За последние полгода в социальных сетях увеличилось количество гневных сообщений автовладельцев и водителей, в которых они указывают на пренебрежение правилами дорожного движения и бездействие патрульной полиции в отношении нарушителей.
Да, действительно: чуть ли не каждый житель столицы испытывал ощущение «гонки без правил», которое возникает всякий раз, когда решаешься стать участником дорожного движения в Киеве. И не важно, находишься ли ты за рулем своего автомобиля, предпочитаешь ли поездку на мотоцикле, считаешь себя умелым велосипедистом, или просто стал пассажиром маршрутки или такси. Все попытки передвигаться наземным транспортом по дорогам Украины могут закончиться потерей здоровья или даже жизни. Без преувеличения: ежегодно именно ДТП является причиной смерти нескольких тысяч украинцев, а счет травмированных идет на десятки тысяч.
Красноречивым свидетельством подобной тенденции являются и официальные данные, которые регулярно обновляются на сайте Управления безопасности дорожного движения. Так, в Киеве количество ДТП побило все рекорды среди других населенных пунктов Украины: в период с января по май 2016 года была официально зафиксирована общая цифра в 16 885 случаев. Это на 20,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом, количество дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2015 годом во всех регионах увеличилось на 19,9%, что свидетельствует о том, что ситуация с дорожным движением несет настоящую опасность для всех его участников.
Без уважения к ПДД
Всего в ДТП за 5 месяцев 2016 года по всей Украине погибло 1167 человек, еще 12394 – травмированы. К слову, последних уже на 30,8% больше, чем за аналогичный период 2015 года. В Национальной полиции отмечают 3 главные причины увеличения количества ДТП: игнорирование и несоблюдение правил дорожного движения всеми его участниками, низкая культура вождения, состояние дорожного покрытия, недостаточная профилактическая работа и отсутствие адекватного наказания для нарушителей. Именно низкий размер штрафов и недостаточный уровень фиксации нарушений являются двумя главными причинами ощущения безнаказанности для водителей.
Побороть эти проблемы должна система автоматической фотофиксации нарушителей, решение о введении которой парламент принял еще в июле прошлого года, приняв закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения».
Закон вводит автоматическую фиксацию нарушений правил дорожного движения в Украине специальными средствами фото- и видеосъемки, после чего данные доказательства направляются автовладельцу (потенциальному нарушителю) по адресу проживания. Также документ предусматривает общее уменьшение размеров штрафов, вводит систему начисления штрафных баллов и запрещает изымать водительские удостоверения без решения суда. Таким образом, по замыслу законодателя, данный закон должен серьезно повлиять на водителей с целью наведения порядка на дорогах. Ведь автоматическая фото- и видеосъемка предусматривает фиксацию семи самых распространенных нарушений ПДД: превышение скорости движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил остановки и стоянки, нарушение запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, нарушения правил движения по полосам общественного транспорта, нарушение правил движения через железнодорожные переезды и выезд на полосу встречного движения.
Система должна была заработать с 7 ноября прошлого года, когда вступили в силу соответствующие изменения в Кодекс об административных нарушениях, которые и узаконивают автофиксацию нарушений. Впрочем, нововведение еще не заработало: ситуация затормозилась на уровне Кабмина, который должен разработать соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты. Они создадут определенный алгоритм работы системы автоматической фиксации нарушений. Дополнительно, уже традиционно на пути быстрого внедрения системы стала и хроническая нехватка денег на местном уровне и необходимость проведения тендерных закупок необходимого оборудования.
Так, в Киеве уже опровергли оптимистичные планы с началом полноценной работы системы автоматической фиксации нарушений, анонсированной с 1 июля. По словам заместителя председателя Национальной полиции Константина Бушуева, полноценно система может заработать до конца 2016 года, а пока камеры будут фиксировать нарушения в тестовом режиме. Это означает, что водители и владельцы автотранспорта, нарушившие ПДД в столице, уже в следующем месяце могут получить так называемые «письма счастья».
О запуске пока пилотного проекта видеофиксации нарушений на дорогах столицы недавно подтвердила и глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе. Так, по ее словам, устанавливать камеры начнут с июля в Киеве, а по всей Украине этот процесс продлится как минимум до второй половины 2017 года.
Штрафы решают все?
Постановление Кабмина об определении процедуры оценки соответствия измерительных устройств для дистанционного измерения скорости движения транспортных средств вступит в силу 4 сентября 2016 года. А до того, отмечают юристы, никаких правовых последствий для автомобилистов сообщения о фото- или видеофиксации совершенных ими нарушений нести не будут.
Правда, даже после полноценного запуска системы судебной волокиты не избежать. Водители и автовладельцы будут массово опротестовывать данные, присланные с камер фиксации нарушений. Так, ввести подобную систему в Украине уже пытались в 2008-2009 годах. Тогда Конституционный суд вынес решение о том, что законодательство о работе автоматической фиксации нарушений не отвечает нормам Основного закона. Юристы считают, что Верховная Рада так и не избавилась от законодательных рисков, предложив ту же схему работы автоматической фиксации нарушений.
По мнению экспертов, у системы есть ряд недостатков, которые стоило бы решить еще до начала ее запуска. Прежде всего, это касается номерных знаков авто, владельцы которых сейчас и до сих пор зарегистрированы в населенных пунктах временно оккупированных территории Луганской и Донецкой областей, а также в аннексированном Крыму. Куда будут приходить и кто будет получать сообщения о нарушениях - неизвестно. И означает ли такое положение вещей, что нарушитель ПДД в таком случае уйдет от административной ответственности?
Еще один существенный вопрос – роль патрульной полиции в предупреждении и профилактике нарушений. Ведь введение в действие системы не решит существующих проблем с нарушителями: камеры будут установлены не везде, а недобросовестные водители при желании умышленно совершить нарушение ПДД могут прибегнуть к различным ухищрениям - изменить автомобильные номера, заклеить их или осуществить другие маскировочные действия, чтобы не позволить камерам распознать лицо водителя. Таким образом, даже после введения автоматической фиксации нарушений, патрульная полиция должна только усилить контроль над соблюдением правил дорожного движения.
Например, камера может зафиксировать нарушение, но не установит, был ли водитель пьян. На самом деле, народные депутаты значительно усилили ответственность граждан за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому вся необходимая нормативно-правовая база для наказания подобных нарушителей у полицейских уже есть.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»