Курс на второй срок: как создать интригу вокруг собственного переизбрания?

Александр Радчукполитолог

Третий год президентства Петра Порошенко проходит в поисках наиболее удобных стратегий его позиционирования для переизбрания на второй срок. В команде действующего главы государства понимают, что повторить результат 2014 года, а именно выиграть выборы в первом туре, Петру Порошенко вряд ли удастся.

Именно поэтому уже сейчас, за два года до проведения следующих выборов президента, в СМИ активизировалась тема «второго срока». Сама по себе такая медийная артподготовка - не что иное, как начальный этап политической технологии. Ее цель заключается в выявлении наиболее «удобных» и самых непредсказуемых конкурентов для действующего главы государства, чтобы хорошо подготовиться к будущим спаррингам с оппонентами.

Во время своей пресс-конференции Петр Порошенко довольно сдержанно ответил на вопрос журналистов относительно его будущей участия в президентских выборах. Мол, за два последующих года президентских полномочий ему еще много чего нужно сделать. Впрочем, в его словах журналисты уловили намек, что ограничиваться первым сроком Петр Алексеевич не собирается. «Согласно Конституции, каждый гражданин, которому исполнилось 35 лет, имеет право баллотироваться в президенты. Я уже имею 35 лет. И я думаю, у нас на сегодняшний день еще рано говорить о составе потенциальных президентских кандидатов», - завуалированно отметил глава государства.

В истории независимой Украины продержаться два срока подряд на президентском посту удалось только Леониду Кучме. Мобилизовать электорат для убедительной победы стало возможным после первого тура, когда главным оппонентом Кучмы стал тогдашний лидер КПУ Петр Симоненко.

Первый раунд

За последние годы убедительных конкурентов на пост Президента Украины у Петра Порошенко так и не появилось. Все его оппоненты, если верить результатам последних социологических опросов, не имеют над ним преимущества в первом туре выборов. А вот во втором ситуация может измениться не в пользу Петра Алексеевича.

Цена президентского слова: почему и как Порошенко манипулирует обещаниямиЭксперт подвел итоги третьей годовщины президентства Петра Порошенко с учетом выполнения его обещаний.

Дышит в затылок действующему главе государства его извечный оппонент, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко - она прочно удерживает «серебро» почти во всех соцопросах по президентским симпатиям среди граждан с 2015-го года. Следующим по популярности с определенным отрывом от первых двух рейтинговых кандидатов идет один из лидеров «Оппозиционного блока» Юрий Бойко.

Наступают на пятки тройке любимцев среди опрошенных украинцев ряд кандидатов с серьезными президентскими амбициями, но без значительного электорального ресурса. С переменным успехом четвертое и пятое места делят между собой лидер партии «Самопомощь» Андрей Садовый и лидер «радикалов» Олег Ляшко. Имеют хорошие стартовые позиции лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко и глава ВО «Свобода» Олег Тягнибок.

Наконец, удивить избирателей среди кандидатов-политиков могут лидер партии «За жизнь» Вадим Рабинович и «правый» кандидат Дмитрий Ярош. Реальные перспективы могла бы иметь кандидатура лидера «Движения новых сил», экс-главы Одесской ОГА и бывшего президента Грузии Саакашвили. Однако последний к старту предвыборной кампании-2019 еще будет иметь ряд ограничений, которые в соответствии с украинским законодательством не позволяют ему участвовать в гонках.

Однако ни один из перечисленных кандидатов пока не представляет явной угрозы Петру Порошенко в первом туре президентских выборов. С другой стороны, падение рейтинга действующего главы государства не позволяет ему получить и убедительную победу по примеру 2014-го года. Остается только одно - искать «удобного» оппонента.

Удобный спарринг-партнер

Пока единственным потенциальным кандидатом, который может выиграть выборы у действующего главы государства в 2019 году, остается Юлия Тимошенко. Непростая задача для политтехнологов Банковой - вывести ее кандидатуру из игры уже в первом туре президентских выборов. Без тайных договоренностей и партнеров в лагере потенциальных оппонентов сделать это будет крайне трудно.

Гладких о предвыборных обещаниях Порошенко: почему так трудно поверить в «слепой траст»?Политический эксперт рассказал о том, почему украинцы не верят в заявления Порошенко о том, что он уже не занимается бизнесом.

Интриги добавляет и то обстоятельство, что сама Юлия Тимошенко может также пойти ва-банк и начать заранее договариваться с конкурентами об объединении в ситуативный союз против своего самого рейтингового конкурента. Вспомним начало 2008 года, когда тогдашняя лидер БЮТ вела активные переговоры о широкой коалиции с Партией регионов. Целью было полностью нивелировать должность президента, создав условия для его избрания прямо в парламенте. Подобная ситуация может повториться и сейчас.

Впрочем, некий тайный «пакт о ненападении» может быть подписан и между командой действующего президента и «Оппозиционного блока». Ведь это сейчас едва ли не единственный стопроцентный метод политической нейтрализации кандидата Тимошенко уже в первом туре. А во втором туре президентских выборов большинство украинцев скорее проголосуют за кандидата Порошенко, чем за Бойко. А без значительной части электората оккупированного Донбасса ресурса для мобилизации своего избирателя «Оппозиционному блоку» может не хватить.

Бой с тенью

Наконец, настоящим «черным лебедем» для Банковой может стать появление авторитетного кандидата, который не будет иметь негативного политического бэкграунда или вообще любого имиджевого шлейфа в украинском политикуме.

История трех лет президентства Порошенко: какой была «жизнь по-новому»Политический эксперт подвел итоги третьей годовщины выборов Президента и рассказал о главных неудачах и успехах Петра Порошенко.

Подобная ситуация - худший сценарий для всех кандидатов, ведь появление «несистемного» кандидата может изменить все расклады в долгосрочной перспективе. Кандидату без бэкграунда не нужно договариваться с конкурентами, стоит только выбрать выгодную позицию и уверенно идти к цели, не оглядываясь на критику конкурентов.

Впрочем, ожидать появления «мессии» бесполезно, а среда для зарождения такого кандидата крайне неоднородна. К тому же Банковая заранее позаботилась о подобном сценарии, умело запустив в СМИ историю с предварительными «закрытыми» соцопросами по наиболее рейтинговым кандидатам на пост президента. Среди них уже на третьем месте «неожиданно» оказался певец Святослав Вакарчук, который, безусловно, пользуется огромным авторитетом среди большой части украинцев, большинство из которых – молодежь.

Именно эффект усталости украинцев и длительного ожидания изменений может сыграть злую шутку с действующим главой государства накануне подготовки к его походу на второй срок. Ведь Петр Порошенко, как и его бывший соратник Виктор Ющенко, в начале своего президентства получили на выборах невероятный кредит доверия от граждан. При этом оба, несмотря на свою оппозиционную риторику к провластным кандидатам, сами всегда были «продуктом системы». Во время президентства Кучмы, в 1999-2001 годах, Ющенко занимал пост премьер-министра, а до того - был председателем правления Национального банка Украины во время премьерства Павла Лазаренко. Петр Порошенко имел еще более интересные факты сотрудничества с представителями власти, против которой в 2013 году выступал с трибуны Майдана: в течение 2012 года он работал министром экономического развития и торговли Украины в правительстве Николая Азарова, а в начале 2000-ых был одним из соучредителей Партии регионов.

Поэтому «несистемный» кандидат может очень сильно привлечь внимание «уставших» от синдрома потери надежды украинцев. Как бороться с такими тенденциями - еще одна задача на следующие два года для команды действующего главы государства.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...