Президентский экватор: достижения и неудачи Петра Порошенко

Александр Радчукполитолог

Вчера миновала половина первого президентского срока Петра Порошенко. Политический «экватор», как правило, подсчитывают со дня вступления в полномочия: инаугурация пятого Президента Украины состоялась 7 июня 2014 года.

Петр Порошенко был избран Главой государства в один из самых драматических моментов в новейшей истории Украины. Сколько бы времени эксперты не повторяли тезис о тщательной подготовке и успешно спланированной президентской кампании Порошенко, факт остается фактом: Петра Алексеевича избрали в первом туре голосования более половины (54,7%) граждан, которые приняли участие в досрочных выборах.

Проблемы, с которыми столкнулся Петр Порошенко на посту президента как во внутренней, так и во внешней политике Украины, поражают своими масштабами. После 2,5 лет президентства нынешнего Главу государства есть за что покритиковать. И, к сожалению, критики появляется все больше. Нужно отдать должное: и как Президент, и как политик Порошенко держит удар по всем фронтам, и пока реальных конкурентов на политическом небосклоне у него немного.

Впрочем, отсутствие результатов задекларированных программных целей и усиление политической конкуренции в последующей борьбе за пост президента, безусловно, приведут к необходимости пересматривать и корректировать свою позицию. Так с каких позиций Петр Порошенко стартует во вторую половину своего срока?

Рейтинговые качели

Социологические исследования последних месяцев свидетельствует о существенной потере рейтингов Петра Порошенко по сравнениюс началом 2016 года. Уровень его поддержки, по разным данным, колеблется в пределах от 8 до 12% среди опрошенных респондентов, которые бы могли принять участие в выборах президента.

Порошенко подал е-декларациюПрезидент Украины Петр Порошенко внес свою электронную декларацию в Единый госреестр за два часа до окончания отведенного на это времени.

Так, данные Социологической группы «Рейтинг» по состоянию на 29 ноября фиксируют уровень поддержки Порошенко на отметке 9,5%. Своему ближайшему оппоненту – лидеру партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко – он уступает на 1%. В гипотетическом втором туре Порошенко бы проиграл Тимошенко с результатом 16% против 27%.

Опрос Центра социальных исследований «София» от 23 ноября зафиксировал уровень поддержки Петра Порошенко на отметке 10,1%. Результаты опроса Центра Разумкова от 22 ноября дают действующему Президенту лидирующие позиции – 12,1%. Самый низкий процент поддержки Порошенко, согласно исследованию от 22 ноября, зафиксировали в КМИС – лишь 8,7% среди опрошенных респондентов.

По данным социологов, больше всего рейтинг Петра Порошенко упал в период с декабря 2015-го по май 2016 года – почти вдвое. По данным опроса Социологической группы «Рейтинг», еще в конце 2015 года действующего Президента поддерживали около 23% опрошенных граждан, тогда как уже в мае этого – 11%. И это при том, что почти весь 2015 год Петр Алексеевич сохранял безусловное лидерство среди всех возможных конкурентов: опрос в течение года показали средний уровень его поддержки на уровне 22%.

Пан или пропал?

Безусловно, один из главных факторов постепенной потери доверия граждан к задекларированным программным целям и зафиксированным обещаниям Петра Порошенко является неудовлетворительный уровень их выполнения. По данным веб-портала «Слово и дело», уровень ответственности политика по итогам выполнения своих обещаний составляет 45%. Еще 24% своих обещаний Президент не выполнил, а 31% – находятся в процессе выполнения.

Вопрос ратификации ассоциации с ЕС может решиться на саммите в декабре – ПорошенкоПрезидент Украины Петр Порошенко рассчитывает, что вопрос ратификации Соглашения об ассоциации с Евросоюзом будет рассмотрен на саммите ЕС в декабре.

С какими из наиболее ожидаемых реформ Президент пока что не справился? Какие обещания не выполнил?

Топ-рейтинг возглавляет обещание по предоставлению Украине безвизового режима. В данном вопросе Петр Порошенко попал в собственную же ловушку: он многократно обещал «безвиз» в конкретные сроки, которых ни разу так и не удалось сдержать. Впрочем, сам Президент не теряет оптимизма в данном вопросе и с присущей ему уверенностью и в дальнейшем прогнозирует получение Украиной безвизового режима с ЕС уже в ближайшие месяцы. Следует справедливо заметить, что сейчас данный вопрос полностью зависит от решений руководящих органов Евросоюза и парламентов государств-членов ЕС.

«В Украине должны восторжествовать принципы правового государства и справедливости. Эти принципы требуют наличия прозрачной и непротиворечивой законодательной базы, доступного, справедливого, беспристрастного и состязательного судопроизводства, неотвратимости наказания за преступление, гарантий соблюдения основных прав человека, ограничение вмешательства государства в частную и общественную жизнь», – говорится в третьем разделе избирательной программы «Жить по-новому» Петра Порошенко.

К сожалению, в целом утверждать, что Украина получила честные и независимые суды, было бы крайне наивно.

Еще одна существенная брешь, которая давит на политические рейтинги Петра Порошенко, касается решения конфликта на Донбассе и возвращения Крыма. Эти обещания также были задекларированы в его программе, однако пока что возвращение Крыма в состав Украины выглядит как крайне трудная задача, а благодаря Минским соглашениям на востоке Украины удалось получить замороженный конфликт. Пока что победой украинской дипломатии и действенным фактором против недружественных намерений России можно назвать сохранение санкций со стороны западных стран.

Кратко можно перечислить и другие невыполненные обещания Президента, зафиксированные в его программе. Это отсутствие кардинальных изменений в налоговой политике государства (количество налогов сокращено, ставка ЕСВ снижена, но нагрузка до сих пор высокая), низкая результативность в борьбе с коррупцией, отсутствие изменений в избирательном законодательстве, закона об оппозиции, изменений в составе ЦИК, проваленный процесс люстрации.

В то же время стоит отметить и достижения Президента. Прежде всего, был запущен процесс децентрализации, выполнено обещание по проведению двухтуровых выборов мэров больших городов, восстановлена обороноспособность страны, значительные усилия отводятся на реформирование армии, были созданы антикоррупционные органы, запущен механизм электронного декларирования, сделан ряд шагов по энергетической независимости Украины, обеспечен доступ украинской продукции на мировые рынки, запущен процесс декоммунизации. Конечно, все эти достижения можно было бы приписать и правительству, и парламенту, впрочем, именно благодаря политической воле Президента данные процессы удалось хотя бы запустить.

В плену скандалов

Двумя самыми проблемными зонами, которые являются корнями критики за последние 2,5 года в деятельности Президента, являются его бывшая бизнес-деятельность и окружение.

Онищенко и чемодан компромата на Порошенко: США давно держат на крючке всю нашу элитуПолитический эксперт проанализировал громкие заявления депутата-беглеца Александра Онищенко и обвинения в адрес Петра Порошенко.

И если ошибки в кадровой политике можно объяснить нехваткой людей в команде, то вопросов относительно бывшего бизнеса Петра Порошенко всплывает все больше. Это и «оффшорный скандал» и продолжение работы Липецкой кондитерской фабрики в РФ, и передача крупнейшего актива, корпорации «Рошен», в слепой траст. Вся бывшая бизнес-активность президента в той или иной степени влияет на его рейтинги, ведь в большинстве своем украинцы не верят в возможность делать большой бизнес в нашей стране без дополнительного властного влияния.

Все чаще преследуют Президента и скандалы, связанные с его окружением. Последнее громкое дело, которое уже наделало шума, – так называемые «пленки Онищенко», где опальный олигарх якобы доказывает покупку голосов нардепов в парламенте для нужд Банковой и непосредственное участие Президента в этих событиях. Раньше чаще всего в политических скандалах вокруг Главы государства фигурировало в основном его близкое окружение.

Что касается кадровой политики, то Петр Алексеевич иногда напоминает своего бывшего соратника – третьего президента Виктора Ющенко. Правда, «источниками» кадровых назначений являются не только дружеские или родственные связи. Петр Порошенко на ответственные должности назначает людей, которым лично доверяет: как правило, это люди, с которыми он имел общие бизнес-интересы (например, экс-глава Администрации Президента Борис Ложкин, министр информационной политики Юрий Стець, первый заместитель главы фракции БПП Игорь Кононенко) или прошел определенный длительный период политического сотрудничества (например, нынешний генпрокурор Юрий Луценко).

Второй срок или «потерять все»?

Основным недостатком в системной деятельности Президента, как свидетельствуют события последних лет, является отсутствие действительно сплоченной идеологической команды как в парламенте, так и в его Администрации. На самом деле, возвращаясь к примеру с Виктором Ющенко, БПП сейчас идет тем же путем, каким прежде шел НУНС. Оба политика не смогли построить действительно идеологическую политическую силу, которая бы стала «кузницей кадров» для внедрения их политического курса.

За год число боеспособных частей ВСУ выросло на 20% – ПорошенкоВсего в 2016 году было проведено более 500 учений армии на территории Украины и за ее пределами, раскрыл информацию Минобороны Глава государства.

Политическая партия «Наша Украина», блок НСНУ и НУНС во всех форматах были конгломератом разрозненных команд, которые сначала объединились, чтобы совместными усилиями попасть в Верховную Раду, а затем стали источником постоянных политических внутрипартийных состязаний и разнообразных неурядиц для Ющенко. В свое время близкий к нему экс-глава Секретариата Президента Виктор Балога пытался создать технократическую пропрезидентскую политическую партию «Единый центр», однако Виктор Ющенко так и не смог покинуть свое «детище» – «Нашу Украину». Сейчас в команде БПП и ее фракции в парламенте происходят те же тенденции: голосование вопреки позиции фракции, постоянные скандалы, слишком разношерстная по своим взглядам команда. Фактически, рейтинги самого БПП держатся на личном рейтинге Президента, партия не имеет мощной идеологической команды и действенных ячеек.

Поэтому пока что единственный метод осуществлять преобразования в государстве – углублять свое политическое влияние на все ветви власти. В ближайшие 2 года мы можем стать свидетелями усиления воздействий пропрезидентской команды, что явно не будет способствовать демократическим преобразованиям в государстве. Кроме того, как показывает практика, изменения и реформы в Украине – явно не основная мотивация подобного скопления полномочий. Петру Порошенко придется сделать непростой выбор: либо стать арбитром в пользу демократических процессов (с крайне неизвестными последствиями развития подобного сценария), либо зафиксировать власть в своих руках, избавиться от пагубных влияний политических соратников и осуществить запланированные реформы. Что автоматически приведет к потере рейтинга и лишит шансов в походе на второй президентский срок.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...