Каждый раз перед выборами и сразу после них новая власть говорит о важности пенсионной реформы и необходимости введения накопительной пенсионной системы в Украине. Однако дата запуска постоянно откладывается ‒ Рада до сих пор не приняла необходимые законодательные изменения. В чем суть накопительной системы, почему ее важно внедрить и какие трудности возникают, читайте в материале «Слово и дело».
Что такое накопительная пенсионная система и для чего она нужна
В мире существует несколько видов пенсионной системы: солидарная, накопительная и смешанная.
В солидарной системе работающие граждане содержат пенсионеров за счет пенсионных взносов. В классификации Всемирного банка такая система называется І уровнем.
Накопительная система, или ІІ уровень – это наличие работающих пенсионных фондов, где накопленные средства являются собственностью пенсионеров. То есть взносы туда платят сами граждане (или их работодатели).
ІІІ уровень – это добровольные взносы, которые граждане платят самостоятельно и могут сами определять процент.
Как и во многих странах, в Украине работает смешанная пенсионная система, но все-таки доминирует именно солидарная.
Однако проблема солидарной системы в том, что в Украине становится меньше работающих людей (по крайней мере тех, кто делает это официально), соответственно количество средств, которые можно направить на пенсии, также уменьшается.
К тому же, работодатели иногда прибегают к уменьшению уровня официальной заработной платы – чтобы платить меньше налогов.
В интервью «Слово и дело» министр социальной политики Марина Лазебная объясняла, что солидарная система зависит от демографии.
«Солидарная система – это что? Это зависимость от демографии. Страна, где становится все меньше трудоспособного населения, где, в частности, есть теневая экономика, солидарная система уже не может обеспечить то, о чем мы с вами только что говорили. И в дальнейшем будет труднее. Поэтому ее надо обязательно сбалансировать. Как можно ее сбалансировать? Только накопительным уровнем. То есть, ввести дополнительно к солидарной накопительный уровень», – отмечала она.
Также Лазебная отмечала, что преимуществом накопительной системы является именно то, что люди смогут самостоятельно распоряжаться своим счетом и контролировать его.
«Взносы должен платить я, как работник, на свой счет, и за меня дополнительно должен платить работодатель. Да, есть дискуссии, в равной пропорции или нет. Кто-то говорит, пусть работник платит больше, а работодатель ‒ меньше. Я – сторонник пропорционального состава, чтобы работник и работодатель платили поровну», – добавила министр.
Какие модели накопительной системы предлагают ввести
На данный момент в Верховной раде зарегистрирован законопроект об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении, на который опирается правительство. По словам Лазебной, его планируют принять в первом чтении осенью этого года.
В целом, законопроект предусматривает, что 1% из уплаченных человеком налогов уйдет на его личный счет, еще 2% – от единого социального взноса, который будет платить за работника работодатель.
Предполагается, что человек сможет сам выбрать пенсионный фонд, а при выходе на пенсию выбрать, как именно получать накопленные средства – забрать все или получать деньги равными частями.
Также предлагается, что средства из пенсионных фондов можно будет передавать по наследству, как это предусмотрено Гражданским кодексом.
Марина Лазебная ранее отмечала, что в Украине есть 60 негосударственных пенсионных фондов и предлагала создать их своеобразный рейтинг.
«Можно выставить им правила, авторизовать их, выбрать топ-10, топ-15 и сказать людям: вот твой накопительный счет, он обязателен, но ты можешь выбрать из тех 10-15 фондов по доходности, активам, бэкграунду, по истории, потому что они уже по 15 лет существуют в стране – выбирай и управляй своими активами», – рассказала она.
Еще один открытый вопрос – как избежать или минимизировать нагрузку на фонд оплаты труда. Лазебная также предлагала свой вариант.
«Вот сколько сегодня человек платит? 19,5% НДФЛ плюс военный сбор. Вот в этих пределах, чтобы он заплатил взнос на свой счет. То есть, государственный или местные бюджеты где-то потеряют в поступлениях от НДФЛ. И второе: когда работодатель платит 22% ЕСВ, мы тоже предлагали отчисления в накопительные счета работников, чтобы работодатели делали в этих пределах, без увеличения нагрузки», – отмечала министр.
Президент инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак в комментарии «Слово и дело» рассказал, что на данный момент также пока не зарегистрирован в Раде законопроект, который предусматривает, что 50% накоплений в пенсионный фонд будут от ЕСВ, а 50% – возьмут из бюджета.
«Чтобы не было сопротивления, есть предложение брать (на накопления – ред.) от ЕСВ – 1 или 0,5%, и столько же добавит бюджет – то есть заберут из других налогов. Поэтому вопрос в том, чтобы не повышать дополнительную налоговую нагрузку на граждан – хоть это и не является налогом, ведь это отчисления на личный счет гражданина, который является его собственностью», – отметил он.
Почему возникает проблема по внедрению накопительной системы
По мнению Тараса Козака, одна из ключевых проблем, почему в Украине не могут ввести накопительную пенсионную систему – значительное недоверие к государству.
«У населения есть, в принципе, недоверие к государству. С гражданами нужно работать по всем законам, в том числе и по этому. Разъяснять, в чем суть определенного законопроекта, для чего он важен, почему нужен», – отметил он.
По его словам, люди не понимают, что это за система. Козак отметил, что граждане трудоспособного возраста должны отчислять часть доходов, поэтому им нужно объяснять, насколько это важно.
«Конечно, с людьми надо коммуницирвать и разъяснять, почему так надо, почему во всем мире есть такая практика, почему солидарная система не справляется, почему с солидарной системой невозможно достичь больших размеров пенсии в сегодняшних демографических и экономических условиях Украины. Об этом нужно постоянно писать и говорить правительству, экспертам, СМИ», – считает президент инвестиционной группы.
Эксперт пояснил, что сейчас речь не идет о том, что через 5-10 лет солидарная система исчезнет. Она продолжит работать и дальше.
«То есть работодатели граждан, приближающихся к пенсионному возрасту, так же, как и все остальные, будут отчислять часть доходов в эту систему. Когда у граждан будет право на пенсию, они будут получать ее из нескольких источников – и с I уровня, и дополнительно со II уровня», – отметил он.
По словам Козака, если граждане успели накопить немного средств, тогда, возможно, будет единовременная выплата, ведь нет смысла растягивать ее на несколько лет.
Марина Лазебная ранее также отмечала, что содержать тех пенсионеров, которые уже есть, будет солидарная система.
По словам Тараса Козака, запуск накопительной пенсионной системы планируется с 1 января 2023 года – когда первые отчисления попадут на накопительные счета граждан.
То есть, если украинец выходит на пенсию в феврале 2023 года, он имеет право получить накопленные средства в виде пенсии. Первые пенсии со II уровня, по словам специалиста, должны быть уже через месяц после внедрения системы.
Напомним, в конце сентября Лазебная озвучила три этапа внедрения накопительных пенсий.
Ранее мы писали, как Зеленский выполняет президентскую программу по переходу на накопительную пенсионную систему.
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»