Законодательные инициативы проходят сложный и иногда очень длинный путь от своего автора до президентского стола. Законопроект может не один месяц пролежать в профильном комитете и вообще не дождаться рассмотрения в сессионном зале. Но и принятие его в первом чтении абсолютно не гарантирует, что скоро он будет окончательно одобрен. С 2014 года в парламенте рассмотрения во втором чтении ждут 133 законопроекта.
Из них 75 инициатив ближе других ко второму чтению, по ним уже есть финальный вывод профильного комитета. Еще 54 законопроекта только готовят ко второму чтению, после первого комитет за них еще не брался. Четыре инициативы будут вынесены на повторное второе чтение.
Например, у всех одобренных в 2014 году в первом чтении законопроектов (их четыре) есть заключение профкомитета. Из принятых в 2015 году в первом чтении вывод комитета есть только у 25. Среди них уже залежавшийся проект Трудового кодекса. Согласно ему, будет обеспечено отсутствие дискриминации работников по признакам пола, расы, политических убеждений, трудовое законодательство будет адаптировано под европейские стандарты, работодателей обяжут заключать трудовой договор. В прошлом году прогнозировали, что новый Трудовой кодекс, возможно, будет принят летом 2017-го. Но не сложилось.
Уже два года ждет рассмотрения в сессионном зале проект изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины относительно улучшения условий содержания осужденных. В частности, предусмотрено, что помещение осужденного в дисциплинарный изолятор, в карцер или одиночную камеру будет проводиться по мотивированному постановлению дисциплинарной комиссии, а не по решению начальника колонии. Во время содержания в карцере осужденным предлагается разрешить свидания, покупку продуктов и предметов первой необходимости, получение посылок и пользование настольными играми. Принятие законопроекта имплементирует ряд международных стандартов в сфере исполнения наказаний и улучшит состояние соблюдения прав осужденных.
В 2016 году в первом чтении парламентарии одобрили 26 законопроектов, по 16 уже есть вывод комитета. В частности, по законопроекту о создании института бизнес-омбудсмена. По нему уже есть небольшой прогресс: в ходе восьмой сессии Рада несколько раз собиралась его рассмотреть, правда, безуспешно. Например, 11 июля 2018-го спикер парламента Андрей Парубий сообщил, что в зале для принятия этого законопроекта нет голосов.
Только готовится ко второму чтению законопроект о страховании. В Национальном банке Украины призывали принять его еще в сентябре 2017-го. В регуляторе отметили, что законопроект повысит защиту прав потребителей услуг страховых компаний и гармонизирует законодательство в соответствии с европейскими нормами.
Из прошлогодних законопроектов ко второму чтению уже готовы 14. В начале ноября в первом чтении были приняты изменения в ст. 149 Уголовного кодекса (относительно приведения в соответствие с международными стандартами). Новая редакция статьи предусматривает ужесточение наказания за торговлю людьми.
В тот же день, 7 ноября, был одобрен проект нового Избирательного кодекса, согласно которому, в частности, вводится механизм избрания народных депутатов по системе открытых пропорциональных списков. По Избирательному кодексу окончательного решения профильного комитета до сих пор нет. Однако народным депутатам стоит поторопиться с его принятием: во-первых, потому что скоро выборы, а во-вторых, многие депутаты в предвыборной программе обещали добиваться избрания парламента по открытым партийным спискам.
Нет выводов комитета и по законопроекту, известного как «Покупай украинское, плати украинцам». Согласно документу, законодательство предоставляет существенные преимущества отечественным производителям при государственных закупках. Отметим, что в Министерстве экономического развития и торговли выступают резко против этого законопроекта. В ведомстве заявили, что он нарушает Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом.
За этот год в первом чтении Рада приняла уже 48 законопроектов. 15 уже даже готовы к финальному рассмотрению. В частности, законопроект, необходимый для запуска Государственного бюро расследований, – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования деятельности Государственного бюро расследований». Документ устанавливает квалификационные требования к директорам территориальных управлений, руководителей управлений центрального аппарата и руководителя подразделения внутреннего контроля ГБР.
Не предоставил еще профильный комитет вывода по законопроекту о концессии. Законопроект, в частности, разграничивает регулирования концессии и других форм государственно-частного партнерства, упрощает процедуру выделения земельных участков для концессионных проектов, устанавливает единую процедуру принятия решений во всех формах государственно-частного партнерства, в том числе концессии.
Подробнее – на инфографике.
Напомним, «Слово и Дело» анализировало, какие вопросы Верховная Рада не смогла решить в ходе VIII сессии.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»