Хуже, чем ожидали избиратели, но лучше, чем надеялись оппоненты: как прошли 2,5 года работы Зеленского

Читати українською
Владимир Зеленский прошел половину президентского пути. Слово и дело предлагает посмотреть, как эксперты оценивают работу президента.
Слово и дело

Владимир Зеленский ворвался в украинскую политику ярко и внезапно, заявив о своем участии в выборах буквально за несколько минут до Нового года, когда телеканалы традиционно транслируют поздравление президента. Ожидания значительной части общества стали сразу завышенными, хотя все понимали, что к власти идет человек без опыта. «Слово и дело» пообщалось с экспертами и попыталось выяснить, как изменился Зеленский за половину своего президентского пути и как он, по их мнению, справляется со своими обязанностями.

Стабильный рейтинг президента

Согласно последним опросам, проведенным Киевским международным институтом социологии, рейтинг Зеленского снизился по сравнению с предыдущим месяцем. Сейчас его готовы поддержать 24,7% респондентов среди тех, кто точно определился. Ближайший конкурент в этом списке – Петр Порошенко, за которого готовы голосовать 15,6% опрошенных.

В КМИС выделяют несколько причин, почему рейтинг Зеленского снизился.

«В значительной степени это может обусловливаться тем, что в сентябре в списке кандидатов не было Дмитрия Разумкова. Хотя даже если сравнивать поддержку Зеленского сейчас с поддержкой в ​​мае (при более сравниваемых списках), прослеживается тенденция к ее снижению», – отметил заместитель директора КМИС Антон Грушецкий.

По его словам, можно предполагать, что на рейтинг повлияло определенное исчерпание потенциала решений СНБО (с точки зрения содержания поддержки), и одновременно негативное влияние отдельных политических событий, например Pandora Papers, отставка Разумкова совместно с экономическими вопросами (обсуждение коммунальных тарифов).

Политолог Николай Давидюк в комментарии «Слово и дело» отметил, что рейтинг Зеленского зафиксировался примерно на уровне первого тура президентских выборов (когда он набрал 30,24% голосов) и в дальнейшем колебался в этом диапазоне.

«Единственное, что в этом колебании есть смена географических предпочтений. То есть, если раньше Зеленского больше поддерживали на Востоке, то сейчас это немного сместилось на Запад», – отметил политолог.

По его мнению, это связано с риторикой Зеленского, которая стала более прозападной, а сам президент понемногу «начал становиться Порошенко».

«Все президенты заходят по-разному, но все после второго года идут одинаково. Есть определенное ощущение того, что власть где-то не досмотрела и сама начала становиться похожей на своих предшественников», – считает Давидюк.

Тем не менее, Зеленский сейчас является однозначным лидером президентских рейтингов, и с этими рейтингами он, по мнению политолога, может стартовать на следующих выборах.

Политолог Петр Олещук заметил характерное отличие в рейтингах Зеленского.

В комментарии «Слово и дело» он объяснил, что предыдущим президентам была присуща одна тенденция – после избрания на пост, их рейтинг начинал падать – или медленно, или более резко.

«Отличие Зеленского заключается в том, что он переживал за это время не одно падение и не один подъем рейтинга. В конце концов, он стабилизировался на определенной отметке, которая позволяет ему оставаться самым популярным украинским политиком. Это необычная для Украины тенденция, потому что раньше у президентов рейтинги только падали. То есть никому не удавалось глобально возвратиться к предыдущим позициям. С Зеленским ситуация другая – у него были достаточно серьезные возвращения рейтинговых позиций», – отметил эксперт.

Он также согласился с тем, что рейтинговая история Зеленского характеризуется достаточной стабильностью.

Среди важных факторов, влияющих на рейтинг президента, Олещук выделил партию «Слуга народа», которая прошла в Верховную раду именно за счет рейтинга Зеленского.

«Поэтому все истории, которые касаются партии, так или иначе отражаются и на действующем президенте», – отметил политолог.

Козыри и слабые места Зеленского

На долю каждого президента всегда выпадает ряд ситуативных событий, которые влечет за собой потребность решать насущные вопросы, а проблемы, которые существовали ранее, немного отходят на второй план.

Так, на начало каденции Зеленского (в целом, как и других мировых лидеров) выпала пандемия коронавируса, которая стала большим вызовом. Однако пандемию нельзя считать полным оправданием провалов президента.

«Нельзя сказать, что только на каденцию Зеленского выпало много ситуативных моментов и общих дел, которые требуют более быстрого решения, чем уже существующие, ведь такие моменты были у всех президентов», – отметил политолог Николай Давидюк.

В качестве примера он привел время президентства Леонида Кучмы, который столкнулся с крупнейшим на то время кризисом российско-украинских отношений.

В 2003 году Россия начала активную фазу строительства дамбы к украинскому острову Тузла, которая должна была соединить Таманский полуостров с Тузлой ​​– то есть фактически сделать украинский остров частью материковой России. Однако тогда Украине удалось отстоять свою территорию.

