Ответственность для всех: о чем говорится в новых изменениях к ПДД?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Ежемесячно Департамент по управлению безопасности дорожного движения фиксирует неутешительную статистику увеличения количества ДТП по всей Украине. Особенно заметна данная тенденция в крупных городах: безусловным антилидером рейтинга является столица, где в нынешнем году зафиксировано почти 35 тысяч различных аварий. В целом же, общее количество дорожно-транспортных происшествий за 10 месяцев 2016 года составило более 122 тысяч случаев. При этом более 21 тысячи человек пострадали, а 2603 – погибли.

Исправлять ситуацию на законодательном уровне взялись народные депутаты. Еще в прошлом году был внесен ряд изменений, которые должны значительно ужесточить ответственность водителей на дорогах. Кроме того, были увеличены штрафы за вождение в нетрезвом состоянии. Впрочем, на практике такие нововведения не заработали. Полиция не справляется с количеством нарушителей на дорогах, а эффективная замена ликвидированной Госавтоинспекции до сих пор не создана.

Видеофиксация нарушений? Нет, не слышали...

На помощь Нацполиции должна прийти долгожданная система автоматической видеофиксации нарушений ПДД. По замыслу, сеть камер видеонаблюдения за дорожным движением должна больно ударить рублем: штрафы с фотодоказательствами нарушений должны были бы приходить на адрес нарушителей правил дорожного движения, без привлечения «копов» к составлению протоколов. Такое нововведение, теоретически, могло бы дисциплинировать водителей, которые нарушают ПДД.

Киевские власти будут штрафовать нарушителей ПДД через видеокамерыБлагодаря видеокамерам, водители, которые будут выезжать на выделенную полосу движения будут получать штрафы автоматически.

Впрочем, система так и не заработала. Официальная причина – из-за нехватки средств. Так, министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что введение видеофиксации нарушений на украинских дорогах ориентировочно будет стоить 1,5 миллиарда долларов. Пока таких средств нет, поэтому намерения полноценно запустить данную систему уже в 2017 году так и не станут реальностью. Для начала полноценной работы системы видеонаблюдения нужно минимум 6 тысяч приборов. По мнению министра, ускорить решение в данной ситуации могли бы средства инвесторов.

Правда, есть еще одна причина, по которой систему видеофиксации не могут запустить. И она лежит не в технической плоскости, а сугубо в юридической. До сих пор остается нерешенным вопрос, насколько правомерными будут «письма счастья». На данном этапе законодатели внесли изменения, в которых говорится о том, что штрафы должны платить именно водители, а не владельцы транспортных средств. Как реализовать данную норму на практике? Вопрос остается открытым.

Вот и получается, что из-за вакуума эффективных механизмов контроля над правопорядком во время дорожного движения действует такой себе «правовые обычай»: кто ловче – того и правила.

Ответственность пешеходов

В связи с нововведениями в ПДД, для водителей будет действовать система штрафных баллов. Каждый водитель будет иметь лимит в 150 баллов на год, которыми он может оплатить за нарушения. Для понимания, превышение допустимой скорости на 20 км/ч будет «стоить» водителю 20 баллов или 255 гривен штрафа. Проезд на красный свет – 30 баллов (425 гривен штрафа), нарушение правил стоянки и остановки, которые мешают движению, – 50 баллов (510 гривен штрафа).

При этом водителям дается возможность погасить штрафы при помощи платежных терминалов прямо на месте совершения правонарушения. Будут поощрять водителей и системой «скидок»: в случае погашения штрафа до 5 дней можно оплатить только половину его стоимости. Если водитель не уплатил штраф в течение 30 суток, погашать его придется в двойном размере.

Законопроект №5184 «О дорожном движении и его безопасности», подготовленный коллективом авторов и внесенный народным депутатом Григорием Шверком (фракция БПП), готовит целый ряд нововведений и для усиления ответственности пешеходов. К слову, водители уже давно считают целесообразным ввести жесткую административную ответственность и для других участников движения – велосипедистов и пешеходов, которые злостно нарушают ПДД. Более чем красноречивым является недавний случай, когда отец с 6-летним сыном в Киеве пытались пересечь 6-рядный проспект Ватутина, где даже установлен отбойник. В результате мужчину с ребенком сбило авто: отец умер на месте, его сын – в реанимации в крайне тяжелом состоянии.

ДТП в Украине: причины и наказания за нарушение ПДД«Слово и Дело» решило проанализировать причины ДТП в Украине и количество жертв в их результате.

Так, пешеходов обяжут более жестко соблюдать правила перехода дорог, смогут штрафовать за невнимательность при пересечении «зебры». Например, вносится предложение штрафовать пешеходов за пересечение дороги в неустановленном месте, переходе в наушниках или во время разговора по телефону – авторы законопроекта справедливо отмечают, что эти факторы существенно влияют на внимательность человека, а значит, и на других участников движения. Велосипедистам из-за нехватки дорожек могут разрешить двигаться по полосам для общественного транспорта, но при этом им придется придерживаться тех же правил, что и водители. К тому же, вводится и ответственность за управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения.

Кнут или пряник?

В случае принятия законопроекта №5184 всех участников движения ожидают существенные изменения в соблюдении правил дорожного движения. При этом предлагается комплексный подход для улучшения ситуации с безопасностью на дорогах. Прежде всего, речь идет о ряде «профилактических» мер, о которых не говорят в контексте усиления ответственности за нарушение ПДД. Это, по замыслу законодателей, более глубокие проблемы, которые не учитываются в анализе причин ухудшения ситуации на дорогах.

Так, в законопроекте предлагается вернуться к практике прохождения обязательных медосмотров водителей и техосмотров транспортных средств, изменить сами принципы обучения будущих водителей и ужесточить проверку их готовности к безопасному управлению. Среди интересных нововведений – обязать водителей «переобувать» свои авто. В самих правилах дорожного движения планируется внести ряд дополнительных изменений, например, ввести понятие «агрессивное управление».

Законодатели также акцентируют на необходимости создания централизованного органа, который будет отвечать за дорожную безопасность, – Национальное бюро безопасности дорожного движения.

Безусловно, новые правила могут вызвать недовольство и дискуссию в обществе. Однако на этот раз украинцам предлагается не просто повысить штрафы, чтобы принудить к соблюдению правопорядка. Речь идет еще и о повышении ответственности для всех участников дорожного движения, о чем раньше принято было не упоминать. Пока что законопроект находится на рассмотрении в парламентском комитете по вопросам транспорта. Известно лишь то, что денег на создание новой структуры, которая будет заниматься контролем за соблюдением безопасности движения, на данный момент не предусмотрено.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.