Четвертая инаугурация Владимира Путина на пост президента России состоялась по плану. Затмить праздничное настроение хозяину Кремля попытались разве что протестующие акции «Он нам не царь».
Впрочем, для российского общества все произошло по стандартному сценарию: почти 1600 задержанных и тысячи жестоко избитых граждан, осмелившихся выйти на улицы, чтобы заявить о своем несогласии с действиями власти. Примечательно, что на этот раз российские правоохранительные органы действовали вместе с отрядами «казаков» – это такие себе «народные дружинники», которые с особой жестокостью помогали «паковать» протестующих к автозаки. В общем, отдельные российские сайты (которые можно отнести к условно оппозиционным и которых осталось крайне мало) писали о том, что на подготовку «казаков» для подавления акций протеста даже выделялись средства из российского государственного бюджета.
В российском обществе бок о бок царят настроения подавленного страха вместе с чувством необходимости реванша. Последние события в мире только усилили изоляционистские тенденции России – в ответ на дерзкие действия Кремля во внешней политике. В то же время и сама изоляция дает шанс Путину только укрепить свои позиции внутри РФ. Огромное количество природных ресурсов, подконтрольные СМИ и миллиарды долларов на пропаганду не только в самой России, распространение собственной шовинистической точки зрения по всему миру. Это позволяет российским властям не только контролировать собственное общество, но и дестабилизировать ситуацию во многих регионах мира. Лучше и быстрее это удается делать в странах бывшего соцлагеря. Сейчас наихудшая ситуация у Украины.
Россия под колпаком тоталитаризма
Хуже всего то, что сами рядовые россияне так глубоко поверили в предложенную Кремлем картину мира, что искать хотя бы каких-то потенциальных союзников внутри РФ – дело бесполезное. Все, кто хоть как-то пытался что-то критически осмыслить, либо замолчали сами, либо их заставили замолчать, либо выехали из страны. Остальные стали верными слугами власти или буквально были уничтожены физически.
Неподконтрольных власти СМИ почти не осталось. Кремль пытается контролировать даже сегмент социальных сетей и мессенджеров. Спрятаться от пропаганды почти невозможно – ею пропитано все сферы жизни рядовых россиян. Военные, спецслужбы, церковь, бизнес-сообщества, общественный сектор, медиа – каждая из этих сфер и институтов не просто контролируется, но и стала столпом путинского режима.
Социология также оставляет мало шансов на оздоровление российского общества в ближайшие годы или даже десятилетия. По данным опроса российской негосударственной исследовательской организации «Левада-Центр», который проводился в конце 2017 года, около 49% россиян еще мечтают об «открытых границах» с Украиной, и в то же время 88% поддерживают аннексию Крыма. Болезненная «любовь» к украинцам чувствуется во всем: например, 41% россиян считают, что РФ должна поддерживать квазигосударственные образования «ДНР» и «ЛНР», возникшие в ходе российской агрессии.
А еще, по данным апрельского опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, 82% россиян благосклонно относятся к работе президента Владимира Путина. При этом, как отмечают социологи, оценка деятельности главы государства заметно улучшилась после 2014 года и вот уже 4-й год подряд держится на высоких отметках в пределах 82-88% опрошенных респондентов. «Левада-Центр» также фиксирует подобные настроения россиян: так, главными успехами Путина, сообщает издание, респонденты признали «возвращение России статуса великой уважаемой державы» (47% участников) и стабилизацию обстановки на Северном Кавказе (38%). Единственный источник потенциальной опасности – это процент россиян, которые недовольны социальной политикой президента. Их количество выросло до 45% среди опрошенных респондентов.
При таком уровне поддержки Путин вряд ли начнет свою деятельность по цементированию российского общества изнутри – как это происходило в начале 2000-х. А начнет свою 6-летнюю каденцию с вполне прогнозируемых шагов по восстановлению утраченных позиций на просторах бывшего СССР. Особое внимание будет уделено ситуации в Украине, так что стоит быть готовыми к неожиданностям и самым опасным сценариям.
Украинский щит?
Собственно, главный геополитический реванш для Путина сейчас связан в первую очередь с Украиной. Ибо, как говорится в пословице, где тонко, там и рвется. Уже осенью политическая жизнь в Украине на целый год отправляется в избирательное турне, поэтому возможностей для внутренней дестабилизации ситуации у северного соседа будет достаточно.
А вот мирного разрешения ситуации на Донбассе, по крайней мере до объявления следующего президента Украины, ожидать не стоит. Об этом свидетельствуют несколько красноречивых факторов. Во-первых, отсутствие каких-либо изменений и перспектив в вопросе введения миротворческого контингента. Во-вторых, отсутствие какого-либо диалога на высшем уровне и дистанцирование всех патриотически настроенных политиков от вопроса возможности проведения мирных переговоров. В-третьих, растет военная напряженность в зоне ООС – обстрелы продолжаются. Международные эксперты и СБУ заявляют о доказательствах причастности российских войск к обстрелам мирных кварталов в Мариуполе в 2015 году. Кроме того, предоставление США противотанковых комплексов Javelin – это скорее сигнал об усилении сдерживающих позиций для ВСУ, нежели фактор, который будет способствовать договоренностям о миротворческом контингенте.
Не стоит забывать и о том, что за последние несколько месяцев на Россию обрушились несколько серьезных внешнеполитических скандалов и геополитических поражений. Это и жесткие заявления руководства Великобритании в связи с отравлением бывшего агента спецслужб газом «Новичок» на территории Королевства, и дальнейшие санкции со стороны США, и ситуация вокруг Сирии. Пока непонятно, насколько серьезными для геополитического позиционирования Кремля являются события в Армении. Также не следует забывать о вопросе примирения КНДР и Южной Кореи – весь мир увидел, насколько эффективными могут быть аргументы США в дипломатическом урегулировании сложнейших геополитических конфликтов. Все эти условные «поражения» не добавляют Кремлю государственной важности в глазах избирателей. Поэтому следует ожидать очередных демонстраций силы и решимости.
«Бегущие по лезвию»
Очевидно, в ближайший год начнется новый виток противостояния России и США. Украина в этом раунде является уязвимой мишенью. Ведь недовольство темпами реформ и изменениями в государстве со стороны коалиции западных государств растет. США формально хоть и поддерживают положительные изменения в украинской армии, однако все чаще делают ставку на молодых политиков, которые не так сильно связаны с нынешней властью. Проблема в том, что поддерживать особенно некого – постреволюционная украинская власть позаботилась о том, чтобы нейтрализовать любую политическую альтернативу.
Поэтому возможности для России и ее спецслужб открываются безграничные, а политический пророссийский реванш вполне возможен. Во многих странах Европы часть политических элит уже не скрывает своего непонимания, почему они должны страдать от экономических санкций, введенных против России. Ведь та же Украина сопротивляется изменениям и в целом является не самым надежным партнером.
Между тем сами украинцы устали от политических ссор и хаоса. Некоторые спасаются внутренней и внешней эмиграцией. Некоторые – мужественно противостоят внутренним и внешним врагам. Однако большинство остаются равнодушны к самым процессам изменений в государстве. Именно это большинство легче всего поддается политическим манипуляциям и страху. И именно этим будет пытаться воспользоваться Россия во время четвертого царствования Владимира Путина.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»