Новые аэропорты, соглашения и перевозчики: как политики выполняют обещания в сфере авиации

Читати українською
Какие обещания давали политики по авиации, что удалось выполнить, а что нет, читайте в материале Слово и дело.
Слово и дело

Президент Владимир Зеленский объявил о создании национального авиаперевозчика, появление которого он обещал полтора года назад. Предварительно компания получит название «Украинские национальные авиалинии», активное участие в ее создании должна принимать Airbus. «Слово и дело» решило вспомнить, какие обещания давали политики по авиации и что удалось выполнить, а что – нет.

Какие обещания давал президент Зеленский

Владимир Зеленский успел дать достаточно много обещаний, касающихся авиации. Часть из них удалось выполнить, но большинство – пока особенно не продвинулись в выполнении. В то же время несколько обязательств президент уже провалил.

Так, Зеленский обещал восстановить аэропорты в каждом областном центре.

Например, по состоянию на середину 2021 года (по сути по состоянию на середину каденции Зеленского) в программу развития не включены аэропорты Чернигова, Луцка, Хмельницкого – да и публичная риторика теперь сводится к тому, что аэропорт в каждом облцентре не нужен.

Также в 2020 году не было построено три аэропорта, обещанных Зеленским. В то же время бывший министр инфраструктуры Владислав Криклий в интервью «Слово и дело» объяснял, что под строительством новых аэропортов, обещанных президентом, следовало понимать – «обновлены фактически, потому что аэропорты у нас остались в областных центрах еще с советских времен».

Одно обещание по аэропортам ушло Зеленскому в актив как выполненное. Так, в сентябре 2021 года была возобновлена ​​полноценная работа аэропорта «Ужгород» и улучшена его материально-техническая база.

Кроме этого, государство заказало у «Антонова» три новых украинских самолета Ан-178. В конце 2020 года при участии Зеленского состоялось подписание Меморандума между Министерством обороны и Государственным предприятием «Антонов» о сотрудничестве по строительству самолетов для нужд Вооруженных сил Украины.

В апреле прошлого года президент пообещал создать новую государственную авиакомпанию: «Мы построим и государственную авиакомпанию, и сделаем заказы нашему государственному «Антонову», и привлечем много рабочих мест».

Еще одно знаковое для Украины событие, которое удалось реализовать за время президентства Зеленского – подписание соглашения об «открытом небе» с ЕС. Очевидно, это нельзя считать достижением непосредственно шестого президента, – над сотрудничеством с ЕС в этой сфере работали еще правительства Януковича и Порошенко, – тем не менее, обещание «открыть небо» в программе Зеленского было.

«Открытое небо» с ЕС: что даст Украине авиационное соглашениеПодписание открытого неба с Украиной одобрил Совет ЕС. Какую выгоду получит Украина от соглашения – на инфографике.

Также сейчас в процессе реализации несколько обещаний, касающихся строительства аэропортов, например, в Закарпатской области, Виннице, Полтаве, завершение строительства аэроузла в Черкассах.

Владимир Зеленский заявлял, что всего планирует построить около 15 аэропортов. Также обещал распространить программу возобновления аэропортов на строительство двух аэропортов на Донбассе.

Будучи кандидатом в президенты Украины Зеленский обещал уменьшить количество президентских самолетов, продав часть из них. Никаких фактов, свидетельствующих о выполнении этого обещания, пока нет.

Что обещает нынешняя власть

Несколько обязательств нынешних министров прописано в программе правительства. Так, министр инфраструктуры Александр Кубраков должен обеспечить открытие новых маршрутов и увеличение авиарейсов, а также открыть представительство Украины в Совете Международной организации гражданской авиации.

На министра внутренних дел Дениса Монастырского возложено программное обязательство создать единую систему авиационной безопасности и гражданской защиты в органах МВД. В настоящее время это обещание находится в процессе выполнения.

Шмыгаль также пообещал разработать законопроект о введении нулевой ставки НДС на внутренние авиационные перевозки с целью удешевления авиабилетов. «Слово и дело» направило запрос на получение доступа к публичной информации по этому вопросу.

В то же время Шмыгалю не удалось принять меры по поддержке субъектов авиационной деятельности с целью минимизации негативных последствий от карантина. Украина начала возобновлять регулярное авиасообщение еще в июне 2020 года. В мае 2021 года Рада уволила министра инфраструктуры. В министерстве и правительстве планировали разработать и принять законопроекты, которые предусматривали бы поддержку авиационной отрасли на сумму ориентировочно в 500 миллионов гривен. Однако, учитывая, что такая поддержка должна обеспечиваться безотлагательно параллельно с восстановлением регулярного авиасообщения, обещанию присвоен статус «не выполнено».

Заместитель руководителя Офиса президента Кирилл Тимошенко заверял, что в 2021 году международный аэропорт в Черновцах возобновит полноценную работу. Аэропорт действительно заработал, однако отметим, что выполнение этого обещания не входит в компетенцию Тимошенко.

Также Тимошенко заверил, что в Виннице и Херсоне отремонтируют взлетно-посадочную полосу аэропорта. Эти обещания пока находятся в процессе реализации.

Какие обещания давала предыдущая власть

Бывшему министру инфраструктуры Владиславу Криклию за время пребывания в должности не представилось возможности выполнить несколько программных обещаний.

Так, не удалось увеличить долю выполняемых по модели лоукост авиационных маршрутов до 63%. В начале сентября 2020 года в Мининфраструктуры сообщили «Слово и дело», что выполнение приостановили из-за пандемии.

Также не удалось упростить доступ на авиарынок услуг по наземному обслуживанию. На момент увольнения министра не были утверждены авиационные правила, регулирующие процедуру доступа к рынку услуг по наземному обслуживанию в аэропортах.

В то же время Криклию удалось обеспечить модернизацию региональных аэропортов. В течение 2020 года осуществлялась реализация проекта «Реконструкция, строительство аэродромного комплекса коммунального предприятия «Международный аэропорт «Одесса», а также проекта «Строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепр».

Правительству Владимира Гройсмана также удалось выполнить несколько обязательств за время своей каденции.

В 2018 году открыли 48 новых маршрутов авиаперевозок, приступили к выполнению регулярных полетов в Украину 5 новых иностранных авиакомпаний.

За время пребывания Омеляна в должности министра так и не заработал аэропорт в Ужгороде. Несмотря на то, что Международный аэропорт «Ужгород» тогда получил сертификат аэродрома, регулярные рейсы из/в аэропорт не выполнялись.

На Юго-Востоке Украины не создали новый аэропорт. Также Омеляну не удалось ограничить срок использования пассажирских самолетов до 20 лет.

В то же время за его время пребывания в должности в Украине увеличилось количество внутренних авиарейсов и количество международных авиарейсов. Но прежде всего Омелян запомнился тем, что в 2017 году в Украине появился новый авиаперевозчик – компания SkyUp, совершающая внутренние и международные рейсы по системе лоукост.

Напомним, ранее мы писали, почему затягивается строительство Международного аэропорта «Днепр».

Как менялся пассажиропоток крупнейших аэропортов Украины, можно посмотреть на инфографике.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В VIBER

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться:
АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО
Подпишитесь на наш канал