Реформы с двойным дном: когда дорожное движение в Украине станет безопаснее?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Очередная инициатива Министерства внутренних дел в отношении гармонизации норм безопасности дорожного движения с европейскими стандартами вызвала немалое возмущение и недоверие в комментариях рядовых водителей и владельцев автотранспорта. Изменения, обнародованные скандальным заместителем министра внутренних дел по вопросам европейской интеграции Анастасией Деевой, предполагают установление сроков действительности водительских удостоверений в пределах от 5 до 15 лет. Сейчас водительские права в Украине имеют срок годности в 30 лет, а многие владельцы удостоверений вообще могут похвастаться их бессрочным действием.

В подобную конфликтную ситуацию за последние 3 года попала едва ли не каждая инициатива МВД по улучшению безопасности движения. Водители и владельцы автотранспорта традиционно не доверяют введению каких-либо дополнительных ограничений со стороны государства, которые заставляют тщательнее относиться к собственному стилю вождения транспортного средства и правилам дорожного движения.

Тем временем в МВД не спешат с решительными действиями в направлении усиления ответственности за нарушение ПДД и профилактике подобных случаев.

«Постоянный» уже во втором правительстве после Революции Достоинства министр внутренних дел Арсен Аваков сетует на нехватку денег для решительных перемен в борьбе за улучшение ситуации на дорогах. А задуматься и вправду есть над чем, ведь на украинских дорогах людей ежегодно погибает больше, чем в зоне АТО.

Так в чем заключается настоящая причина недоверия водителей к системным изменениям в отношении к безопасности движения? Ведь каждый вменяемый человек вроде бы должен быть заинтересован в сохранении жизней окружающих и близких людей, а также собственного здоровья и имущества. Все эти факторы каждый день ложатся тяжким бременем ответственности на миллионы украинских водителей любого транспортного средства.

Кино на дорогах

В конце января заместитель главы Национальной полиции Константин Бушуев анонсировал запуск системы автоматической видеофиксации правонарушений дорожного движения в течение 2017 года. Прежде всего, по словам чиновника, камерами оборудуют трассы международного и государственного значения. В Нацполиции рассчитывают и на то, что местные органы власти также присоединятся к инициативе МВД. Правда, там не уточнили, кто будет финансировать установку видеокамер для фиксации нарушений на дорогах в крупных городах.

ДТП в Украине: причины и наказания за нарушение ПДД«Слово и Дело» решило проанализировать причины ДТП в Украине и количество жертв в их результате.

В конце 2016 года министр внутренних дел Арсен Аваков объяснял длительную задержку с введением видеофиксации ПДД с недостаточным финансированием и сложностью отладки работы самой системы.

«Теоретически, мы можем начинать видеофиксацию хоть завтра, но это требует очень серьезных капиталовложений, чтобы оснастить всю территорию страны в наиболее критических точках системами видеонаблюдения и контроля ... Я думаю, что нам необходимо около 1,5 миллиардов долларов, чтобы это было квалифицировано, хорошо и на долгие-долгие годы. Но это обратная инвестиция. Так было во всей Европе. Думаю, что так будет и у нас», – сообщил министр.

И хотя подобная система фиксации различных нарушений как водителями, так и пешеходами успешно действует во многих развитых странах мира, сами украинцы считают подобное нововведение ошибочной новацией. И ссылаются на опыт прошлых лет, когда на государственном уровне уже вводилась в действие система «писем счастья». Автоматические сообщения о нарушениях обжаловались в украинских судах в 90% случаев. Законодатель вроде бы готов исправить все юридические недостатки, и украинским водителям было обещано, что система будет работать справедливо: мол, гражданам не придется платить штрафы за чужие нарушения или ошибки в системе видеофиксации.

Пока что реформа тормозится на законодательном уровне: принятый еще в 2015 году закон нуждается в доработке. Именно поэтому ни в МВД, ни в Нацполиции не спешат с введением системы автоматической видеофиксации нарушений. При этом обещают ускорить набор в Дорожную патрульную полицию, которая по образцу американских копов будет следить за порядком на дорогах. В целом в дорожную полицию планируют набрать 2600 человек, из них 600 будут работать в Киеве и области. Всего для обеспечения патрулирования дорог международного и национального значения планируют задействовать 324 патруля. Водители уже называют подобную инициативу «восстановлением ГАИ» и связывают подобные новации с возможными коррупционными рисками.

Техосмотр: право на металлолом или вопрос безопасности?

Еще одной важной новостью для водителей в рамках приближения к европейским стандартам является восстановление обязательного техосмотра для всех категорий авто. В подписанном Украиной Соглашении об ассоциации существует норма о присоединении к Директиве ЕС/40/2009. Речь идет об общем техосмотре, который в странах Евросоюза был введен с начала 2015 года на все автомобили. Кабмин должен был бы вернуть техосмотр на территории Украины не позже 1 января 2017 года. Впрочем, соответствующий законопроект до сих пор находится на доработке.

Возвращение техосмотра: цивилизованное требование ЕС или новые коррупционные вызовы?В Мининфраструктуры сообщили о намерении вернуть техосмотр для всех транспортных средств. Данная инициатива имеет простое объяснение, однако дьявол кроется в деталях.

Проблема лежит в плоскости организации самого процесса техосмотра, который был отменен в 2011 году из-за высокой коррупционной составляющей. Раньше автовладельцы для решения вопроса о соответствии транспортных средств достаточным для безопасности техническим требованиям обращались в органы внутренних дел – МРЭО и ГАИ. В конце концов, техосмотр отменили не для всех категорий автомобилей, а только для легковых. Для грузовиков, автобусов, такси, других категорий коммерческого автотранспорта техосмотр (который был переименован в «технический контроль») оставили, а сама процедура прохождения изменили, вроде уменьшив коррупционную составляющую.

Сейчас правительство вроде бы обещает сделать все, чтобы техосмотр снова не превратился в бессмысленную формальную процедуру, которая снова может стать источником коррупционных поборов. В Кабмине уже сообщили, что процедуру обязательного техосмотра введут не ранее чем в 2019 году. Техосмотр не будут проходить новые автомобили первые 4 года эксплуатации, а для остальных транспортных средств эту процедуру введут раз в 2 года. К тому же, проведением техосмотра будут заниматься частные СТО с соответствующей лицензией от государства. То есть сами чиновники будут участвовать в техосмотре лишь косвенно.

Впрочем, и в данном вопросе среди водителей нет уверенности: мол, как бы там не было, но коррупция найдет, где себя проявить, несмотря на все возможные предохранители. С другой стороны, техническое состояние авто – это залог безопасности для всех участников дорожного движения, а не только конкретного владельца транспортного средства.

Со сроком годности...

Последнее заявление замминистра внутренних дел Анастасии Деевой окончательно возмутило большинство владельцев водительских удостоверений. По словам чиновницы, речь идет о выполнении директивы Евросоюза 2006/126/ЕС о водительских правах, в соответствии с которой будут внесены изменения в закон «О дорожном движении».

Полицейский всегда прав: чем обернется расширение прав полиции для украинцев?Директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ объяснил, какими могут быть последствия расширения прав полиции.

«По требованиям Директивы, нормами должны быть установлены новые сроки от 5 до 15 лет в зависимости от категории транспорта с целью периодической проверки соответствия здоровья водителей установленным медицинским и психофизическим требованиям», – говорится в сообщении Деевой на ее странице в Facebook.

Среди прочего, директивой предусматривается нормирование возраста для допуска к управлению определенными категориями транспортных средств, гармонизация категорий и подкатегорий транспортных средств и внедрение микрочипа как составной части удостоверения водителя.

И хотя на самом деле речь идет о более тщательном отношении к состоянию здоровья и квалификации водителей грузовиков, пассажирских автобусов и т. п., слова замминистра были расценены как очередная акция со стороны государства для регулярных поборов всех автомобилистов. На самом же деле, для большинства водителей легковых автомобилей (категория «В») устанавливается вполне приемлемый срок действия их водительских удостоверений в 15 лет вместо действующих 30.

В очередной раз дискуссия относительно «сроков годности» водительских удостоверений обусловила и необходимость решения вопроса с самой процедурой их получения. Речь идет о необходимости изменений в правилах сдачи экзамена будущих водителей, усилении ответственности автошкол и инструкторов, введении видеофиксации теоретической и практической части экзаменов на получение права вождения транспортным средством. Насколько готовы как чиновники, так и рядовые водители к таким нововведениям?

Действительно, ключевым в вопросе действенности любых новаций в усилении ответственности за безопасность движения на дорогах в очередной раз стало отсутствие доверия и достаточной коммуникации между гражданами и властью. Любые коррупционные риски можно преодолеть, если между всеми сторонами, заинтересованными в улучшении ситуации с безопасностью на дорогах, будет ощущаться движение навстречу друг другу. Пока что все происходит с точностью наоборот, а хаос на дорогах процветает.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: