Менее, чем через две недели до конечной даты подачи электронных деклараций украинские чиновники вновь пытаются если не избежать, то перенести конечные сроки подачи своей финансовой отчетности. События последних недель свидетельствуют о попытках на высшем уровне договориться с представителями ЕС о необходимости внесения изменений в закон об электронном декларировании. Мол, нынешний закон может подвергнуть опасности чиновников, депутатов и судей, ведь, в случае его подачи, с данными имущественного положения чиновников могут ознакомиться все желающие, в том числе и грабители.
Остается только придумать повод для того, чтобы отсрочить процесс подачи деклараций. Для этого используются все возможные методы: от переговоров до демонстрации недостатков системы е-декларирования и откровенного саботажа чиновниками предоставления деклараций.
Заложники е-деклараций
Чиновники и вправду не спешат декларировать свои доходы. За 10 дней до конечной даты подачи деклараций данные о своем имущественном положении обнародовали около 12 тысяч чиновников. Это не более одной пятой части от запланированного объема первого этапа е-декларирования (в нем должны принять участие около 50 тысяч чиновников): именно оно должно было стать сигнальным для чиновников, депутатов и судей всех уровней, а также продемонстрировать западным партнерам готовность украинской властной верхушки к решительным изменениям.
Впрочем, наибольшую неуверенность вызывают именно действия первых лиц государства. Сейчас свое состояние не задекларировали ни Президент, ни премьер-министр, ни глава Верховной Рады, ни генпрокурор, ни глава СБУ. Фактически такой пример является красноречивым свидетельством существования своеобразной инструкций для остальных чиновников.
Заложниками этой истории могут стать все граждане Украины, которых отечественные политики так щедро кормили обещаниями по предоставлению безвизового режима со странами ЕС уже до конца этого года. Действительно, решение о безвизе уже вроде бы есть, но в Евросоюзе настаивают на соблюдении сроков подачи электронной декларации именно чиновниками. Особенно, когда речь идет о первых лицах государства.
На фоне закулисных интриг с е-декларированием в ЕС также решили дать четкий сигнал украинской власти. Это свидетельствует о том, что европейские чиновники тщательно следят за действиями украинских коллег. Так, на прошлой неделе стало известно, что вопрос утверждения безвизового режима Украина-ЕС не был внесен в повестку дня предстоящей сессии Европарламента, которая состоится в Страсбурге 24-27 октября. Правда, эксперты объясняют такой шаг ЕС необходимостью утверждения механизма приостановления безвизового режима, который разрабатывается еврочиновниками.
Депутатские фобии
Кроме того, что запуск электронного декларирования сопровождался многочисленными скандалами, за последние полтора месяца нардепы уже трижды пытались внести поправки, чтобы изменить само законодательство в данном вопросе. Сначала соответствующий законопроект зарегистрировала нардеп Татьяна Донец. После скандала с покупкой квартиры Сергеем Лещенко еще один документ – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений о предотвращении коррупции» внес на рассмотрение его коллега и соратник - Мустафа Найем. Правки предусматривали изменения в определении понятия «близкие лица», что предполагало и изменение подачи данных в декларации чиновника или нардепа.
После громкого скандала, получившего широкую огласку в соцсетях, Найем отозвал свой законопроект. Однако в тот же день на сайте Верховной Рады появился еще один документ, который предусматривал внесение даже более существенных поправок в ходе электронного декларирования. Автором изменений выступил глава фракции «БПП» и близкий соратник Президента Игорь Грынив.
Главная цель законопроекта, по замыслу автора, состояла в том, чтобы защитить обнародованные в электронных декларациях финансовые данные народных избранников и чиновников от злоумышленников. Сами нардепы также не раз говорили о серьезных недостатках системы. А внефракционный Остап Еднак сообщил о несанкционированном вмешательстве в его декларацию, после которого исчезли некоторые данные.
Критика процесса е-декларирования прозвучала и на заседании правительства. Так,Владимир Гройсман (несмотря на то, что сам до сих пор не подал декларацию) раскритиковал коллег-министров из-за затягивания с заполнением деклараций, однако на том же заседании дал поручение министру юстиции Павлу Петренко провести совместно с НАБУ, НАПК и Генпрокураторой совещание, чтобы урегулировать все юридические коллизии, возникшие после запуска системы электронного декларирования.
Спасет ли очередной перенос сроков?
Ответ Национального агентства по предотвращению коррупции поступил незамедлительно. Уже на этой неделе там должны утвердить и передать на регистрацию в Минюст изменения в форме электронной декларации доходов чиновников.
Кроме того, по информации общественных активистов, именно сегодня НАПК намерено объявить об еще одном существенном обстоятельстве: в Агентстве попытаются перенести сроки подачи деклараций чиновниками до конца 2016 года. То есть в НАПК непублично признают саботаж чиновников, депутатов и судей в вопросе заполнения деклараций и ищут оптимального решения данного вопроса. К тому же, Агентство рискует стать соучастником преступных действий, ведь отсутствие заполненной декларации определенного чиновника, согласно действующему закону, влечет за собой ответственность.
С одной стороны, срыв сроков подачи деклараций, как и их пролонгация, уже является негативным сигналом для процесса предоставления Украине безвизового режима. Ведь все идет к тому, что за 10 последующих дней чиновники, то ли умышленно, то ли из-за нехватки времени, таки не успеют заполнить и предоставить свои декларации. С другой стороны, пролонгация до конца года будет означать не только дополнительное время для заполнения финансовых отчетов, но и очередные возможности в дальнейшем вносить изменения в законодательство. А это уже – игра с огнем, на которую не смогут не отреагировать в ЕС.
Опасные игры с безвизом
Именно на текучесть и логичность процедур в ЕС рассчитывают наши чиновники. То есть, если есть решение о предоставлении Украине безвиза, тогда, возможно, европейские политики пойдут навстречу и не будут считаться со сроками переноса заполнения деклараций. Иначе, как затягивание времени, подобные процессы с украинской стороны толковать трудно. Ведь эпопея с электронным декларированием с постоянными скандалами тянется почти весь 2016 год.
Впрочем, европейские политики неоднократно давали четкий сигнал о том, на какие именно уступки они пойти не смогут. Определенные жесткие нормы, установленные законом о е-декларировании, по мнению ЕС, пересмотру не подлежат. Во-первых, речь идет о невозможности исключения из закона нормы об уголовной ответственности за предоставление ложной информации. Во-вторых, в ЕС настаивают именно на действующем перечне информации, которая подлежит декларированию. В конце концов, всевозможные хитрости, которые пытаются «протащить» нардепы в виде «технических правок», могут быть неоднозначно восприняты в европейских политических кругах.
В ЕС догадываются, что украинским чиновникам, нардепам и судьям есть что скрывать от своих избирателей. В вопросах борьбы с коррупцией в ЕС не привыкли уступать - слишком это чувствительные и важные компоненты для существования всей правовой системы западной цивилизации. Интрига заключается лишь в том, удастся ли заставить нынешнюю политическую и властную верхушку отчитываться о своем состоянии, или же придется все-таки в очередной раз ее досрочно менять. Тем более что украинцам как-то придется объяснять срыв сроков предоставления безвизового режима. В ноябре 2013 года затягивание времени и изменение вектора в действиях власти именно в вопросах евроинтеграции дорого обошлось всей стране.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»