Последняя неделя ознаменовалась оживлением сотрудничества между Украиной и Молдовой в направлении решения проблемы с самопровозглашенной «Приднестровской Молдавской республикой» («ПМР»). Прежде всего, речь идет о российском «миротворческом» контингенте, благодаря которому до сих пор и держится так называемая власть непризнанной республики. Украина, которая пытается вернуть потерянные территории Донбасса и Крыма из-за агрессии Российской Федерации, наименее заинтересована в существовании еще одного вражеского вооруженного формирования на юго-западном направлении. В частности, фактор Приднестровья тяготеет над южными регионами Украины и является дополнительным источником подпитки для возможных сепаратистских выступлений.
Интерес Молдовы решить проблему Приднестровья еще более понятен. Для молдаван возникновение сепаратистского образования на территории собственного государства является дестабилизирующим фактором еще с 1990 года. Кажется, именно общий негативный опыт побуждает два государства искать новые дополнительные методы давления на «ПМР».
В объятиях удава
В начале этой недели стало известно о том, что министры обороны Украины и Молдовы Степан Полторак и Анатол Шалару в ходе совещания в Одессе приняли совместное решение о возможности предоставления «зеленого коридора» для эвакуации российских войск и вооружения, размещенного в селе Кобасна в непризнанном Приднестровье.
Именно в этом селе находится один из крупнейших складов боеприпасов (около 10 тысяч тонн), «законсервированной» техники и вооружения еще со времен СССР. По мнению руководителей обоих оборонных ведомств, российские войска, охраняющие эти склады, должны не просто эвакуироваться оттуда, но и вывезти все это вооружение. Состав вооружений, как и сам «миротворческий» контингент российских войск, согласно общей позиции двух министров обороны, представляют значительную военную и техногенную опасность как для жителей Молдовы, так и Украины. «Вместе с украинским коллегой мы обсудили вопрос создания специального коридора для российских военных, которые находятся в приднестровском регионе, а также для боеприпасов, которые находятся на хранении в селе Кобасна. Молдавское военное ведомство было официально проинформировано о том, что украинская сторона готова подготовить специальный коридор для вывода российских войск и вооружения», – отметил Шалару.
Со стороны Украины соответствующий «зеленый коридор» для эвакуации российских военных и вооружения готовы обеспечить до границы с РФ. Стороны договорились, что обратятся за помощью к ООН и ОБСЕ, чтобы эти международные организации поспособствовали данному процессу как на уровне наблюдателей, так и с целью повлиять на позицию России в данном вопросе.
Торпедирование ситуации в Приднестровье сразу со стороны двух государств являются серьезным вызовом как для мирового сообщества, так и конкретно для России. Последней становится все труднее финансировать регион и обеспечивать ротацию своих военных в непризнанной республике.
Осторожная позиция «ПМР»
Руководители так называемой «ПМР» оказались в крайне неудобной ситуации. Уже больше 2 лет там ожидают положительного решения Госдумы о разработке специального закона, который бы позволил имплементировать решение непризнанного референдума, проведенного еще в 2006 году, о присоединении в состав РФ. Пока российские власти не идут на этот шаг, ограничившись финансированием и военным присутствием «миротворческого контингента».
К слову, еще в апреле 2016 года в Кремле заявили о том, что не могут вывести своих военных из-за того, что в Украине продолжается вооруженный конфликт. Именно это, по мнению российских властей, является основным фактором, который мешает выполнить свои обязательства многолетней давности перед мировым сообществом и международными организациями. Ведь что мешало сделать это раньше? Россия проигнорировала взятые на себя обязательства по итоговым документам Стамбульского совещания ОБСЕ 1999 года, согласно которым Кремль должен был еще до 2001 года обеспечить вывод своих войск с территории «ПМР».
В самой «ПМР» жестко отреагировали на предложение Киева и Кишинева создать «зеленый коридор» и способствовать выводу войск «миротворческого контингента». «Мы считаем, что пока нет окончательного политического решения по урегулированию конфликта, нет смысла и в выведении российской группы войск, потому что это обострит ситуацию и может привести к возобновлению кровопролития», – отреагировал «президент» непризнанного Приднестровья Евгений Шевчук.
Еще одна идея, которая все активнее звучит со стороны Молдовы, – заменить «миротворческую» миссию на наблюдательную гражданскую – также не находит поддержки среди лидеров «ПМР».
В общем, «власти» Приднестровья в последнее время пытаются всячески демонстрировать лояльность как к молдавскому, так и украинскому руководству. Скорее всего, это «самодеятельность» местных политиков, которая не является прямым указанием кураторов из Кремля. Например, недавно в одном из своих интервью «министр иностранных дел» «ПМР» Виталий Игнатьев заявил о том, что «власти» Приднестровья не признают независимыми территории «ЛНР» и «ДНР» по причине того, что считают приоритетным сохранение хороших отношений с Украиной. «Мы не ухудшали отношения с украинской стороной. Нам никто не ставил предпосылок, чтобы мы давали какие-то дополнительные сигналы, делали заявления. Приднестровье не артикулирует каких-то там позиций и так далее в контексте этого конфликта (на Донбассе – Ред.)», - отметил Игнатьев.
В полублокадном режиме
Сколько сейчас на самом деле российских военных на территории «ПМР», объективно сказать трудно. Прежде всего, речь идет об официально размещенных 1500 военных. По предварительным оценкам украинской разведки, в период 2014-2015 годов России удалось различными путями «перебросить» в «ПМР» еще около 4-5 тысяч солдат. Таким образом, группировка россиян может составить не меньше 6-7 тысяч вооруженных военных, которые могут в любой момент открыть дополнительный «южный» фронт для нападения на территорию Украины.
Задание для усиления присутствия в «ПМР» и ротации своих военных значительно осложнилась в мае 2015 года, когда народные депутаты в Верховной Раде среди прочего денонсировали соглашение между правительствами Украины и России о транзите по территории Украины российских воинских формирований, которые временно находятся на территории Молдовы. С тех пор России стало особенно трудно осуществлять ротацию своих военных на территории «ПМР». Это возможно осуществить только неофициальным способом, используя авиасообщение через Беларусь. И это при том, что уже в Кишиневе российских солдат, которые прибывают в аэропорт, могут ожидать дополнительные неприятности. Кроме того, стало почти невозможно поставлять дополнительное оборудование, запчасти для военной техники. Таким образом, удерживать свой «миротворческий» контингент в боевом состоянии Кремлю становится все труднее.
Но это не мешает России демонстрировать пренебрежение и бряцать оружием. Пока что никакой официальной реакции со стороны российских политиков на заявления министров обороны Молдовы и Украины не было. Однако более красноречивым является поведение российских военных на территории непризнанной «ПМР»: недавно там вновь продолжились военные учения с участием «миротворцев». Официальный Кишинев в очередной раз выразил свое возмущение и обратился к российской стороне с требованием вывести свои войска согласно взятым на себя обязательствам. «Министерство иностранных дел и европейской интеграции вновь выражает недоумение и возмущение в связи с незаконными военными действиями российских войск в Молдове», – отметили молдавские дипломаты.
Украинские военные эксперты считают, что при желании России вывести свои войска из «ПМР» не станет сложной задачей. Больше внимания, денег и времени нужно будет выделить для вывоза складов с боеприпасами и оружием из села Кобасна. Конечно, нужно учитывать то, что после попадания на территорию РФ все оружие и припасы могут пригодиться Кремлю именно в конфликте на Донбассе. Поэтому пока что идея с транспортировкой российских боеприпасов транзитом через территорию Украины может встретить значительное сопротивление со стороны украинских граждан. Правда, шансы на то, что Россия пойдет на такой шаг, слишком мизерные. Ведь после демилитаризации Приднестровья обеспечивать сепаратистские настроения в этом регионе будет крайне трудно.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»