газету, приглашают ли их на партийные мероприятия?

Также в офисе работают пять региональных кураторов, которые две недели в месяц проводят в командировках, проверяя местные офисы. Одна область – это одна неделя работы. Несколько недель назад внутренняя проверка без предупреждения проходила в секретариате БПП «Солидарность» в Киеве.

Руководитель группы проверяющих начинает с меня. Другой работник центрального офиса идет в бухгалтерию, еще один – к кадровику и медийщику. И все это одновременно. Некий тотальный штурм. У проверяющих полсотни вопросов – одинаковых для всей Украины. Они касаются и порядка ведения документации, выполнение распоряжений из центрального офиса и того, соответствует ли офис партийным стандартам. Конечно, я с проверяющими знаком, нас никто не распинает, но и поблажек не дают, – делится свежими впечатлениями Борис Белый, руководитель секретариата БПП «Солидарность» в Киеве.

Начинается проверка с вывески: есть ли она, видно ли ее с улицы, легко ли сориентироваться людям и найти офис. Также в помещении должна быть партийная литература: устав, программа, распоряжения, фотоотчеты, заявления о вступлении в партию, партийные газеты.

Проверка длится несколько дней. В первый день в нашем офисе, а затем по районам ездят и смотрят на ведение деловых бумаг, как выполняются распоряжения. Потому что может быть так: пришло распоряжение по электронке – руководитель регионального офиса его прочитал, закрыл письмо и ничего не сделал. А нужно переслать это письмо первичным ячейкам, время нужно и актив созвать, объяснить, что и как делать. А руководитель потом должен проконтролировать выполнение поставленной задачи.

Звучит убедительно. Но нужно рассмотреть воочию, что же происходит в регионах. Мы вслепую ткнули пальцем в карту Украины и поехали в Черкасскую область.

Картина региона маслом

Когда к вам в последний раз с проверкой приезжали из центрального аппарата партии? – спрашиваю руководителя секретариата Черкасской областной ячейки БПП «Солидарность» Сергея Рубана, без предупреждения придя к нему в офис.

Нас не проверяет центральный аппарат. Приезжают работники-консультанты, в дружеской атмосфере дают подсказки по работе. И по скайпу мы совещания проводим с ними, – с удивлением ответил Рубан.

А как же разрекламированный Борисом Сиклицкий финансовый контроль деятельности региональных ячеек?

(– Я вам могу показать письма о командировке. Наши сотрудники там точно бывают, – заверил Борис Сиклицкий, когда услышал о странной реакции Сергея Рубана.

Но у вас нет видеодоказательств этих проверок? На бумаге можно все что угодно написать.

Видео нет. Но, поверьте, проверки бывают раз в год. Чаще не можем. Людей не хватает).

У нас 18 районных организаций, большинство людей в них работают полный рабочий день, – продолжает свой рассказ Рубан. – До того, как нас начало финансировать государство, всю работу делали волонтеры и партийцы. А теперь можем себе позволить платить людям.

До недавнего времени БПП имел два офиса в центре Черкасс – оба на бульваре Тараса Шевченко. Один из них находился в просторном кабинете №605 на шестом этаже офисного центра. Сейчас там дизайн-студия. Согласно отчетам в НАПК, платежи за аренду помещения поступали за март, хотя партия освободила помещение в начале февраля. Зачем платить аренду за пустое помещение – вопрос риторический.

У партии есть собственная газета. Она выдается огромным тиражом – миллион экземпляров, и выходит ежемесячно. «Солидарность» профилирует свою прессу по регионам, и поэтому в разных областях можно встретить «Солидарность. Житомирщина» или «Солидарность. Донетчина». Проплачивать рекламу в СМИ региональные ячейки имеют право только за собственные, то есть негосударственные, средства.

Сергей Рубан, руководитель секретариата БПП «Солидарность» в Черкасской области

Мы не платим за комментарии в СМИ, и тем более за политическую рекламу. У нас нет на это финансирования. Хотя время от времени нам предлагают разместить рекламные статьи в газетах и на сайтах. Расценки всем известны: новость о жизни партии и ее персоналии – 800 гривен, статья в топе – две-три тысячи гривен. Но мы не соглашаемся на такие предложения и стараемся быть хорошими ньюсмейкерами. Я и мои коллеги часто даем комментарии. Бесплатно, – рассказывает Сергей Рубан.

Заглядываем в финансовый отчет организации. Странно. Только в ноябре и декабре 2017 года «за информационные услуги» в областном общественно-политическом еженедельнике «7 дней Черкассы» партия заплатила 34 тысячи 440 гривен. А как же бесплатные комментарии?

Фрагмент отчета БПП «Солидарность» за третий квартал 2017 года

Больше года я работаю в газете «7 дней», и уверяю вас: в ноябре-декабре у нас ничего подобного не было, – потрясенно отреагировала главный редактор газеты «7 дней Черкассы» Татьяна Пархоменко на вопрос о том, какие именно информационные услуги предоставляла газета БПП «Солидарность».

А на что же тогда партия потратила 34,4 тысячи гривен?

Едем дальше.

В древнем городе Чигирин офис партии спрятался в конце коридора на втором этаже небольшого здания напротив резиденции известного гетмана Богдана Хмельницкого – на ул. Гетманской, 21 Помещение имеет аскетичный вид: крошечная комнатка без намека на ремонт ранее, видимо, служила кассой, потому что имеет характерное окошко с решеткой. Посетив офис в первой половине дня, мы никого в нем не застали. Желающих посетить общественную приемную уныло встречают магнитола, ведро и вешалка.

Офис БПП «Солидарность» в Чигирине, Черкасская область

Партийцы там не появлялись где-то с ноября. И когда были здесь, то приходили один-два раза в неделю на час. Но с ними было хорошо: нам давали блокноты, ручки, и газета в хозяйстве пригодится, – рассказывает работник из соседнего помещения, где ремонтируют компьютеры и мобильные телефоны.

Кстати, подобные курьезы случаются и в других регионах. Например, глава фракции БПП в Тернопольском городском совете Владимир Мисько вообще не знает, где находится офис «Солидарности».

Голова фракції БПП в Тернопільській мерії НЕ ЗНАЄ, де розташований офіс «Солідарності»Слово і Діло

На официальном сайте партии указывается адрес г. Тернополь, ул. Сагайдачного 6-А, хотя он уже несколько месяцев закрыт – партия переехала в другое помещение.

На своем рабочем месте мы застали руководителя общественной приемной в с. Маньковка Ольгу Мельниченко. Ранее она работала учителем и госслужащим. Женщина регулярно читает законы, касающиеся темы самых популярных обращений, – о субсидии, льготах. Но на первом месте вопрос о том, оказывает ли партия материальную помощь.

Приходит в среднем по десять человек в неделю. Все обращения я записываю в электронную базу: Ф.И.О., адрес, вопрос, адресат обращения и отдельная графа – на каком этапе решения. Часто обращаемся к нашим районным депутатам – в Нестеровку. А если они не могут помочь, направляю в прокуратуру – там юридические услуги бесплатно предоставляют, – объясняет Ольга.

Вход в базу обращений надежный, как у онлайн-банкинга: сначала руководитель общественной приемной вводит свой номер телефона, а затем получает код с смс, который и является паролем

Возврат инвестиций

Анализируя финансовые отчеты БПП, мы обратили внимание на то, что партии удается арендовать время вполне приличные помещения по минимальной цене. Например, в Винницкой области – одной из лидеров по количеству первичных ячеек, аренда офиса обычно стоит от 600 до 2 тысяч гривен. А средний показатель стоимости аренды офиса БПП по стране – около 2500 гривен. И это в то время, когда другие партии умудряются тратить на аренду офиса в областных центрах 20-50 тысяч гривен.

В чем же секрет такой бешеной экономии? Оказывается, офисы часто бесплатно или за символическую плату сдают члены партии или беспартийные, которые баллотировались по спискам БПП на местных выборах.

У нас 39 ОТГ в области. Тренинги в регионах проводим: понедельник – город Корюковка, вторник – в Чернигов. Есть партийцы, которые могут предоставить помещение, – рассказывает о партийной поддержке Александр Яковенко.

Например, в Кировоградской области гендиректор ООО «Медифарм» Александр Рушковский в 2015 году баллотировался от партии «Солидарность» в депутаты Александрийского городского совета и все-таки прошел. А теперь бесплатно сдает свое помещение для офиса БПП.

А гендиректор ООО «Геоид» Сергей Клипацкий баллотировался от БПП в Знаменский городской совет, стал депутатом горсовета и теперь делает благотворительный взнос для партии в виде квадратных метров под общественную приемную.

В Ивано-Франковской области главный врач Перегинской районной больницы Галина Шкира была №1 в списке от БПП «Солидарность» на выборах депутатов Рожнятовского районного совета в 2015 году. И теперь ее муж Владимир Шкира бесплатно сдает помещения для офиса партии.

А Александр Шаблевский пожертвовал БПП «бесплатное экспонирования информационных плакатов», поскольку является бизнес-партнером депутата Ивано-Франковского облсовета от БПП «Солидарность» Владимира Кушнира.

В Винницкой области аграрная компания «Заря Подолья» принадлежит Петру Алексеевичу Порошенко, потому 58 квадратных метров она предоставляет под офис БПП в райцентре Гайсин.

Классная идея для партии «Оппозиционный блок», которая никак не может найти в Одессе офис, стоимость аренды которого ниже 50 тысяч гривен.

Любовь Величко, специально для «Слова и Дела»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: