В Украине вновь заговорили о «нулевых декларациях». Речь идет о так называемом разовом декларировании всего имущества, после чего не будут проверяться источники его происхождения.
Инициировал разговор о «нулевых декларациях» президент Петр Порошенко в начале этой недели на встрече с бизнес-сообществом. Наибольший интерес в появлении этого месседжа вызывают два обстоятельства. Во-первых, Порошенко сознательно дистанцировался от темы декларирования имущества чиновниками, депутатами и судьями, обратившись именно к бизнесу как к будущему союзнику в деле определения наиболее благоприятных условий для внедрения «нулевой декларации». Во-вторых, это заявление главы государства не стоит разделять с темой запуска антикоррупционного суда. Уж очень очевидна привязка.
Тема «нулевой декларации» неоднократно поднималась в информпространстве различными субъектами. Особенно остро данный вопрос обсуждался накануне введения в действие знаменитого электронного декларирования состояния отечественных чиновников, судей, нардепов. К слову, проверки этих декларации проходят довольно вяло, что создает дополнительный люфт времени для решения вопросов с коррупционным происхождением задекларированных доходов. Например, всем уже известно о невероятной фортуне лидера РПЛ Олега Ляшко, который задекларировал большой выигрыш в лотерею.
И именно с принятием «нулевой декларации» и бизнесу, и чиновникам с нардепами действительно можно начать жизнь «с чистого листа». Правда, есть одно существенное обстоятельство: в дальнейшем они должны отказаться от любых коррупционных действий и честно декларировать свои доходы и источники их происхождения. А это, согласитесь, вызов еще тот.
«Голуби сизые» победили?
Президент и его команда уже неоднократно высказывали идею с введением «нулевой декларации». И даже совершали практические шаги по внедрению нового законодательства.
Впрочем, есть существенные различия в подходах. Сейчас президент апеллирует к бизнесу и простым гражданам, пропагандируя, что «нулевая декларация» позволит подтянуть больше денег и инвестиций в экономику. Речь идет как о малом и среднем бизнесе, так и о «заробитчанах». «Мы не можем говорить о том, что каждый украинец в чем-то виноват, нужно дать возможность каждому украинцу заплатить соответствующий налог в соответствии с законом, завести деньги в Украину, инвестировать их в украинскую экономику и чувствовать себя свободным гражданином свободной страны», – заявил он на начале этой недели во время встречи с бизнес-сообществом.
Однако умалчивается, смогут ли такой же схемой воспользоваться чиновники, нардепы, судьи. По логике – смогут, ведь также являются гражданами Украины. Впрочем, еще два года назад Петр Порошенко был воинственно настроен по данному вопросу. Тогда речь шла о е-декларировании и его преимуществах. И чтобы придать этой теме больший вес, президент намекал на необходимость объяснения источников происхождения задекларированных средств. «Многие из тех, кто сейчас декларировал, прописали себе кэш дома, думая, что это нулевая декларация, что это потом им позволит избежать проверки. Но ключевая позиция – это подвести черту того, что они делали 25 лет. И далее объясни, где ты, голубь сизый, взял эти деньги. Народ и общество должны это знать», – заявил Порошенко на международном форуме во Львове в ноябре 2016 года.
Сейчас же складывается впечатление, что «голуби сизые» также смогут воспользоваться преимуществами «нулевого декларирования». Что ж, не самый плохой вариант, учитывая высокую необходимость нахождения хоть какого консенсуса в данном вопросе. Но все ли должно быть так просто – задекларировал все имущество и доходы и спи спокойно? Даже если ты самый отъявленный коррупционер?
Индульгенция не для всех
В конце 2014 года депутаты уже инициировали соответствующие изменения в Налоговый кодекс относительно так называемого «нулевого декларирования», однако они были заблокированы профильным комитетом.
Вторую попытку ввести «нулевую декларацию» осуществили уже в декабре 2015 года, когда был зарегистрирован законопроект №3661, авторами которого стали тогдашний глава фракции БПП Юрий Луценко и «народофронтовец» Александр Кирш. Планировалось, что каждый совершеннолетний гражданин, который может платить налоги, будет обязан заполнить и направить в ГФС так называемую «нулевую декларацию». В этом документе он может указать данные о всей собственности, активах, доходах, о которых пожелает, при этом не указывая источников их происхождения. То есть после подачи такого документа гражданин уже не будет нести ни административной, ни уголовной ответственности за происхождение своего имущества. «Проектом закона предусматриваются гарантии для субъектов представления «нулевой декларации», – говорилось в пояснительной записке к документу. Законопроект был даже включен к рассмотрению в повестку дня в январе 2016 годао, впрочем, так и не дождался своей очереди и был отозван 1 ноября того же года.
Какие же преимущества может дать «нулевое декларирование»? На самом деле, они очевидны для всех.
Для бизнеса это возможность честно заполнить такую декларацию, пройти проверку и уплатить налог с недостачи. А дальше платить налоги и не беспокоиться о возможных проверках со стороны ГФС. Конечно, в таком случае возникает много вопросов, ведь предприниматели уклоняются от налогов не только из-за неудержимого желания обмануть государство, есть еще множество проблем в самой системе налогообложения, которые нужно решить.
В идеале для госслужащих «нулевая декларация» не должна стать автоматической индульгенцией. Ведь здесь вопрос должен был бы стоять не менее серьезно: не можешь объяснить происхождение состояния – уходи с должности. Если проверка обнаружит их коррупционную природу, госслужащий должен понести заслуженное наказание. А вот каким оно должно быть – возможно, это и станет предметом дискуссий нового законопроекта о «нулевой декларации».
А вот для каждого гражданина указать свое состояние без объяснения источников их происхождения может действительно стать тропинкой восстановления доверия между обществом и государством. Выглядит не слишком убедительно, но, возможно, это именно тот метод, благодаря которому удастся перезагрузить отношения в обществе?
Дело в доверии
Но есть несколько «но». Прежде чем создавать и вводить новый закон, нужны еще три составляющие для подобной всеукраинской перезагрузки общественных отношений.
Во-первых, государство должно проявить достаточную политическую волю, чтобы первым показать свое желание и ценность этих действий. Для этого нужно запустить фундаментальное переформатирование работы ГФС и вообще системы налогообложения. Речь идет и об упрощении в регистрации и ликвидации бизнеса, и о «налоговых каникулах», и о пересмотре ставок, и об обстоятельствах или возможности проверок бизнеса. То есть весь арсенал преимуществ, которые после «нулевой декларации» привлекли бы предпринимателей вести честный бизнес в дальнейшем.
Во-вторых, это качество работы судов. Они должны быть беспристрастными ко всем коррупционерам и выносить справедливые приговоры. Конечно, в этом вопросе может пригодиться антикоррупционный суд. Впрочем, не хотелось бы, чтобы нынешний разговор о «нулевых декларациях» был инициирован только с целью «успокоения» потенциальных или уже существующих коррупционеров в том, что они смогут уклониться от справедливого правосудия.
В-третьих, это широкая дискуссия. У власти есть шанс (правда, уже существенно меньший по сравнению с 2014 годом) действительно доказать необходимость этого шага для всех граждан. Конечно, «обиженные» найдутся всегда, однако подавляющее большинство граждан должны быть уверены в действенности и преимуществах шага о внедрении «нулевой декларации».
В общем, идея «нулевой декларации» в стране, которая утопает в коррупции и имеет один из самых высоких уровней теневой экономики в мире, действительно уместная идея для дальнейших изменений. Впрочем, ее удачная реализация зависит от очень многих факторов, которые могут как вывести общественные отношения в Украине на новый уровень, так и наоборот – еще больше потопить веру в любую возможность создания эффективной системы взаимоотношений между государством и гражданами.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»