Новое избирательное законодательство: чего хотела улица и что получила

Читати українською
Максим Кречетовжурналист, блогер

По два новых требования выдвигать парламенту взамен каждого невыполненного. Это предлагает протестующим под стенами ВР нардеп Виктор Чумак. Собравшиеся на месте «антимайдана» 2014 года люди Чумака вполуха слушали да полевую кашу кушали. Благо, варить её много не приходится – с нескольких тысяч человек во вторник (за счёт привезённых из регионов) «большая политическая реформа» сдулась к пятнице до 2-3 сотен.

Последнее, третье требование – новый закон о выборах в ВР – депутаты вчера с треском провалили. Все три законопроекта. Осмелели? Первое – закон об отмене депутатского иммунитета – выполнили: отправили на экспертизу в Конституционный суд сразу два почти одинаковых документа. Закон об антикоррупционном суде президент обещал подготовить быстро, даже хотел обсудить его с троими членами своей фракции, возглавляющими протесты (Найем, Лещенко, Залищук), но они закапризничали. И вот третье желание митингующих «золотые рыбки» с депутатскими значками попросту саботировали. Те грозились не выпускать из Рады народных избранников, но ведь этот «конклав» нового папу всё равно не выберет, хоть сколько их ни держи взаперти.

Верховная Рада не поддержала законопроект «О выборах народных депутатов» (№1068-2) авторства Виктора Чумака, Леонида Емца и других (169 голосов «за»). 91 человек проголосовал за законопроект «О выборах народных депутатов Украины (по открытым партийным спискам)» №1068-1, который написали нардепы от «Батькивщины» Юлия Тимошенко и Сергей Соболев. И всего лишь 46 депутатов поддержали проект закона «О выборах народных депутатов Украины» (№1068) «оппоблоковца» Юрия Мирошниченко. По логике протестующих, парламент теперь нужно наказать за плохое поведение? А где это видано, чтобы пара сотен человек на улице диктовала парламенту страны не только то, какие законы рассматривать, но и в каком именно виде их принимать? Протестующих вчера под радой было едва столько же, сколько депутатов в зале…

«Поздравляю, коллеги, мы прошли первый этап избирательной реформы», – пошутил в результате отклонения всех законопроектов председатель ВР Андрей Парубий. Но сам он, между прочим, является автором одного из двух избирательных кодексов, которые Рада будет рассматривать с 7 ноября – аккурат в столетие октябрьского переворота в Питере, который более 70 лет величался у нас «великой октябрьской социалистической революцией». Сегодняшние лидеры «большой политической реформы» пока не озвучили своё отношение к этим документам – смеем предполагать, что элементарно с ними не знакомы. Видимо, это необязательно для того, чтобы требовать парламент принимать желаемые законы.

А вот что о «правильной» избирательной модели думают лидеры уличных акций. В частности, грантовый антикоррупционер Виталий Шабунин (какое отношение он имеет к выборам в парламент? Готовится?..) заявил: «В системе открытых списков, когда избиратель голосует за человека в списке, господин Грановский даже теоретически мог бы стать депутатом? Или, например, господин Кононенко, у которого три пуговицы всегда расстёгнуты, а еще он лысый, это у него образ такой. Стал бы он депутатом?». Невероятно внимательный к тому, где у кого какие пуговицы расстёгнуты, Виталий Шабунин, тем не менее, не объясняет логику своих суждений. Что же помешает этим очень обеспеченным депутатам выбрать округ, вложиться в рекламу и попросту «купить» голоса, чтобы подняться в избирательном списке своей политсилы на нужную высоту?

Митинг Саакашвили: выполнит ли власть ультиматумы оппозицииСоздание антикоррупционного суда, снятие неприкосновенности и новая избирательная система – три главных требования митингующих под ВР. Выполнит ли их ультиматумы власть, рассказали эксперты.

Признанный эксперт в вопросе выборов, председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель отмечает: «Именно мелкие, средние и крупные олигархи будут иметь гораздо больше возможностей, чем общественные деятели, попасть в парламент. Потому что они имеют больше финансовых ресурсов, соответственно – возможность покупать голоса избирателей, огромный массив рекламы, проводить более эффективную избирательную кампанию. Закон не решает ключевых проблем: подкупа и торговли округами». Поэтому он высказывается за запрет политической рекламы – как в Европе, чтобы заставить кандидата идти непосредственно к избирателям, а также участвовать в теледебатах, ведь другого пути к ушам и мозгам избирателя у кандидатов уже не будет. Кроме того, отмечает эксперт, «запрет политической рекламы в избирательный и между избирательный период позволит удешевить кампанию в 3-5 раз, что сделает участие в выборах доступными для всех политических сил. Возможности у партий будут равны». Ни о чём подобном идеологи уличной «большой политической реформы» не говорят вообще. А протестующие и не спрашивают.

Честно говоря, не похоже, чтобы избирательный закон сильно, глубоко и основательно волновал политиков, которые призвали под свои знамёна людей протестовать у стен ВР. К примеру, в начале этой бурной недели лидер фракции «Народный фронт» Максим Бурбак заявил: «Хочу напомнить всем фракциям, которые активно агитировали за законопроект относительно избирательного законодательства на местных выборах и как прошли выборы в 2015 году. По этому закону во многих населенных пунктах много округов не получили ни одного депутата». Каких-либо конструктивных замечаний и предложений в связи с этим не прозвучало ни от троицы «еврооптимистов», ни от Саакашвили, ни от нардепа Семёна Семенченко или его коллеги Егора Соболева. А главное: какие у них теперь претензии к парламенту? Спикер Парубий активно агитировал поддержать законопроект Чумака, чтобы взять его за основу, но зал не поддержал. В какой-то демократической стране парламент наказывают за обычное политическое решение? Кстати, тот же спикер распорядился вывести на площадь перед ВР трансляцию заседания. Журналисты с места событий сообщали: никто из фанов политической «реформы по-большому» не вслушивался в то, что происходило в зале.

Протесты под Верховной Радой: готовы ли политики выполнить три главных требованияНовое избирательное законодательство, отмена неприкосновенности и антикоррупционные суды: есть ли политическая воля для реализации всего этого?

Искреннее спасибо акциям за то, что заставили депутатов взяться за залежавшиеся законопроекты. Другое дело, что важных, но непроголосованных документов в Раде ещё очень много. Стоять дальше под Радой «реформаторам» как-то надо, тем более в палатки даже пенопласт уже завезли. Поэтому Виктор Чумак предложил митингующим выдвинуть два новых требования к своим коллегам – принять закон об импичменте и о временных следственных комиссиях, которые упорядочили бы процедуру импичмента президенту. Дело хорошее! Но случайно ли это требование Чумака совпало с точно таким же требованием «Оппоблока»? И другие фракции потребовали принять эти же законы. Так если уже неслабая группа поддержки этих законов собирается под куполом, то зачем держать людей на улице? Да, у нас все революции начинаются в ноябре, но точно ли нужно держать будущие 2 недели людей под пустым парламентом на холодной улице для того, чтобы основательно перетрясти парламентский архив законопроектов? Тем более митингующие уже сейчас не очень понимают, что они отстаивают и против чего протестуют (ну, помимо «власти барыг», конечно).

И вот что ещё интересно лично мне: много ли было сегодня под Радой черниговцев, которые помнят выборы на 206-м округе 2 года назад? Помните, как Саакашвили рубашку на себе рвал, убеждая всех проголосовать за прекрасного человека Сергея Березенко? А вот свежая цитата того же Саакашвили об этом же депутате: «Этот Березенко, эта мразь, которая убегала подземным переходом парламента...». А чтобы народ в палаточном городке не скучал без депутатов, лидер «Руха новых сил» предложил им… интеллектуальный штурм на тему снижения тарифов и уничтожения олигархов! Главное теперь, чтобы оставшиеся там дежурить интеллектуалы по ошибке не начали какой-нибудь другой штурм.

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: