Увидеть владимира путина и его пособников на скамье подсудимых в Гааге– мечта не только украинцев, но возможно и граждан многих других западных стран. Но путь к реализации этой мечты преграждают многочисленные нюансы международного права, тот факт, что путин является лидером ядерной державы, а иногда и позиция союзников. Какие варианты создания трибунала существуют на сегодняшний день – в материале «Слово и дело».
Спецтрибунал по решению Совета безопасности ООН
Совет безопасности ООН в 1993 году проголосовал за резолюцию о создании Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии. Он занимался военным преступлениями, преступлениями против человечества и актами геноцида, совершенными во время войн в Югославии, в результате которых погибли около 140 тысяч человек.
Мандат трибунала, который территориально располагался в Гааге, заключался в привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях международного гуманитарного права, совершенных в бывшей Югославии с 1991 года.
Трибунал официально прекратил работу только в конце 2017 года. За 24 года существования были признаны виновными почти 90 человек, 19 человек были оправданы, против 20 обвинения были сняты, дела против 13 человек передали в национальные суды.
Перед трибуналом предстал, в частности, бывший президент Сербии и Югославии Слободан Милошевич, которого обвиняли в военных преступлениях. Однако он не дожил до вынесения приговора, скончавшись в тюрьме в Гааге от сердечного приступа.
Украина могла бы пойти по этому пути и требовать создания трибунала для россии через Совет безопасности ООН. Но это нереально: для принятия решения резолюцию должны поддержать все члены Совбеза, в том числе россия, которая систематически злоупотребляем правом вето и которую не готовы исключить из органа. Не поддержат такое решение и некоторые другие члены, например, Китай.
Другие страны, в том числе США, Британия и Франция, тоже не горят желанием задействовать этот механизм. Как объясняла американская юристка Дженнифер Трейхан, страны «Большой семерки» не хотят преодолевать иммунитет главы государства: учитывая их операции в разных странах, они опасаются созданию прецедента и появления в будущем вопросов уже к их лидерам.
Гибридный трибунал
Вариант, который поддерживает Запад, но категорически не приемлет Украина – смешанный суд с международными судьями, действующий на основе права и юрисдикции Украины (территориально может располагаться за рубежом, например, в Гааге).
Украина против этого варианта по двум причинам. Во-первых, Конституция запрещает создавать чрезвычайные и специальные суды, а также назначать судьями граждан других стран. То есть, чтобы создать гибридный трибунал Украине пришлось бы внести изменения в Конституцию, а это запрещено во время военного положения.
Во-вторых, Украина опасается, что таким образом юридическая оценка преступления агрессии будет сужена до уровня межгосударственного конфликта. «Давайте оттолкнемся от ключевого: это будет элемент системы национального судоустройства Украины. Так что юридически это будет восприниматься как фактически локальный украинский суд с функциями трибунала», – объясняли в Офисе президента.
В МИД также отмечали, что гибридный трибунал не дает ответа на вопрос, как наказать высшее руководство россии, в том числе владимира путина.
Владимир Зеленский, выступая в Гааге год назад, поставил точку в этом вопросе – Украина против гибридного трибунала. «Длительного мира после победы можно достичь только благодаря сильной позиции, сильным ценностям – это свобода, верховенство права, необходимость обеспечить полноценное правосудие, а не какие-либо гибридные замены ему. Мы не можем допустить гибридного иммунитета... связанных с приостановкой военных действий на фронте. Настоящий мир, настоящая справедливость, настоящее правосудие – это именно то, что нам нужно, а не гибридные формы», – заявил он.
Пример существования смешанного или гибридного международного уголовного суда есть – специальный суд по Сьерра-Леоне, созданный для преследования ответственных за нарушения международного гуманитарного права и национального законодательства во время гражданской войны. Суд находится в столице Сьерра-Леоне, но дополнительные офисы есть также в Гааге и Нью-Йорке. В составе суда работают как международные, так и местные юристы, судьи и прокурор.
Этот суд приговорил к 50-летнему заключению за участие в военных преступлениях бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора.
Трибунал на основе международного договора
Самым доступным остается вариант создания трибунала на базе международного договора – многостороннего договора Украины с разными государствами или двустороннего соглашения между Украиной и Советом Европы.
Первым в истории подобным международным трибуналом был Нюрнбергский после Второй мировой войны (работал в 1945-1946 годах), который осудил нацистских преступников.
О необходимости создания трибунала и привлечения военных преступников к ответственности союзники договорились еще в июне 1941-го. В 1945 году Британия, Франция, США и СССР подписали соглашение об уголовном преследовании и наказании главных военных преступников стран «Оси», позже его и Устав Международного военного трибунала ратифицировали 19 стран-союзников.
В апреле 2024-го во время конференции «Восстановление справедливости для Украины» в Гааге 44 страны подписали политическую декларацию с поддержкой создания специального трибунала по преступлению агрессии: Албания, Андорра, Австралия, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Британия, Канада, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Черногория, Нидерланды, Новая Зеландия, Северная Македония, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Словения, Испания, Швеция, Украина, США.
В декларации страны подтвердили намерением работать над созданием трибунала и призвали государства и международные организации помочь создать юридическую базу для этого процесса. Трибунал может быть создан уже до конца этого года.
Напомним, ранее «Слово и дело» писало, какие статусы получила россия от международного сообщества за агрессию против Украины.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»