Опасное волеизъявление: как референдумы превращаются в инструмент дестабилизации

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Одна из древнейших форм демократий прямого действия – референдум – в эпоху развития современных информационных технологий все чаще демонстрирует признаки механизма для манипуляций. Процедура референдума – это голосование избирателями за или против определенной идеи с целью дальнейшего определения стратегического курса государства, региона, города или отдельно взятой общины.

Ярким свидетельством подобных тенденций стал июньский референдум в Великобритании, результаты волеизъявления которого стали поводом для дискуссий о дальнейшей эффективности существования европейских государств в едином надгосударственном образовании – Евросоюзе. С особым энтузиазмом результаты референдума в Британии поддержали различные радикальные и националистические политические движения в различных европейских странах. Тезис о «параде референдумов» касательно выхода из ЕС актуализировался с новой силой.

Геращенко: Brexit возымеет негативные последствия и для УкраиныПервый вице-спикер парламента считает, что результаты референдума в Великобритании отразятся на перспективах получения Украиной безвизового режима.

Дополнительным аргументом в риторике отечественных евроскептиков стал результат референдума в Нидерландах об утверждении Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной, который состоялся в апреле этого года. И хотя опрос носил только консультативный и корректирующий характер, информационный эффект от несогласия 61% граждан Нидерландов предоставить согласие на подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС был весьма ощутимым.

Все чаще в среде экспертов звучит тезис о том, что результаты референдума как одного из базовых проявлений демократии прямого действия могут быть истолкованы в пользу той или иной «удобной» информационной кампании. Некоторые даже предполагают, что проведение референдума в определенном информационном разрезе является одним из самых эффективных инструментов так называемой «гибридной войны». Не зря все центробежные тенденции в ЕС и заявления о «параде референдумов» касательно возможного выхода других государств из европейского сообщества слишком открыто приветствует и тиражирует пропагандистская машина Кремля.

Угрозы демократии прямого действия

В Конституции Украины вопросу референдума посвящен 3-й раздел, а именно 3 статьи - с 72 по74. В 2012 году Верховная Рада приняла скандальный закон «О всеукраинском референдуме», основной целью которого было путем хитрых манипуляций с волеизъявлением граждан заблокировать любой прогресс в Европу и интеграцию в структуры НАТО. Закон до сих пор не отменен, несмотря на негативные отзывы Венецианской комиссии, экспертного сообщества и гражданского общества.

Украина – одна из первых стран в Европе, почувствовавших на себе мощную силу «гибридного действия» референдумов. Так, именно незаконное проведение весной 2014 года референдума в Крыму о выходе из состава Украины стало основанием для Российской Федерации для скрытой военной агрессии и «легитимизировало» действия Кремля во время аннексии полуострова.

Подобная история случилась и на временно оккупированных территориях Донбасса, когда главари сепаратистов так называемых «ДНР» и «ЛНР» по результатам проведенного референдума среди местных жителей объявили о суверенитете, желании объединиться и как можно скорее вступить в состав РФ. Впрочем, в отличие от Крыма, решение данного опроса в Кремле не спешат рассматривать, ведь российские власти изменили тактику относительно будущей судьбы временно оккупированных территорий. Теперь им готовится роль своеобразного «троянского коня», который будет нести угрозы для суверенитета остальных территорий Украины.

Референдум и «особый статус» Донбасса

Особенно актуализировался вопрос о необходимости референдума после того, как в августе 2015 года Верховная Рада в первом чтении внесла изменения в Конституцию в части предоставления особого статуса временно оккупированным территориям Донецкой и Луганской областей. За идею проведения всеукраинского референдума относительно изменений в Основной закон, как за спасительную соломинку, ухватились и провластные политические силы, и оппозиционные.

Действительно, согласно Конституции, вопрос об изменении территории Украины решается исключительно путем проведения всеукраинского референдума. К тому же, данный вопрос лежит в плоскости потенциального решения конфликта на Донбассе. Кроме того, о необходимости утверждения конституционных изменений на всеукраинском референдуме заговорили и народные депутаты. Так, в начале 2016 года группа народных депутатов внесла законопроект №3781 «О процедуре подготовки проекта новой Конституции Украины». В документе подробно прописывается процедура избрания специального органа учредительной власти народа, так называемого «Конституционного Собрания», которое и разработает проект новой Конституции. Опасность заключается в том, что в п. 2 ст. 10 законопроекта сказано, что «всеукраинский референдум проводится в соответствии с законодательством о референдумах». То есть по старому скандальному закону, который был принят предыдущим созывом Верховной Рады. Его нормы без предохранителей позволяют отменять и принимать любые законы, а также Конституцию. Венецианская комиссия еще в июне 2013 года постановила, что разрешение выносить на референдум вопрос о внесении изменений или новой Конституции «может нарушить конституционную стабильность и законность в Украине».

Что скрывается за идеей изменений в Конституцию через референдум? ЭкспертВ правительстве пытаются донести манипулятивное мнение о том, что необходимо протянуть изменения в КУ через референдум.

Во время «коалициады» вопросом о внесении изменений в Конституцию путем проведения референдума спекулировали и в «Народном фронте». Соратники Арсения Яценюка четко понимали, что ни для Президента, ни для его фракции в парламенте подобный акцент не является удобным в контексте влияния на выполнение Минских соглашений. Ведь пока не спросили мнения народа, «крутить» изменениями в Основной закон можно, как цыган солнцем. Кроме того, в «Народном фронте» предлагали с проведением референдума по изменениям в КУ одновременно спросить у граждан мнение по поводу вступления в НАТО, о судебной реформе, о статусе отдельных территорий и о разделении полномочий между ветвями власти. Однако после удачных переговоров по переформатированию коалиции в «НФ» решили притормозить с подобными инициативами. Конечно, подобные политические реверансы играют на руку их партнерам по коалиции.

С другой стороны, вопрос о проведении референдума о статусе временно оккупированных территорий вот уже более года педалируется рядом политических сил. По их логике, вопрос действительно можно поставить таким образом, чтобы сами граждане Украины определились, нужно ли и дальше бороться за оккупированные территории, или, наконец, дать им волю делать что угодно, официально подтвердив данное решение результатом всеукраинского референдума.

Элемент децентрализации

Собственно, внести новый закон о всеукраинском референдуме обещали представители всех политических сил, которые вместе с протестующими зимой 2013-2014 годов боролись против режима экс-президента Виктора Януковича.

В частности, Петр Порошенко во время президентской избирательной кампании заявлял, что в случае его избрания одним из первых внесет законопроект о референдуме. Впрочем, Президент до сих пор не выполнил свое обещание. О такой же необходимости весной этого года напоминала и заместитель председателя Верховной Рады, член фракции «Самопомощи» Оксана Сыроид. «Пока этот закон действует, мы с вами в большой опасности, поэтому его нужно признавать неконституционным, менять как можно скорее», - заявила Сыроед.

Во время заседания Конституционного суда была объявлена и позиция Президента, который отметил, что считает закон «О всеукраинском референдуме» неконституционным. Конституционное представление по этому вопросу поступило в КС от 57 нардепов еще в декабре 2014 года. В нем депутаты просят КС признать неконституционным закон о всеукраинском референдуме, так как, по их мнению, парламент, принимая его 6 июля 2012 года, существенно превысил свои полномочия.

Закон о референдуме: права народа или манипуляции политиков? Мнение экспертаЭксперт проанализировал информацию о том, что закон «О всеукраинском референдуме» является неконституционным.

Неопределенность с законом о референдуме тормозит и процесс децентрализации. Ведь до сих пор в Украине неопределенным остается вопрос о проведении местных референдумов, которые могли бы нести гораздо больше пользы для улучшения повседневной жизни граждан на местах. Так, после принятия и вступления в силу закона «О всеукраинском референдуме» в 2012 году автоматически утратил силу другой документ – закон «О всеукраинском и местных референдумах» от 1991 года.

По мнению экспертов, именно решение судьбоносных вопросов в жизни общества во время местных референдумов могло бы носить прикладной характер и полностью соответствовать компетенции граждан. И в то же время вопрос об изменениях в Конституцию и государственно важные решения являются достаточно сложными для понимания и восприятия большинством граждан. Что, несомненно, добавляет возможностей популистам и манипуляторам. Именно Brexit стал самым красноречивым примером подобных тенденций.

А пока в Верховной Раде уже больше года зарегистрированы сразу 3 законопроекта о местном референдуме, ни один из которых так и не был рассмотрен народными депутатами и не получил дальнейшей законодательной перспективы.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: