Долгожданная пресс-конференция Президента Украины прошла без сенсаций. Петр Порошенко хорошо подготовился к встрече с журналистами, на неудобные вопросы отвечал уверенно и без особого перепада эмоций. Представителей СМИ также сложно упрекнуть в некомпетентности: все заданные вопросы касались проблемных тем, которых за почти год с момента прошлой встречи с главой государства накопилось немало.
Конечно, можно пофантазировать и составить список как минимум из нескольких десятков вопросов, ответы на которые хотелось бы услышать из уст Президента. Такая пресс-конференция затянулась бы на сутки, поэтому следует трезво оценивать реальные возможности формата общения с гарантом Конституции. Среди 191 представителя СМИ, которые зарегистрировались на пресс-конференцию, за час и 57 минут Президент смог ответить на около трех десятков вопросов.
Правда, некоторые из серьезных тем, о которых Петр Порошенко активно рассказывал СМИ на прошлогодней июньской встрече, в этом году остались «в тени». К слову, все меньше вопросов от журналистов звучало относительно Минских соглашений и ситуации в АТО, влияния команды и окружения Порошенко на принятие политических решений в стране, личный бизнес Президента (топ-темами во время прошлогодней пресс-конференции стали знаменитые «офшоры» и «слепой траст»), отношений с олигархами.
Чувствовался вакуум вокруг нескольких важных тем, о которых Президент в этом году не вспоминал или вспомнил очень осторожно. Не все из них относятся к непосредственной компетенции главы государства, так как предполагают активную вовлеченность парламента. Впрочем, было крайне наивно полагать, что Петр Порошенко не имеет политического веса для решения данных вопросов в стенах Верховной Рады.
Изменение состава ЦИК
В июне 2017-го «просроченная» ЦИК будет отмечать своеобразный рекорд – три года с даты окончания полномочий большинства ее членов, включая главу. В парламенте приняли поправки к закону, согласно которому, члены Центризбиркома могут продолжать работать до того времени, пока Верховная Рада не проголосует за новых.
В прошлом году Петр Порошенко во время своей пресс-конференции заявил, что направил предложения по кандидатам в Верховную Раду. Но, к сожалению, ЦИК продолжает работу в «старом» составе даже после того, как сотрудники НАБУ сообщили ее руководителю Михаилу Охендовскому о подозрении по делу о так называемой «черной бухгалтерии» Партии регионов.
Судебная реформа – топтание на месте?
«Вчера Верховная Рада поддержала предложенный мною проект о судоустройстве и статусе судей - и были проголосованы конституционные изменения в части судебной реформы. Начинается перезагрузка судебной ветви власти... Львиную часть времени в течение последних нескольких недель я тратил на переговоры с фракциями, депутатами, убеждал и фракции и отдельных депутатов в важности голосования конституционных изменений в части правосудия», - заявил Петр Порошенко 6 июня 2016 года во время своей пресс-конференции.
В этом году, отвечая на вопрос относительно сроков конституционной реформы, глава государства с уверенностью говорил о том, что часть его обязательств по обеспечению судебной реформы уже выполнена. «Конституционные изменения, которые были проведены, они касаются неприкосновенности судей, которая была снята, политической заангажированности судей и судебной реформы с формированием нового Верховного суда и ликвидации высших специализированных судов», - подчеркнул Президент.
Впрочем, открытым остается вопрос о создании Антикоррупционного суда для рассмотрения особо резонансных коррупционных преступлений, совершенных высокопоставленными чиновниками. Приговоры и эффективная работа судебной ветви власти – это то, чего так и не ощутили украинцы за последний год. Поэтому слова Петра Порошенко относительно уверенного прогресса в судебной реформе пока звучат неубедительно.
А что с коалицией?
Конечно, формально на данный вопрос Президент вроде бы и не имел полномочий отвечать. Впрочем, самая большая фракция в парламенте, как и одноименная партия, называются «Блок Петра Порошенко». Делать вид, что ситуация вокруг отсутствия эффективной работы коалиционного большинства в парламенте является нормальной, было бы неправильно. Но Президент почти не трогал тему его взаимоотношений и отдельно с законодательной ветвью власти, и с его фракцией в частности.
А вспомнить есть что: это и недавний длительный поиск замены Игорю Грыниву на должности главы фракции БПП, и взаимоотношения с «Народным фронтом», неперсональные голосования, отсутствие нардепов в сессионном зале во время важных голосований и тому подобное. Похоже, что Петр Порошенко мог бы подробнее ответить на эти вопросы, но то ли не хватило времени, то на повестке дня были более важные темы. Стабильное функционирование парламентского большинства – важная тема для Президента. Ведь в случае возникновения любого конфликта нестабильность коалиции приведет к длительному парламентскому кризису, который может закончиться досрочными выборами. В последнее время в окружении Президента этой темы тщательно избегают, стараясь не выносить проблемные вопросы в публичную плоскость.
Новое избирательное законодательство: а воз и ныне там
Отвечая на вопрос относительно собственных достижений, Петр Порошенко пытался сформулировать несколько тезисов, почему рядовому украинцу стоило бы снова отдать голос за его кандидатуру. Впрочем, так и не прозвучал важный вопрос – когда произойдут долгожданные изменения в избирательном законодательстве. Речь о выборах в парламент. Как декларировалось командой нынешнего главы государства, должны быть внесены изменения в закон о проведении выборов по пропорциональной системе с открытыми партийными списками.
Однако в этот раз тема выборов, кроме возможности баллотирования самого Петра Порошенко на второй президентский срок, не обсуждалась. Вопросы об изменениях в избирательное законодательство или вариантах с возможными досрочными выборами в парламент из уст журналистов не прозвучали.
Процедура импичмента
Петр Порошенко в очередной раз подчеркнул необходимость отмены депутатской неприкосновенности. Глава государства также отметил, что в результате проведения конституционной реформы полномочия Президента будут несколько ограничены. Правда, не уточнил, как именно.
Однако на этот раз Президент избежал важной темы – упрощения процедуры импичмента. В статье 111 Конституции Украины механизм процедуры импичмента Президента прописан. но из-за ее несовершенства досрочно отправить главу государства в отставку – задача почти нереальная.
Ранее Петр Порошенко охотно говорил на эту тему - даже когда уже был избран на пост Президента. «Пожалуйста, готовьте закон о порядке импичмента, если такой нужен, или другие вещи по изменению Конституции, если такие нужны», - заявил он во время заседания Национального совета реформ в феврале 2015-го. Порошенко неоднократно подчеркивал, что необходимость введения реальной процедуры импичмента – своеобразный предохранитель от возможного революционного пути смены власти. Но удастся ли главе государства пойти на такой смелый шаг сейчас – вопрос, который пока остается без ответа.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»