Уже на первой пленарной неделе работы парламента, которая стартует на следующей неделе, одним из ключевых вопросов повестки дня должно быть голосование за изменения в Конституцию в части децентрализации. Поправки в Основной закон вызвали немало политических скандалов, были раскритикованы экспертной общественностью, ведь в переходных положениях Конституции планируется заложить механизм особого режима самоуправления для Донецкой и Луганской областей.
Именно этот пункт Украина взяла на себя как одно из основных обязательств по выполнению Минских соглашений, как инструмента достижения мира и восстановления суверенитета.
С усилением коалиционных споров, еще в ноябре-декабре 2015 года вопрос об изменениях в Конституцию, застыл в неудобной позе. Поправки должны быть проголосованы 300-ю нардепами, а для этого в Верховной Раде должен быть найден консенсус. Впрочем, вопрос перенесли на начало нового года: для этого парламентарии в конце декабря 2015 года приняли постановление о внесении изменений в календарный план проведения третьей сессии ВР восьмого созыва. Документом было предусмотрено продлить срок проведения третьей сессии Верховной Рады до 2 февраля 2016 года. Несколько посленовогодних недель должно было хватить для того, чтобы найти необходимые голоса. Но в этот план вмешались новые обстоятельства.
Коалиционный «конструктор»
То, что голосов за принятие Конституции во втором чтении не найдется, стало понятно еще осенью 2015 года. Сначала коалиция «похудела» на фракцию «Радикальной партии» Олега Ляшко, затем состоялись местные выборы, которые несколько сместили акценты влияния пропрезидентской политической силы. Кроме того, данный вопрос с самого начала не пользовался однозначной поддержкой среди парламентариев: так, в «БПП» за изменения в Конституцию проголосовали 115 нардепов из 143, в «Народном фронте» - 69 из 81, в «Батькивщине» и «РПЛ» не дали ни одного голоса, в «Самопомощи» - лишь 5 нардепов, которых впоследствии исключили из состава фракции. Зато поддержать идею предоставления особого статуса в переходных положениях Основного закона согласились во фракции «Оппозиционного блока», а также депутатских группах «Воля народа» и «Видродження».
По состоянию на конец декабря 2015 года единственной фракцией из состава коалиции, которая согласилась поддержать «БПП» в голосовании за изменения в Основной закон, стал «Народный фронт». «Мы будем рассматривать поправки, которые вносит Президент к этим документам. Мы уже однажды проголосовали за них. На сегодняшний день мы, наверное, готовы снова дать свои голоса», - заявил первый заместитель председателя фракции «НФ» Андрей Тетерук. Тогда как в «Самопомощи» согласились поддержать изменения в Конституцию во втором чтении при условии, что у префектов останется только надзорная функция. «Префекты должны быть, это норма. Но префекты без исполнительной функции власти. Представьте себе: префект вправе направить представление на твое решение. Это представление может быть затем отклонено, но что будет в течение тех месяцев, когда оно будет рассматриваться? А потом Президент, хорошим или плохим он будет, может поддержать тебя, а не префекта. Но ты все равно зависим от Президента. Или Президент может сделать наоборот. Так не должно быть», - считает глава фракции, народный депутат Олег Березюк.
Не планируют поддерживать изменения в части децентрализации в нынешних условиях и во фракции «Батькивщины». Более того, народный депутат от этой фракции Игорь Луценко заявил о давлении по привлечению к уголовной ответственности некоторых нардепов из «Самопомощи» и «Батькивщины». Обе политсилы планируют собрать 150 подписей для того, чтобы вернуть проголосованный законопроект об изменениях в Основной закон в первое чтение.
Однако, по мнению экспертов, необходимые голоса в парламенте могут найтись. Такую уверенность еще в конце 2015 года высказывал и спикер Владимир Гройсман. Так, пропрезидентскую фракцию и «НФ» могут поддержать «Оппозиционный блок», группы «Воля народа» и «Видродження», а также около 15 внефракционных депутатов.
Впрочем, такая конструкция кажется слишком шаткой, к тому же помешали новые обстоятельства. Не найдя нужного количества голосов, в АП предложили другую тактику поведения - затягивание с принятием изменений. Поэтому было принято решение об отзыве проекта изменений в Конституцию. «Насколько известно, решение о продлении обсуждения вопроса принятия изменений в документ уже принято наверху по инициативе Президента, который выразил свое убеждение в необходимости консолидации общества, армии и власти во время фактической войны», - утверждает политический аналитик Павел Нусс.
Кроме того, силами 51 народного депутата было подписано представление в Конституционный суд, в котором народные избранники просят дать разъяснения смысла выражения «на следующей очередной сессии». «В частности, означает оно непосредственно следующую за номером сессию Верховной Рады после сессии, на которой принимался законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, или имеется в виду любая другая следующая сессия Верховной Рады Украины», - говорится в тексте конституционного представления.
Пикантность ситуации заключается в том, что в случае второго толкования термина «следующая сессия» КС позволит нардепам принимать изменения в Конституцию фактически в любую другую следующую сессию парламента. То есть поиск необходимых 300 голосов в Верховной Раде может длиться годами, что также не является позитивным сигналом для других важных в будущем изменений в Основной закон.
Однако пока такая юридическая казуистика дает Украине своеобразную фору во время предстоящих переговоров в Минске. Способствует такой ситуации и тот факт, что Россия не выполняет взятые на себя обязательства в Минских соглашениях. Так, за последние недели Трехсторонняя контактная группа так и не смогла договориться ни о выборах на временно оккупированной части Донбасса, ни об обмене пленными.
Тактика пересмотра Минских соглашений?
Конечно, такая многоходовка может помочь украинской стороне инициировать пересмотр формата Минских договоренностей. Ведь если ситуация зашла в тупик, возможно, стоит в корне изменить подходы в правилах игры?
В свою очередь, представитель России в Трехсторонней контактной группе Борис Грызлов не считает «Минск-2» исчерпанным, и называет его «хорошей основой для дальнейших переговоров». При этом, конечно, российская сторона не видит никаких оснований для возможного пересмотра договоренностей уже в формате «Минска-3».
Однако как долго Россия сможет заниматься шантажом? Демонстрируя жесткую позицию, на самом деле Кремль уже не имеет достаточного времени, чтобы сопротивляться действию международных санкций, а с недавних пор - и стремительному падению цен на нефть, что положило начало разрушительным процессам для экономики РФ. Сейчас одна из главных задач для украинской дипломатии - найти поддержку «Минска-3» именно среди западных стран. Очевидно, США уже уговаривать не нужно.
Кроме того, еще одним косвенным свидетельством к подготовке нового этапа мирных переговоров может быть недавно зарегистрированный группой народных депутатов законопроект №3781 «О процедуре подготовке проекта новой Конституции Украины». Его авторы предлагают новый механизм внесения изменений в Конституцию, а именно - избрать Учредительное собрание, которое и разработает новый текст Основного закона. После чего он будет вынесен на голосование на всеукраинский референдум.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»