Новые аэропорты, соглашения и перевозчики: как политики выполняют обещания в сфере авиации

Читати українською
Какие обещания давали политики по авиации, что удалось выполнить, а что нет, читайте в материале Слово и дело.
Слово и дело

Президент Владимир Зеленский объявил о создании национального авиаперевозчика, появление которого он обещал полтора года назад. Предварительно компания получит название «Украинские национальные авиалинии», активное участие в ее создании должна принимать Airbus. «Слово и дело» решило вспомнить, какие обещания давали политики по авиации и что удалось выполнить, а что – нет.

Какие обещания давал президент Зеленский

Владимир Зеленский успел дать достаточно много обещаний, касающихся авиации. Часть из них удалось выполнить, но большинство – пока особенно не продвинулись в выполнении. В то же время несколько обязательств президент уже провалил.

Так, Зеленский обещал восстановить аэропорты в каждом областном центре.

Например, по состоянию на середину 2021 года (по сути по состоянию на середину каденции Зеленского) в программу развития не включены аэропорты Чернигова, Луцка, Хмельницкого – да и публичная риторика теперь сводится к тому, что аэропорт в каждом облцентре не нужен.

Также в 2020 году не было построено три аэропорта, обещанных Зеленским. В то же время бывший министр инфраструктуры Владислав Криклий в интервью «Слово и дело» объяснял, что под строительством новых аэропортов, обещанных президентом, следовало понимать – «обновлены фактически, потому что аэропорты у нас остались в областных центрах еще с советских времен».

Одно обещание по аэропортам ушло Зеленскому в актив как выполненное. Так, в сентябре 2021 года была возобновлена ​​полноценная работа аэропорта «Ужгород» и улучшена его материально-техническая база.

Кроме этого, государство заказало у «Антонова» три новых украинских самолета Ан-178. В конце 2020 года при участии Зеленского состоялось подписание Меморандума между Министерством обороны и Государственным предприятием «Антонов» о сотрудничестве по строительству самолетов для нужд Вооруженных сил Украины.

В апреле прошлого года президент пообещал создать новую государственную авиакомпанию: «Мы построим и государственную авиакомпанию, и сделаем заказы нашему государственному «Антонову», и привлечем много рабочих мест».

Еще одно знаковое для Украины событие, которое удалось реализовать за время президентства Зеленского – подписание соглашения об «открытом небе» с ЕС. Очевидно, это нельзя считать достижением непосредственно шестого президента, – над сотрудничеством с ЕС в этой сфере работали еще правительства Януковича и Порошенко, – тем не менее, обещание «открыть небо» в программе Зеленского было.

«Открытое небо» с ЕС: что даст Украине авиационное соглашениеПодписание открытого неба с Украиной одобрил Совет ЕС. Какую выгоду получит Украина от соглашения – на инфографике.

Также сейчас в процессе реализации несколько обещаний, касающихся строительства аэропортов, например, в Закарпатской области, Виннице, Полтаве, завершение строительства аэроузла в Черкассах.

Владимир Зеленский заявлял, что всего планирует построить около 15 аэропортов. Также обещал распространить программу возобновления аэропортов на строительство двух аэропортов на Донбассе.

Будучи кандидатом в президенты Украины Зеленский обещал уменьшить количество президентских самолетов, продав часть из них. Никаких фактов, свидетельствующих о выполнении этого обещания, пока нет.

Что обещает нынешняя власть

Несколько обязательств нынешних министров прописано в программе правительства. Так, министр инфраструктуры Александр Кубраков должен обеспечить открытие новых маршрутов и увеличение авиарейсов, а также открыть представительство Украины в Совете Международной организации гражданской авиации.

На министра внутренних дел Дениса Монастырского возложено программное обязательство создать единую систему авиационной безопасности и гражданской защиты в органах МВД. В настоящее время это обещание находится в процессе выполнения.

Шмыгаль также пообещал разработать законопроект о введении нулевой ставки НДС на внутренние авиационные перевозки с целью удешевления авиабилетов. «Слово и дело» направило запрос на получение доступа к публичной информации по этому вопросу.

В то же время Шмыгалю не удалось принять меры по поддержке субъектов авиационной деятельности с целью минимизации негативных последствий от карантина. Украина начала возобновлять регулярное авиасообщение еще в июне 2020 года. В мае 2021 года Рада уволила министра инфраструктуры. В министерстве и правительстве планировали разработать и принять законопроекты, которые предусматривали бы поддержку авиационной отрасли на сумму ориентировочно в 500 миллионов гривен. Однако, учитывая, что такая поддержка должна обеспечиваться безотлагательно параллельно с восстановлением регулярного авиасообщения, обещанию присвоен статус «не выполнено».

Заместитель руководителя Офиса президента Кирилл Тимошенко заверял, что в 2021 году международный аэропорт в Черновцах возобновит полноценную работу. Аэропорт действительно заработал, однако отметим, что выполнение этого обещания не входит в компетенцию Тимошенко.

Также Тимошенко заверил, что в Виннице и Херсоне отремонтируют взлетно-посадочную полосу аэропорта. Эти обещания пока находятся в процессе реализации.

Какие обещания давала предыдущая власть

Бывшему министру инфраструктуры Владиславу Криклию за время пребывания в должности не представилось возможности выполнить несколько программных обещаний.

Так, не удалось увеличить долю выполняемых по модели лоукост авиационных маршрутов до 63%. В начале сентября 2020 года в Мининфраструктуры сообщили «Слово и дело», что выполнение приостановили из-за пандемии.

Также не удалось упростить доступ на авиарынок услуг по наземному обслуживанию. На момент увольнения министра не были утверждены авиационные правила, регулирующие процедуру доступа к рынку услуг по наземному обслуживанию в аэропортах.

В то же время Криклию удалось обеспечить модернизацию региональных аэропортов. В течение 2020 года осуществлялась реализация проекта «Реконструкция, строительство аэродромного комплекса коммунального предприятия «Международный аэропорт «Одесса», а также проекта «Строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепр».

Правительству Владимира Гройсмана также удалось выполнить несколько обязательств за время своей каденции.

В 2018 году открыли 48 новых маршрутов авиаперевозок, приступили к выполнению регулярных полетов в Украину 5 новых иностранных авиакомпаний.

За время пребывания Омеляна в должности министра так и не заработал аэропорт в Ужгороде. Несмотря на то, что Международный аэропорт «Ужгород» тогда получил сертификат аэродрома, регулярные рейсы из/в аэропорт не выполнялись.

На Юго-Востоке Украины не создали новый аэропорт. Также Омеляну не удалось ограничить срок использования пассажирских самолетов до 20 лет.

В то же время за его время пребывания в должности в Украине увеличилось количество внутренних авиарейсов и количество международных авиарейсов. Но прежде всего Омелян запомнился тем, что в 2017 году в Украине появился новый авиаперевозчик – компания SkyUp, совершающая внутренние и международные рейсы по системе лоукост.

Напомним, ранее мы писали, почему затягивается строительство Международного аэропорта «Днепр».

Как менялся пассажиропоток крупнейших аэропортов Украины, можно посмотреть на инфографике.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: