Юлия Тимошенко достала козырь из рукава: она предлагает сделать невозможной передачу украинской газотранспортной системы из государственной собственности в руки кому бы то ни было. На фоне резкого падения рейтингов действующего президента и её выхода на первое место по результатам соцопросов это очередной сильный ход – ничего не скажешь. «Батькивщина» подготовила законопроект на эту тему, о чём лидер фракции заявила на Согласительном совете ВР.
Простому украинцу мало интересна тема ГТС – не все граждане даже чётко представляют себе, что это такое. А всё просто – это последний лакомый кусок в государственной собственности Украины первой величины: сегодня его стоимость оценивается в 300 миллиардов евро. Насколько это много? Судите сами – эта сумма равна ВВП Украины за 3 года!
Самый дорогой актив
Даже президент Кравчук не сдал ГТС вместе с ядерным оружием и не приватизировал вместе с Черноморским флотом. Даже президент Кучма и лишённый звания президента Янукович не решились передать «трубу» Москве, хотя и постоянно оглядывались на Кремль. Даже бесхребетный президент Ющенко не смог включить ГТС в схемы «РосУкрЭнерго» со своим другом Дмитрием Фирташем.
А вот у Петра Порошенко об этом всерьёз задумались и прикрываются сейчас различными европейскими документами, которые ратифицировала Украина. А именно – ссылаются на Договор об учреждении Энергетического Сообщества (в части требований Директивы 2009/73/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза относительно общих правил для внутреннего рынка природного газа и Регламента 715/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза об условиях доступа к сетям передачи природного газа). В АП всерьёз думают, что никто этих документов не читал? Там забыли о том, какой колоссальный опыт в газовых делах имеет та же Юлия Тимошенко?
В пояснительной записке к своему законопроекту его авторы оппонируют Порошенко-Гройсману: «В директивах ЕС содержатся требования по разделению функции транспортировки и поставки природного газа. Ни один международный договор, который ратифицировал украинский парламент, и директива ЕС не содержат требований о передаче в управление украинской ГТС субъекту хозяйствования, не находящемуся в государственной собственности Украины». Вот Юлия Тимошенко и попросила публично президента и его окружение «убрать грязные руки» от ГТС и «Укргазодобычи». Два законопроекта, которые открывают путь к мутной схеме приватизации этих «бриллиантовых фишек», уже внесены в парламент и сейчас активно лоббируются пропрезидентскими депутатами.
Дела политические
После Согласительного совета 19 марта Юлия Владимировна заявила прессе, что если эти законопроекты не будут отозваны, «Батькивщина» будет обращаться в НАБУ и в Генпрокуратуру с требованием о возбуждении уголовных дел по подготовке теневых коррупционных сделок. Ну это уже игра исключительно на публику, ведь подготовка какого угодно законопроекта и даже голосование за него – это политические решение и ответственности за него депутаты не несут. Стоит напомнить Юлии Владимировне, что саму её осудили как раз за политическое решение (в статусе главы исполнительной ветви власти в 2009 году) по газовым контрактам с Россией, а потом и реабилитировали именно потому, что за политическое решение судить нельзя, а тем более парламентариев.
Но как ни крути, а желание отдать непонятно в чьи руки 49% украинской транзитной трубы (пока что безальтернативной для поставок российского газа в Европу) – это уже сверхнаглость. Что ж, ответный удар Юлия Тимошенко нанесла вовремя – как раз тогда, когда после решения Стокгольмского арбитража на неё посыпались обвинения в том, что она нарочно продавила невыгодные контракты «Нафтогаза» с «Газпромом». Возможно даже, что если бы её не судили за это при Януковиче, то с удовольствием попытались бы осудить сейчас. Но два раза за одно и то же судить ведь никак нельзя, тем более после реабилитации. Правда ведь, помилованный Януковичем товарищ бывший осуждённый генпрокурор Юрий Витальевич Луценко?
Итак, политическая диспозиция в вопросе ГТС за год до президентских выборов такова: действующий президент и потенциальный кандидат на второй срок Пётр Порошенко замахнулся на самое дорогое и последнее столь стратегически важное государственное имущество. Более чем реальный кандидат в президенты с самым высоким на сегодня рейтингом (хотя сам по себе он и не ахти) пытается сохранить «трубу» в госсобственности. Как бы кто ни относился к Тимошенко лично, но конкретно в этом вопросе у неё будет сторонников несоизмеримо больше, чем у оппонента. За год об этом, конечно, наши избиратели точно бы забыли, но это борьба долгоиграющая – не на один месяц. Так что не исключено, что кандидат в президенты Тимошенко запишет себе в актив свою позицию в этом вопросе. Притом она будет эксплуатировать эту тему в любом случае: если сможет помешать приватизации «трубы» и тем более, если не сможет – будет говорить на всех шоу и митингах, что Порошенко украл у народа последнее. А вот почему Пётр Порошенко решил продать столь драгоценное наше геополитическое имущество сейчас, а не во время уже второго президентского срока? Не верит в победу и поэтому торопится? Или вынужден сделать это именно сейчас, авансом, ради поддержки его кандидатуры некими влиятельными силами? 50/50.
Суть дела
«Именно сейчас за спиной парламента происходит процесс передачи в управление самой весомой ценности страны – газотранспортной системы. 49% отдаётся неизвестным иностранным компаниям», – заявила Юлия Тимошенко на следующий день, во вторник, уже с трибуны парламента. Она привела яркое сравнение: доходы от транзита через ГТС российского газа приблизительно равны расходам на оборону Украины – около 3 миллиардов долларов в год. И напомнила, что 11 лет назад 430 народных депутатов (то есть парламент почти в полном составе!) запретили манипуляции с украинской газотранспортной системой. С трибуны парламента лидер «Батькивщины» увещевала: «передача в управление – это приватизация без денег. Это лишение нации права управлять своим имуществом и получать доходы». Звучит очень громко и довольно пафосно, но… по сути ведь так и есть.
У политсилы Тимошенко готово конкретное предложение – законопроект №8107. Он очень короткий и суть его сводится к тому, чтобы перекрыть лазейки в законодательстве, позволяющие передать «трубу» в управление кому бы то ни было. В то же время, упомянутые лидером «Батькивщины» лоббистские законопроекты, как раз и призваны дать возможность «красиво умыкнуть» у государства ГТС: у Тимошенко заявляют, что сегодня, прикрываясь международными обязательствами Украины, Кабмин намеревается передать ГТС во вновь созданное ПАО «Магистральные газопроводы Украины», 49% акций которого затем планируется передать в собственность непонятного иностранного партнёра ГТС. В пояснительной записке к своему законопроекту депутаты от «Батькивщины» пишут: «несмотря на то, что сегодня в украинском законодательстве содержатся нормы, которые позволяют быть партнёром ГТС только компаниям из ЕС или США, нет никакой гарантии, что в дальнейшем контроль над украинской ГТС не перейдёт к российскому «Газпрому» или аффилированным с ним структурам». Такой гарантии и вправду никто дать не сможет.
Можно верить в искренность намерений Тимошенко защитить последнее суперценное народное имущество. А можно считать, что она оседлала правильного «конька» и в правильное время, решив дать по рукам президенту и правительству, которые вознамерились найти украинской «трубе» какого-то постороннего управляющего. Но ход этот на самом деле очень выигрышный, ведь вряд ли кто-то сможет что-то возразить против вот такой нормы законопроекта от «Батькивщины»: «Оператором газотранспортной системы, находящейся в государственной собственности и не подлежащей приватизации, может быть исключительно субъект хозяйствования, владельцем корпоративных прав которого является исключительно государство или субъект хозяйствования, 100 процентов корпоративных прав которого принадлежат государству».
Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»