Кроме этого, на каденцию Порошенко выпало начало войны, а Виктора Ющенко – ежегодные газовые кризисы и глобальный, и финансовый.

«У Зеленского есть веские события вроде пандемии, но с точки зрения политической интенсивности и напряжения, начало войны при президенте Порошенко было гораздо более активной политической фазой», – отметил политолог.

По мнению Давидюка, за 2,5 года президентства Зеленский стал более профессиональным, вник в государственные процессы.

«Результат этого – активная работа СНБО, который является чисто президентским проектом. Здесь чувствуется, что Зеленский понял, как работает аппарат, как работают ожидания граждан, и они им соответствуют», – рассказал Давидюк.

Заседания СНБО: какие решения принимали и как они реализуютсяПротив кого и когда решил ввести санкции Совет нацбезопасности и обороны, и как реализуются решения.

Действительно, Совет нацбезопасности и обороны стал для Зеленского «волшебной палочкой», которая помогает президенту радикально решать немало вопросов.

В то же время, в сторону главы государства были разные упреки, мол, кроме СНБО есть и другие рычаги влияния. Хотя сам Зеленский не скрывает, что заседания, которые традиционно проходили по пятницам, ему нравятся.

«После каждого пятничного заседания СНБО я жалею только об одном – что у нас не семь пятниц на неделе», – писал Зеленский в соцсетях (за что также получил порцию критики, потому что неуместно применил выражение).

По мнению Николая Давидюка, лучшая реформа, которую удалось запустить за время Зеленского – диджитализация Михаила Федорова, которую он делает для президента.

«Минцифры, которое выполняет обещание президента о государстве в смартфоне – это лучшее обещание, которое было сделано президентом», – считает политолог.

Министерство цифровой трансформации было основано в начале сентября 2019 года. Один из самых масштабных проектов – разработка платформы и приложения «Дия» - государства в смартфоне. Она предусматривает перевод многих функций и документов в онлайн-режим.

«Здесь действительно ощущается глобальный размах и реальная эффективность. Той же «Дией» пользуются миллионы украинцев. Если СНБО – это ситуативность и тактика, то диджитализация – это стратегия», – отметил эксперт.

Из удачных реформ Давидюк выделил строительство дорог в рамках «Большого строительства». На этом Владимир Зеленский и сам постоянно акцентирует внимание и включает это в свои итоги работы.

«Их надо строить в любом случае, и в любом случае это поднимает экономику – это даст положительный эффект чуть позже. К тому же, это создает новые рабочие места, зарплаты внутри страны и т.д.», – рассказал политолог.

А вот из провалившихся реформ Давидюк выделил оборонную реформу.

«Хоть там и большие бюджеты, но оборону так и не смогли поднять. Андрей Таран просто провалил свою министерскую каденцию», – считает эксперт.

Также это касается и деятельности Министерства социальной политики, которое тоже не показало достаточной эффективности.

Вслед за Аваковым: кого из министров могут отправить в отставку и почему это выгодно президентуКому из министров грозит отставка, какие претензии им выдвигают и поможет ли их увольнение решить насущные проблемы, читайте в материале Слово и дело.

В начале сентября Тарану даже приписывали возможную отставку. Тогда эксперт отмечал, если Таран и его ближайшее окружение останется на своих должностях, это снизит авторитет президента среди военных – из-за неэффективности ведомства.

В отношении министра соцполитики Марины Лазебной, ситуация была несколько иной. Ее отставку прогнозировали, как способ Офиса президента показать, что они хоть как-то решают проблемы с социалкой (мол, устраняют некомпетентного министра).

По мнению политолога Петра Олещука, у Зеленского было немало примеров положительной работы. Это те вопросы, решение которых откладывалось в долгий ящик, например, открытие рынка земли, реформа избирательной системы, ограничение депутатской неприкосновенности, инфраструктурные проекты.

«В принципе, это все не относится к компетенции президента, согласно Конституции. Но надо понимать, что в новейших политических условиях, де-факто, компетенция президента существенно возросла, так как он опирается на монобольшинство политической силы, которая была выбрана фактически за счет его рейтинга. Поэтому сейчас для Украины довольно необычная конфигурация власти», – отметил эксперт.

Он также отметил, что важно различать, какие задачи Зеленский сам ставил перед собой, а какие ожидали от него избиратели.

«Многое из того, что избиратели ожидали, не было выполнено, хотя этого даже могло не быть в его предвыборной программе. Граждан в первую очередь интересует социально-экономическая ситуация – насколько им стало жить лучше или хуже. И для общества это определяющий критерий оценки политика», – отметил Олещук.

Как в целом изменился Зеленский и как эксперты оценивают его работу

По мнению Николая Давидюка, Зеленский однозначно изменился, и эти изменения заметны. По меньшей мере, это почувствовала пресса, над которой происходят постоянные попытки установить контроль.

В начале у Зеленского было больше электоральной власти (поддержки населения), а сейчас он пытается выстроить больше административной власти.

«Рейтинги просели, и поэтому он начинает выстраивать свою властную вертикаль, которая сейчас ощутимо усиливается в сторону лояльных (к Зеленскому – ред.) людей. Если раньше было больше людей, которые пытались выражать свою точку зрения, то сейчас они пытаются просто прятаться за рейтингом Зеленского и говорить не на камеру», – отметил политолог.

В целом, он считает, что эти 2,5 года прошли хуже, чем ожидал базовый электорат Зеленского, но лучше, чем ожидали его оппоненты. Впоследствии часть базового электората начала быть уже пассивными избирателями или его контрагентами, и наоборот.

«Есть чисто волевые вещи – классический политик не пошел бы на посадку Медведчука, он бы не решился. А вот Зеленский, в силу того, что не до конца понимает, что происходит, легко на это идет», – подытожил Давидюк.

Политолог Петр Олещук заметил, что за время президентства Зеленского, его риторика становилась все более жесткой, она радикализировалась.

«Он постепенно начал претендовать на нишу политика патриотического характера. Изначально, во время предвыборной кампании, он себя позиционировал в качестве патриотического политика, но это не было ключевым моментом тогдашней его риторики», – отметил эксперт.

Особенно заметным изменение риторики стало после соответствующих дел против Виктора Медведчука, после действия против его медиаимперии.

«Зеленский почувствовал, что радикальная риторика и решительные действия, собственно, решительность политики – то, чего ожидает гражданин Украины от политика сейчас. Это все важно для Зеленского, ведь он шел на основе риторики того, что он отличается от предшественников», – рассказал Олещук.

По мнению политолога, если сравнивать Зеленского с другими украинскими президентами, то он вполне достойно выполняет свои обязанности (но надо также понимать, что украинские президенты – не очень высокий ориентир).

Также еще одна особенность, которая наблюдается в Украине благодаря Зеленскому, – довольно необычная конфигурация власти.

Хоть Украина является парламентско-президентской республикой, благодаря монобольшинству в Раде, власть все равно больше сконцентрировалась вокруг президента. То есть, фактически, у нас есть одна – президентская – партия, которая полностью несет ответственность в государстве.

Вероятность второй каденции Зеленского

Недавно Владимир Зеленский заявил, что его поход на второй срок зависит от того, успеет ли он выполнить свои обещания.

В июне президент заявлял, что пока не может с уверенностью сказать, будет ли он баллотироваться на второй срок. Однако уже в Трускавце, в начале октября, он пообещал быть президентом до тех пор, пока партия «Слуга народа» не выполнит все свои обещания.

Интересно также и то, что когда Зеленский вступал в должность, он заверил, что собирается только на один срок.

Однако, по мнению Николая Давидюка, те политические шаги, которые Зеленский делает сегодня в регионах, столице и на национально-политическом уровне, свидетельствуют о том, что он не исключает повторного баллотирования.

«Сейчас у Зеленского неплохой рейтинг, и с ним он может стартовать на будущих возможных выборах, но для этого ему надо побороть несколько кризисов. Прежде всего, это наличие несистемного кандидата. Условно говоря, кто-то вроде Притулы или Комаровского может стать новым Зеленским. То есть, сейчас в обществе есть кандидаты, которые могут заменить Зеленского», – считает политолог.

По его словам, показательными также здесь есть события вокруг политиков времен Зеленского, в частности, Виталия Кличко и Дмитрия Разумкова.

С начала мая в подразделениях КГГА провели немало массовых обысков, которые Кличко называет системным давлением и осквернением его репутации. В ОПУ еще с 2019 года витает идея распределить полномочия мэра Киева и председателя КГГА (сняв тем самым Кличко с последней должности).

Дмитрия Разумкова недавно отправили в отставку как «невыгодного» для Банковой спикера.

«То есть, против них уже идет борьба, и это подтверждение того, что Зеленский собирается на второй срок», – отметил Давидюк.

При этом он добавил, что у Зеленского сейчас главная задача – думать не только о втором сроке, но и о том, чтобы до конца добыть этот.

«Я думаю, что для Зеленского это вызов – зайти еще раз в должность. Я думаю, что амбиции побить рекорд Кучмы (который был на посту два срока) у него точно есть», – отметил эксперт.

По мнению Петра Олещука, в целом в мире сейчас идет «тренд Зеленских» – несистемных политиков. Поэтому общество может быть готовым еще раз выбрать такого кандидата.

В то же время, считает эксперт, сейчас трудно прогнозировать, как будут развиваться события через два года. Это зависит от многих факторов.

Напомним, ранее Слово и дело» анализировало, какие обещания удалось выполнить Зеленскому за половину своей каденции, а какие обязательства президент выполнить не смог.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: