Заработает ли в Украине система массового декларирования доходов

Александр Радчукполитолог

Второй год подряд в правительственных кабинетах обсуждается идея введения общеобязательного декларирования доходов для всех граждан Украины. Целью такого замысла является необходимость более тщательной работы с налогоплательщиками, а главное – борьба с теневыми доходами украинцев.

Впрочем, вслух о таких вещах мало кто из чиновников решается сказать. К тому же, попытка заставить украинцев задекларировать свои доходы будет иметь очень серьезные последствия для политического будущего каждого, кто бы ни взялся за реализацию этой идеи.

Весной правительство поручило Минфину, ГФС, НБУ, НАПК, НАБУ и Минсоцполитики разработать законопроект о всеобщем декларировании доходов и расходов физических лиц, а также о налоговом контроле с использованием косвенных методов за соответствием доходов и расходов граждан. О разработке соответствующего законопроекта говорится в документе «План приоритетных действий правительства на 2017 год».

Уже летом ситуация кардинально изменилась. Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что правительство не поддержит идею о запуске системы всеобщего декларирования доходов в среднесрочной перспективе. «Мы не поддерживаем. Эта система введена не будет», – сказал глава правительства.

А может, не надо?

Изменение настроений и нерешительность в правительстве объясняется неоднозначным восприятием идеи декларирования доходов в обществе. Украинцы были шокированы состоянием и имуществом народных депутатов, чиновников и судей, которые они внесли в свои электронные декларации по новому законодательству о борьбе с коррупцией.

Гройсман прокомментировал введение всеобщего е-декларирования для физлицГлава украинского правительства Владимир Гройсман успокоил физлиц, заявив, что всеобщего е-декларирования не будет.

Правда, кроме резонанса, других существенных последствий для большинства декларантов так и не последовало. Национальное агентство по предотвращению коррупции пока очень медленно анализирует данные в электронной декларациях чиновников, хотя несколько дел после соответствующих проверок таки были переданы в правоохранительные органы.

Общеобязательное декларирование должно было стать одной из приоритетных задач налоговой политики правительства. Об этом говорилось в проекте бюджетной резолюции на 2018-2020 годы. Как бы ни возражал глава правительства, Министерство финансов таки вносило предложение ввести всеобщее декларирование физических лиц о доходах и расходах уже с 2019 года.

Сама идея вроде бы является логическим продолжением налоговой реформы и действенным механизмом борьбы с теневой экономикой. На самом деле, без ее воплощения украинское общество не сможет надеяться на успешное проведение других реформ, в частности пенсионной и медицинской.

Следует также отметить, что украинцы очень неохотно рассказывают государству о своих доходах. По официальным статистическим данным, в Украине сейчас насчитывается 16,3 миллиона работающих лиц. По данным ГФС, ежегодно декларируют свои доходы всего 500-600 тысяч человек. Это около 3-4% среди всего трудоспособного населения. К примеру, в США этот уровень достигает более 80%, в экономически развитых странах этот показатель не снижается на уровень менее 70%. Поэтому в целом, если речь действительно идет о преодолении коррупции на всех уровнях, самой идеи обязательного декларирования вряд ли удастся избежать.

Спрятаться в тень

Уровень тенизации украинской экономики за последние несколько лет достиг топовых значений. Однако, по данным Министерства экономического развития, эта тенденция идет на спад.

Так, в 2015 году уровень теневой экономики достиг показателя в 42% ВВП. В 2016-м – уже 38%. И хотя динамика на первый взгляд положительная, однако это почти вдвое больше, чем в странах ЕС.

В Ernst&Young сообщили об ухудшении ситуации с коррупцией в УкраинеВ 2015 году Украина в этом рейтинге была седьмой по уровню коррупции, в 2017 году наша страна оказалась на первом месте.

Эксперты подтверждают: превышение теневой экономикой критического уровня в 30% от ВВП показывает, что ситуация кризисная, ведь в экономике функционирует система воспроизведения теневых отношений.

И даже такие цифры слишком оптимистичны, отмечают экономисты. По разным методикам подсчета, их диапазон может колебаться в пределах от 45 до 68%. То есть более половины экономики работает «самостоятельно», минуя какие-либо связи с государством.

Причина подобного явления кроется не только в политическом кризисе, революции и войны на Донбассе. Она значительно глубже, ее истоки кроются в самой философии построения деловых взаимоотношений между государством и обществом. Косвенными причинами также являются коррупция, высокое налоговое бремя, отсутствие дешевых кредитов и доступа к иностранным капиталам, слабое привлечение инвесторов, сложная система бухгалтерского администрирования бизнеса.

Так, для украинцев уйти «в тень» – это не правило жизни, это один из методов выживания. «В тени» оказываются все: и владельцы бизнеса, и наемные рабочие, которые ради больших прибылей соглашаются на получение зарплаты «в конверте». В таком случае проигрывают все, ведь ключевая цель уплаты налогов – построение эффективного и действенного государства, способного брать ответственность за создание более качественных условий всем согражданам.

Начать все с нуля

Начать бороться с теневой экономикой Украине рекомендуют и в ЕС, и заокеанские партнеры в США. Это и неудивительно: например, в среднем уровень тенизации в странах ЕС колеблется в пределах 18-21%.

Фискальные органы не смогут отслеживать доходы без «нулевой» декларации – экспертПолитолог проанализировал ситуацию с е-декларированием и объяснил, почему абсолютно для всех граждан придется ввести нулевую декларацию.

Показатель в 50% теневой экономики в мире считается таким, при котором само государство уже не справляется со своими функциями. Это отнюдь не означает отсутствие деловой активности, что мы и наблюдаем в действительности: напротив, с учетом показателей тенизации отечественной экономики и потенциальной покупательной способности уровень ВВП Украины уже сейчас является одним из самых развитых в мире и опережает многие страны с развивающейся экономикой. Поэтому проблема действительно комплексная и требует принятия серьезных мер как со стороны государства, так и бизнеса.

Одним из первых шагов, который должен был решить проблему высокой тенизации украинской экономики, могло стать введение так называемой «нулевой декларации». Соответствующий законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде еще в начале 2016 года. Речь идет о неком акте налоговой амнистии, согласно которому все граждане Украины должны задекларировать имеющиеся доходы и имущество без обязательного подтверждения источников своих доходов.

В процессе обсуждения документ вызвал очень много критики со стороны юристов и общественных активистов. Депутаты даже предлагали установить минимальный налог на задекларированное имущество в 5%. При этом определить стоимость активов, из которых нужно платить этот налог, декларант должен самостоятельно. А ГФС запретить отказывать в принятии такой декларации. Таким образом, уплата налога на задекларированное имущество превращается в профанацию, ведь никто бы не стал оценивать свои состояния должным образом.

Две главные дискуссионные нормы документа – возможность легализовать коррупционные доходы и отсутствие механизма декларации наличных средств, которых, по оценкам экспертов, «под матрасами» украинцев может быть от 50 до 80 миллиардов долларов. В итоге законопроект в конце 2016 года отозвали, однако от самой идеи не отказались.

Главная преграда на пути к общеобязательному декларированию – слишком сложная процедура сбора данных и их проверки. Учитывая низкий общий уровень финансовой грамотности рядового украинца, государству придется потратить огромные средства на проведение информационной кампании и ввести институт финансовых консультантов, что, впрочем, еще не гарантирует положительного результата.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...