В последние несколько дней имиджу владимира путина был нанесен значительный ущерб, поскольку стремительное украинское контрнаступление на востоке вынудило российские войска отступить. Эксперты говорят, что провал рф в Харьковской области является одной из самых больших проблем в карьере путина, и у него заканчиваются варианты, как реагировать.
Об этом пишет CNN.
Россия пыталась представить поспешный вывод войск как «перегруппировку», но армия подверглась публичной критике со стороны ряда высокопоставленных сторонников кремля, в том числе Рамзана Кадырова.
Россия уже потерпела несколько серьезных неудач в войне, например, потерю крейсера «Москва» или отступление из-под Киева. Однако нынешняя ситуация, считает российский политолог Антон Барбашин, может создать гораздо большую проблему для путина.
«Вывод войск из Киева был оформлен как жест доброй воли – то, что они должны были сделать, чтобы предотвратить жертвы среди гражданского населения. Пропагандистская составляющая всегда ориентировалась на Донбасс как на высший приоритет, но сейчас, когда российские силы частично выводятся из Харьковской и Луганской областей, объяснить это было бы гораздо проблематичнее», – сказал Барбашин.
Неудачи российской армии в Харьковской области вызвали критику и обвинения военных блогеров и журналистов государственных СМИ. Необычно то, подчеркивает CNN, что даже самого путина критиковали: депутаты от 18 муниципальных районов Москвы, Санкт-Петербурга и Колпино призвали к отставке президента.
По словам экспертов, теперь путин столкнется с растущим давлением, чтобы заставить его ответить силой. Влиятельные российские националисты и сторонники войны все чаще призывают к радикальным шагам, включая полную мобилизацию и наращивание ударов по украинской гражданской инфраструктуре, а некоторые даже предлагают использовать тактическое ядерное оружие.
Кремль продолжает отвергать идею массовой мобилизации, поскольку такой шаг, скорее всего, окажется непопулярным и будет рассматриваться как признание того, что «специальная военная операция» — это, по сути, война.
CNN отмечает, что полный масштаб недавних достижений Украины пока неясен, но если контрнаступление продолжится такими же темпами, путину будет все труднее позиционировать себя как сильного стратега.
«Это самая большая проблема, с которой он сталкивается как президент и с которой сталкивается россия как независимая страна после распада Советского Союза», — считает Барбашин.
Заместитель директора Евразийского центра в Атлантическом совете Мелинда Харинг говорит, что в ответ путин мог бы произвести некоторые кадровые перестановки, но громкие увольнения обычно не в его стиле.
Кроме того, он мог бы прислушаться к «ястребам» внутри рф и усилить атаки на пути поставок оружия и критическую инфраструктуру Украины, но при этом он рискует получить еще более сильный ответный удар.
По словам Харинг, лучшим вариантом для путина сейчас было бы настаивать на переговорах. По ее словам, это позволило бы россии притормозить продвижение украинских войск и «продолжить скрытую мобилизацию и перегруппировку». Но Украина ясно дала понять, что переговоров пока не будет.
При этом эксперты считают неизбежным то, что кремль попытается снять с себя вину за неудачную операцию. «Российские СМИ обвиняют НАТО и Запад в оказании поддержки, которая привела к драматическим успехам Украины под Харьковом и на Донбассе», — сказала Харинг.
Однако, если ситуация на востоке Украины быстро не изменится, путину будет все труднее возлагать вину на кого-то еще. Экс-командующий армии США в Европе Бен Ходжес считает, что в итоге большинство людей обвинят именно путина в провалах.
Напомним, украинским военным удалось освободить 6 тысяч квадратных километров территории на юге и востоке страны от российских оккупантов.
Аналитики ISW считают, что Украина переломила ход этой войны в свою пользу. Однако нынешняя кампания на северо-востоке в конечном итоге завершится, и Украине придется начать новые контрнаступательные операции.
Издание NYT писало, что разгром российских войск в Харьковской области может подорвать репутацию путина внутри рф как геополитического стратега.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»