С чистого листа: удастся ли партии власти дистанцироваться от президента

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В новом политическом сезоне-2022 ожидается немало изменений в работе ключевых политических игроков. И пропрезидентская партия «Слуга народа», формирующая монобольшинство в Верховной раде и основу для формирования правительства, – не станет исключением.

Причин несколько. Во-первых, в 2022 году ожидается немало кризисных событий, которые повлияют на рейтинги всех без исключения политических сил. Этот год – своеобразный Рубикон, после которого с большой долей вероятности станет ясно, удастся ли Владимиру Зеленскому успешно пройти следующую президентскую избирательную кампанию. И одним из ключевых элементов этого процесса – готовность, состав и эффективность команды, с которой на следующие выборы будет баллотироваться нынешний глава государства.

Во-вторых, рейтинги политической партии «Слуга народа» и личный рейтинг президента Владимира Зеленского связаны, а последние 2 года показали, что они могут влиять друг на друга как в положительную, так и негативную сторону.

В-третьих, на третий год прихода к власти новой команды появляется все больше конкурентов и желающих посоревноваться за электоральное влияние – как на чисто технологическом, так и идеологическом уровне. Вопрос конкуренции вполне естественен в демократическом обществе, и часто говорит как о недостатках в работе действующей власти, так и о новых возможностях для ее усиления. К тому же, всегда актуален человеческий фактор – кто-то ушел из команды президента для удовлетворения собственных политических амбиций, с кем-то сознательно разошлись взгляды. Так или иначе – процесс получения, удержания и передачи власти – всегда связан с политической конкуренцией.

Готов ли к новому политическому сезону крупнейший ныне политический игрок и как может развиваться дальнейшая ситуация с рейтингами «Слуги народа»?

Феномен токсичности

Одна из сугубо имиджевых идей, в последнее время звучащая на просторах социальных сетей и телеграмм-каналов – возможный ребрендинг партии «Слуга народа» и поиск нового «технократического» лидера для этой политической силы. В пресс-службе опровергают эту информацию, но сама идея, очевидно, могла быть предметом дискуссий и разговоров между членами политической партии.

Президентские рейтинги: кто лидирует в соцопросах последний годКто из политиков входил в пятерку лидеров президентских рейтингов за последний год – на инфографике.

Ключевая проблема пропрезидентской партии – в силе ее субъектности, которая с 2019 года напрямую зависела от рейтинга Владимира Зеленского. В конце концов эту основную проблему в своих недавних интервью признала новая глава партии Елена Шуляк. По ее словам, партия насчитывает 6407 местных депутатов, 225 председателей общин и 242 народных депутата в монобольшинстве, однако членами партии «Слуга народа» за 2,5 года захотели стать только 1000 человек. Поэтому из чисто брендового проекта, с нового года партия начнет системное развитие – прежде всего, займутся коммуникацией с партийными центрами и аудитом деятельности местных депутатов. После «пряника» в виде получения мандата под патронатом бренда пропрезидентской партии в 2020-м, весной у руководства «Слуги народа» появится «кнут» под названием «императивный мандат», который могут на практике применить к депутатам местных советов.

Пойдут ли такие шаги на пользу или нет – узнаем уже в первой половине года. Еще одна значительная проблема для партии – вопрос постоянных медийных «зашкваров», в которые попадают ее представители на разных уровнях. Для предупреждения и оперативного реагирования в пропрезидентской политической силе планируют создать дисциплинарную комиссию.

Именно медийные скандалы партийцев стали самой большой проблемой и для рейтинга самого президента. Если сначала бренд Владимира Зеленского успешно работал на укрепление и становление партии «Слуга народа», то со временем снижение рейтингов партии из-за многочисленных скандалов начали постепенно отражаться и на рейтингах главы государства. Особенно это заметно во время 2021 года, когда после определенного снижения рейтингов президента и активизации работы СНБО – рейтинг Владимира Зеленского начал восстанавливаться. А уже осенью 2021-го, когда медийный эффект от скандалов с представителями «Слуги народа» начал накапливаться – начали постепенно снижаться и рейтинги Зеленского. Вероятно, именно с целью разорвать эту роковую как для главы государства, так и для партии «связку» – и могла возникнуть идея с ребрендингом политической силы.

Разделить рейтинги

История с рейтинговыми «связками» между политиком и созданной или возглавляемой им партией – не уникальна для украинских политических реалий. Все предшественники-президенты Владимира Зеленского, моделируя свое участие в выборах на второй срок, заранее пытались реформировать или наоборот, откреститься от рейтингов своей пропрезидентской политической партии.

Исключением был только Леонид Кучма, который во второй раз получил свой президентский пост благодаря другой стратегии – сначала открыто пойдя в политическое противостояние с парламентом, а затем – прибег к коммуникации с представителями финансово-промышленных групп (из которых впоследствии и возникло такое явление, как олигархи), и наконец сформировав образ единственной реальной альтернативы «старым» коммунистическим элитам, которых на выборах олицетворял Петр Симоненко.

Как менялся уровень доверия и поддержки Зеленского и его предшественников (обновлено)Как менялся уровень доверия и поддержки президента Владимира Зеленского и его пяти предшественников – на инфографике.

Как раз сейчас Владимир Зеленский пытается противопоставить себя олигархам, так что поддержку и опору ему следовало бы искать среди представителей собственной политической команды. Еще интереснее была ситуация с президентством Виктора Януковича, который также пытался не просто создать из представителей своей семьи еще одну мощную «олигархическую» ветвь, но и обуздать тогда структурированную, но слишком независимую от стопроцентного влияния президента «Партию регионов».

Ситуация с президентством Виктора Ющенко и Петра Порошенко коренным образом отличалась. Петр Порошенко, которому свойственно менеджерить все процессы, не смог делегировать руководство пропрезидентской партии новому политику. Именно поэтому на ребрендинг «БПП» пошел только после позорного поражения в 2019 году, став «Европейской солидарностью».

Виктор Ющенко наоборот – слишком доверительно отдал власть системному Виктору Балоге, однако не решился возглавить новый политический проект, который тот ему предложил. Вспомним: политическая партия «Наша Украина», блоки «НСНУ» и «НУНС» во всех его форматах были конгломератом разрозненных команд, которые сначала объединились, чтобы совместными усилиями попасть в Верховную раду, а затем стали источником постоянных политических внутрипартийных соревнований и разнообразных проблем для Виктора Ющенко. Именно бывший глава Секретариата президента Виктор Балога пытался создать технократическую пропрезидентскую политическую партию «Единый центр», однако Виктор Ющенко так и не смог покинуть свое «детище» «Нашу Украину».

В 2022 году можно увидеть некоторые признаки тех политических процессов, которые раньше происходили с предшественниками Владимира Зеленского. Однозначно сказать, поможет ли обновление политической силы или ребрендинг «Слуги народа» усилить рейтинги провластной команды, сложно. Однако очевидно одно: и президенту, и партии не хватает профессионального кадрового ресурса и системной работы по формированию той же сети ячеек, на которые будет опираться политическая сила, принимая законы и делегируя своих представителей в исполнительную власть. И чем ближе выборы, тем меньше у пропрезидентской команды становится еще одного ресурса – времени на реформирование и приведение в боевую готовность своей партии.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: