Известный журналист, главный редактор сайта Цензор.нет Юрий Бутусов полагает, что власть президента Владимира Зеленского угрожает ему убийством. Скандал возник в результате словесной перепалки между Бутусовым и Зеленским на пресс-марафоне 26 ноября. В последующие дни история получила неприятное развитие и теперь грозит имиджевыми потерями для украинской власти.
Причиной конфликта между Юрием Бутусовым и Владимиром Зеленским стала попытка господина Бутусова расследовать срыв спецоперации по поимке «вагнеровцев». Результаты этого расследования, по мнению журналиста, указывали на то, что к провалу секретной спецоперации могут быть причастны высшие должностные лица Офиса президента, вплоть до главы ОП Андрея Ермака.
На пресс-марафоне с участием президента, 26 ноября, Юрий Бутусов заявил Владимиру Зеленскому о ряде проваленных спецопераций, которые проводила украинская разведка помимо истории с «вагнеровцами». В ответ Зеленский обвинил журналиста в причастности к гибели людей, поскольку тот «сливал» информацию. В том числе об экс-главе ГУР Минобороны Василии Бурбе и об ударе украинского беспилотника «Байрактар» по боевикам на Донбассе.
Между журналистом и главой государства возникла перепалка. Обмен колкостями закончился тем, что Юрий Бутусов, уже выйдя из здания, где проходил пресс-марафон, заявил, что Владимир Зеленский вел себя, как человек «без морали и совести» и лишь уважение к должности и статусу Верховного главнокомандующего помешало ему подняться и дать президенту «по морде».
Ситуация продолжила развиваться на минувших выходных, когда господин Бутусов опубликовал в своем Facebook видеоролик со своим участием. На нем главред «Цензора» в полной военной экипировке произвел выстрел из 152-мм гаубицы Д-20. Перед тем, как дернуть шнур, Юрий Бутусов произнес следующую фразу: «За каждое зерно 33-го года, за каждую жертву советских репрессий, по российским оккупантам — огонь!».
В подводке к своему видео журналист написал, что может быть причастен к гибели людей на Донбассе (видимо, тонкий намек на обвинения со стороны Зеленского), но исключительно «российских оккупантов, террористов и убийц украинского народа». При этом он уточнил, что время и место съемки будут указаны позже.
Целый ряд признаков указывал на то, что видео снималось не в зоне боевых действий на Донбассе, в чем, собственно говоря, Юрий Бутусов позже и признался. Да и сама ситуация, когда журналисты, посещая военные учения, принимают участие в стрельбах, не является «эксклюзивной». Автор этих строк в середине «нулевых» освещал большое количество военных маневров. Редко когда прессе не давали на них пострелять, разумеется, при строгом соблюдении правил безопасности. Более того, военные даже организовывали соревнования среди журналистов, результаты которых публиковались в информационных сводках военного ведомства.
Таким образом, у сотрудников СМИ, которые постоянно писали на военную тематику, появился опыт стрельбы из различных видов оружия, включая гранатометы, танки и артиллерийские орудия. В другое время видео Бутусова не вызвало бы никакого резонанса, но только не после перепалки с Зеленским.
Буквально в тот же день ГБР начало уголовное производство по факту публикации Юрием Бутусовым видео с выстрелами из гаубицы, в том числе в порядке статьи 414 УК Украины («нарушение правил обращения с оружием») и ст. 437 УК («планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны»).
Ситуация произвела эффект разорвавшегося 152-мм снаряда из гаубицы Д-20. Сам Бутусов расценил это как месть со стороны Владимира Зеленского. А в понедельник, 29 ноября, советник главы ОП Алексей Арестович, заявил в Facebook, что Бутусов может повторить трагическую участь Георгия Гонгадзе и отметил, что будет просить предоставить журналисту государственную охрану.
Пару недель назад на одном из эфиров Арестович едва не поругался с Бутусовым опять-таки на почве «вагнергейта». Поэтому публикация советника главы ОП вызвала резкую реакцию со стороны главреда Цензора. Среди прочего, Бутусов заявил, что таким образом Офис президента выражает «замаскированную угрозу его жизни», а также осуществляет давление на него, как на журналиста.
На сегодняшний день скандал еще не исчерпан. Злополучный выстрел из гаубицы взялся проверять даже Следком РФ. Количество и масштабы вовлеченных действующих лиц позволяет предположить, что дело в конце концов замнут и крайними окажутся разве что артиллеристы, неосторожно разрешившие Юрию Бутусову произвести выстрел.
Однако имиджевые последствия у этого «сериала» куда более серьезные. Общение с журналистами с переходом на личности и взаимными обвинениями во время пресс-марафона привело к резкому снижению авторитета президента Владимира Зеленского. А дальнейшие события лишь довели ситуацию до абсурда. Между тем, фигура главы государства должна вызывать уважение. Но если это уважение утрачено внутри страны, то стоит ли его ждать на международной арене?
Денис Попович, специально для «Слово и дело»
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»