Строительство аэропорта в Днепре известно продолжительной историей тендеров, сменой подрядчиков, проблемами с финансированием, задержками, заморозкой и разблокировкой строительства. И все же, новая взлетно-посадочная полоса и терминалы понемногу строятся. Недавно мэрия Днепра подала иск, чтобы упразднить сертификат эксплуатанта аэродрома. «Слово и дело» попыталось разобраться, почему затягивается строительство аэропорта, кто за что отвечает и в чем суть претензий горсовета.
Последняя реконструкция взлетно-посадочной полосы в Днепровском аэропорту была около 30 лет назад. Инфраструктура воздушного порта уже достаточно изношенная и устаревшая.
Реконструкция аэродрома приведет к остановке аэропорта на весь период работ (ориентировочно на три года при стабильном и бесперебойном финансировании).
Поэтому развитие Международного аэропорта «Днепр» без остановки возможно только путем строительства нового аэродрома на его территории.
В конце ноября 2019 года в Днепропетровской ОГА объявили, что новый аэродром международного аэропорта начнут строить летом 2020 года и показали проект.
По словам главы Днепропетровской ОГА Александра Бондаренко, новый терминал будет построен раньше полосы. Сдача ВПП в эксплуатацию намечена на III квартал 2022 года.
На сайте «Фининпро» указано, что обновленный аэродром получит новую взлетно-посадочную полосу длиной 3200 метров, магистральную и соединительные рулежные дорожки, новые перроны и будет оборудован современным светосигнальным, метеорологическим оборудованием, которое обеспечит бесперебойную эксплуатацию при любых погодных условиях.
«Прогнозируемый пассажиропоток нового аэропорта может составить до 3 млн. пассажиров в год, что почти в 10 раз превышает количество пассажиров за 2019 год. Новая взлетно-посадочная полоса предусматривает возможность приема судов класса «E» (Boeing 777), в отличие от существующей полосы длиной 2850 м, что позволяет взлет и посадку только судов класса «B» (Boeing 737 и Airbus 320)», – отмечал глава госпредприятия.
В настоящее время прогнозируется, что пассажиропоток аэропорт будет наращивать каждый год. Сначала его планируют увеличить в 2,5 раза – до более чем 1 млн пассажиров в год, максимально – до 4 млн человек.
В целом, строительство аэродрома состоит из следующих пусковых очередей:
- земляные работы, строительство пассажирского и VIP-перронов, строительство рулежной дорожки, соединяющей действующую ВПП с перроном;
- строительство ВПП длиной 2300 м;
- строительство ВПП длиной 3200 м;
- строительство рулежных дорожек.
В сентябре 2020 тогдашний глава Мининфраструктуры Владислав Криклий заявил, что в Днепре стартуют работы по строительству нового аэродромного комплекса в местном аэропорту.
Министр добавил, что строить новый пассажирский и VIP-терминалы будет частный инвестор «НС Днепр».
«Для эффективности реализации проект разделен на несколько частей и определены подготовительные работы отдельным проектом. Их стоимость составит около 12 млн грн. Это позволит выполнить важный объем работ по подготовке инфраструктуры и обеспечить непрерывное функционирование аэропорта на время строительства», – добавил Криклий.
Согласно данным тендера на строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепр», его ожидаемая стоимость составила практически 5,97 млрд грн.
Победитель тендера стал известен в начале 2021 года. Им стала компания «Альтис-Констракшн», предложившая стоимость 3,95 млрд грн (сначала было 4,53 млрд грн). То есть почти на 2 млрд меньше, чем было заявлено заказчиком.
Срок поставки товаров, выполнения работ или услуг установлен до 21 декабря 2023 года.
В то же время из отчета от 26 июля 2021 года стало известно, что договор с компанией расторгли. Причиной указали «ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных в договоре».
Уже в октябре государственное предприятие «Фининпро» подписало контракт о строительстве аэропорта с турецкой компанией «Онур Констракшн Интернешнл» (она участвовала и в предварительном тендере).
Согласно соглашению, завершение работ запланировано на конец 2024 года. Общая стоимость работ составит 5,6 млрд грн (ожидаемая стоимость – 5,71 млрд грн).
Первой должны были начать строить взлетно-посадочную полосу протяженностью 3,2 км. Тендер выиграла ООО «Автомагистраль-Юг». Заявленная стоимость проекта – 12 млн грн.
К концу октября 2021 года в аэропорту Днепра начали строительство новой взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежных дорожек.
В бюджете на 2019 год было предусмотрено выделить 200 млн грн на проектирование и возведение аэродрома. На конец года на финансирование действительно пошли указанные средства.
В начале своей каденции Владимир Зеленский пообещал выделить средства на строительство. Действительно, на проектирование и возведение аэродрома Международного аэропорта «Днепр» в государственном бюджете на 2020 год было предусмотрено 1 миллиард гривен. Тогда же отмечалось, чтобы сделать новую полосу на месте старой нужно полтора-два года.
В то же время, из годового отчета об исполнении Государственного бюджета на 2020 год стало видно, что Верховная рада утвердила выделение 100 млн грн вместо 1 млрд. Более того, по итогам года финансирование так и не осуществилось.
В конце 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Владислав Криклий отмечал, что в государственном бюджете на 2021 год на развитие региональных аэропортов было предусмотрено 2,4 млрд грн. На строительство нового аэродрома в Днепре выделили 1,4 млрд грн.
Однако по состоянию на январь-сентябрь 2021 года потратили 11,29 млн грн.
На 2022 год, согласно правке, поддержанной бюджетным комитетом, на проектирование и строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепр» по отдельной бюджетной программе предварительно должны запланировать 2 млрд 189,4 млн грн.
В настоящее время взлетно-посадочную полосу строит международная компания «Онур Констракшн Интернешнл». Работы выполняются за государственный счет. Их позиционируют как часть программы президента Владимира Зеленского «Большое строительство».
Параллельно частный инвестор, компания DCH харьковского бизнесмена Александра Ярославского, работает над возведением нового терминала. В октябре Ярославский сообщил, что пассажирский терминал аэропорта в Днепре построен на 30%.
«Для строоительства административно-бытового корпуса завершена подготовка сваевого поля, идет заливка ростверков – верхней части фундамента, распределяющая нагрузку несущих конструкций. А на площадке, где строится VIP-терминал, начали забивать сваи», – рассказал он.
Договором предусмотрено, что строительно-монтажные работы и принятие терминала в эксплуатацию должны быть завершены до 1 января 2023 года (однако этот срок автоматически продлевается до даты ввода в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы, строительство которой осуществляется за счет государственного бюджета).
Кроме возведения нового терминала и VІР-терминала, частный инвестор берет на себя также строительство зданий административно-бытового комплекса, привокзальной площади, электрических сетей, сетей водоснабжения и водоотведения, других вспомогательных зданий.
Несмотря на участие частного инвестора, председатель Госагентства инфраструктурных проектов Украины Кирилл Хомяков отмечал, что владельцем новой взлетно-посадочной полосы будет государство. Вся земля под строительство новой ВПП и будущий аэродром находится в государственной собственности.
Осенью 2021 года городской совет Днепра подал иск в суд по поводу «разблокирования неба над Днепром». Заявление касается отмены сертификата эксплуатанта аэродрома «Днепр».
Адвокат Елена Доненко на своей странице в Facebook подчеркнула, что на любом аэродроме есть эксплуатант – это та организация, которая кроме права по обслуживанию аэродромного комплекса (по закону он может находиться только в государственной собственности), имеет неограниченные возможности по блокированию заходов в Днепр других авиаперевозчиков.
В июле 2021 года Государственная авиационная служба Украины подтвердила, что ООО Международный аэропорт «Днепропетровск» является эксплуатантом аэродрома «Днепр».
На сайте YouControl в перечне учредителей ООО указано Публичное акционерное общество «Авиационная компания «Днипроавиа». Авиакомпания является одним из крупнейших украинских авиаперевозчиков и выполняет регулярные и чартерные рейсы в Европу, Ближний Восток и страны СНГ. В августе 2009 года Фонд госимущества Украины продал 94,5% акций «Днипроавиа» компании «Галтера». Компания владеет финансово-промышленной группой «Приват», совладельцем которой является Игорь Коломойский.
В марте 2017 года суд обязал списать 94,5% акций авиационной компании «Днеправиа» в пользу государства. Однако в результате отклонил иск о национализации авиакомпании.
В одном из интервью Доненко подчеркнула, что компания Международный аэропорт «Днепр» является неизменным эксплуатантом аэродрома около 12 лет. По ее словам, когда финансирование строительства аэропорта разблокировал Антимонопольный комитет, одним из условий было обеспечение прозрачной процедуры отбора будущего эксплуатанта.
В то же время адвокат отмечает: владелец аэропорта так и не найден. То есть Минобороны, Кабинет министров, Мининфраструктуры фактически заявили, что он им не принадлежит.
«На сайте владельцем аэропорта указано Министерство инфраструктуры, но на мой адвокатский запрос министерство напрямую дало ответ о том, что на территории аэродрома у министерства нет никакой собственности. Мы подозреваем, что Госавиаслужба, возможно, недостаточно тщательно исследовала документы, которые предоставило ООО МА «Днепропетровск» к сертификации», – рассказала адвокат.
Напомним, на карте «Слово и дело» можно посмотреть, в каком состоянии сейчас находятся украинские аэропорты, сколько из них работают, а сколько нуждаются в ремонте.
Ранее мы также писали, как менялся пассажиропоток крупнейших аэропортов Украины.
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»